Введение Семья - образование более древнее, чем сама история. Это социальная единица существует сегодня во всех частях света. Глядя назад, сквозь века, можно заметить признаки существования семьи во всех цивилизациях, сведения о которых донесла до нас история. Удивительно, что роль семьи в жизни человека воспринимается как нечто само собой разумеющееся. С одной стороны, прошедшие тысячелетия - вполне достаточный срок, чтобы свыкнуться с данным фактом. С другой стороны, каждое поколение заново это осознает. Семья является сложнейшей подсистемой общества. Она выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений и являет собой персональную среду жизни и развития детей. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее культуру общества.
Для воспитания детей, важное значение, имеет личный пример родителей. Родители составляют первую общественную среду ребенка. В результате в первые годы жизни происходит запечатление образов родителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание действиям, словам, чувствам, отожествление себя с близкими людьми и т.д. Т.А. Березина, И.А. Хоменко, Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, З.И. Теплова и другие утверждают, что ребенок нуждается в педагогически грамотных родителях, что является соблюдением его прав на полноценные условия развития. Одним из средств повышения педагогической грамотности родителей является их педагогическое образование (Носова Е.А., Швецова Т.Ю.). В процессе освоения психолого-педагогических знаний продолжает развиваться личность самих родителей. Образование родителей является основой раскрытия их творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение. В современных исследованиях (Бабаева Т.И., Березина Т.А., Носова Е.А., Швецова Т.Ю., Арнаутова Е.П. и др.) особое внимание обращается на то, что родители нуждаются в помощи со стороны педагога дошкольного учреждения. Актуальность исследования заключается в том, что современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. Но ведь именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств.
Цель методической разработки определить особенности организации педагогического процесса ДОУ, направленного на формирование представлений о семье у детей четвертого года жизни. Гипотеза исследования базируется на предположение о том, что обогащение представлений о семье у детей четвертого года жизни будет осуществляться успешно в том случае если: • педагоги повышают свою компетентность в данном направлении работы; • создание предметно - развивающей среды; • родители осознают значение и важность семьи и являются активными участниками работы данной темой.
Анализ психолого-педагогическая литература по проблеме формирования представлений о семье у детей четвертого года жизни показал, что необходимо изучить определить особенности организации педагогического процесса ДОУ, направленного на формирование представлений о семье у детей четвертого года жизни. Результаты диагностики показали, что: 1. Уровень представлений о семье у детей неполный, многие дети считают, что семья это только мама и папа, 25% детей не знают как зовут родителей. Дети недополучают внимания со стороны родителей, несмотря на то, что всех детей чаще хвалят, доверяют помогать по дому, проводят вместе праздники. Дети редко играют в сюжетно- ролевую игру «семья» и в группе и дома. Родители предпочитают играть с детьми в настольные и подвижные игры, 37,5 % детей чувствуют себя в своей семье отстраненно от своих родителей, им не хватает внимания родителей. 2. Родителями признается необходимость формирования представлений о семье у детей, но в то же время 68,75% родителей, считают, что играя в сюжетно-ролевую игру «семья» у детей не воспитываются качества важные для будущего семьянина, они предпочитают настольные или подвижные игры. 50% считают, что для ребенка главное это общение со сверстниками и материальное обеспечение, только 43,75%родителей дома играют с детьми, чаще с ними играют бабушка, дедушка, брат или сестра. Таким образом, по результатам проведенной нами диагностики было выявлено, что уровень представлений о семье у детей неполный, многие дети считают, что семья это только мама и папа. Дети редко играют в сюжетно-ролевую игру «семья» и в группе, и дома. При этом родителями признается необходимость формирования представлений о семье у детей. Отдельной проблемой стоит недостаток внимания к детям со стороны родителей, несмотря на то, что всех их хвалят, доверяют помогать по дому, проводят вместе праздники. Мы считаем, что работа по формированию представлений о семье у детей 4 года жизни ведется недостаточно. Анализ результатов диагностики позволил прийти к осознанию проблемы формирования представлений о семье у детей четвертого года жизни и разработать формирующий проект. Результаты теоретического анализа литературы и данных констатирующего эксперимента позволили предположить, что планомерная и успешная организация педагогического процесса, направленного на формирование представлений о семье у детей 4 года жизни возможна в том случае, если: - педагог способен планировать совместную деятельность по теме «Семья», - планомерно используются разнообразные формы, методы и приемы, способствующие успешному формированию представлений о семье; - родители – активные участники педагогического процесса. При разработке проекта мы опирались на работы исследователей, занимавшихся и занимающихся проблемами детско-родительских отношений и образования родителей (Березиной Т.А., Евдокимовой Е.С.). Эти работы заложили основы построения психолого-педагогической технологии, определили содержание коррекционной работы на каждом этапе. Цель формирующего проекта – определить педагогические условия для эффективного обогащения представлений о семье у детей четвертого года жизни. Задачи формирующего проекта: 1) Повысить педагогическую компетентность воспитателей по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи в данном направлении работы. 2) Обогатить предметно - развивающую среду группы детского сада по теме «Семья». 3) Подвести родителей к осознанию важности взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме формирования представлений о семье у детей. В проекте мы выделили следующие направления работы: ? планирование различных форм, и методов работы с детьми по формированию представлений о семье у детей 4 года жизни; ? организация сотрудничества с родителями по данной проблеме. В ходе первого направления работы следует провести следующие мероприятия с субъектами педагогического процесса (воспитателями, детьми, родителями): - семинары для педагогов на тему «Семья глазами ребенка», «Как помочь родителям приобщить детей к традициям семьи»; - разработать с воспитателями перспективный план работы по формированию представлений о семье у детей 4 года жизни; - использовать различные формы и методы работы с детьми с целью обогащения и расширения представлений детей о семье, взаимоотношений между членами семьи их ролях и обязанностей; сплоченности семьи; профилактика и коррекция негативно-эмоционального отношения ребенка к родителям; - организовать сюжетно-ролевые игры на семейную тематику; - чтение детской художественной литературы на тему «Семья», «Дом» и т.д.; - выставка – стенд детских работ на тему «Семья глазами ребенка», где дети могут изобразить свои представления о семье. Для реализации первого направления проекта формирующего этапа экспериментальной работы разработана тематика и содержание семинаров для воспитателей младших групп детского сада, которые отражены в таблице.
«Семинары для воспитателей по проблеме формирования представлений о семье у детей 4-го года жизни». Тема Основное содержание «Семья и проблемы воспитания: традиции и современность». Цель – вызвать интерес педагогов к современной семье и ее проблемам; уточнить и дополнить знания педагогов о традициях современной семьи. Особенности взаимоотношений в семье. Современные модели семейного воспитания. Цели и содержание успешного семейного воспитания. Различные виды традиций семьи: духовные, связанные с сохранением и укреплением здоровья членов семьи, труд в семье. Праздники в семье (досуг). «Семья глазами ребенка». Цель – систематизировать знания педагогов об особенностях современного ребенка младшего дошкольного возраста; создание условий в группе детского сада для формирования представлений о своей семье у детей. Основные понятия представления, как образа и восприятия семьи. Особенности современного ребенка 4-го жизни. Практическая часть - создание условий для формирования представлений о семье у детей. «Педагогический практикум» Цель - решение игровых педагогических ситуаций и их обсуждение. Составить сценарий занятия с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Я, мама, папа». Проанализировать составленные воспитателями сценариев занятий. Предполагаемые результаты: применение полученных педагогами знаний в работе по формированию представлений о семье у детей 4-го года жизни; использование диагностики по семейному воспитанию детей для планирования работы; правильная организация предметно-развивающей среды в группах. Перспективный план по формированию представлений о семье у детей 4 лет Месяц Познавательная деятельность Игровая деятельность Продуктивная деятельность Художественная литература январь Мама. папа, я - дружная семья Беседы: « как мы отмечали новогодний праздник», «маленькие помощники» Сюжетно- ролевая игра «семья» Рисование «Шарики на елке» А. Введенский «на лыжах» февраль Рассматривание иллюстраций. Беседа «Праздник пап и дедушек» Беседы:«где работает папа» Игра-ситуация «Папа - хороший хозяин» Аппликация «кораблики» Чтение: А.Барто «грузовик» .Б.Заходер «Грузовик» март Праздник мам. Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседа « Вот какая мама, золотая прямо». Игра- ситуация «бабушка приехала» «мама пришла с работы» Изготовление подарков мамам и бабушкам Я.Аким «Мама» Л.Квитко «Бабушкины руки»
Мероприятия по обогащению представлений о семье у детей 4 лет Сюжетно-ролевые игры Название игры «Семья». Цель: Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Игровой материал: Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки- животные. Подготовка к игре: наблюдения за работой няни, наблюдение за тем как мамы играют гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», З. Александрова» Мой мишка». Постройка мебели. Игровые роли: Мама, папа. Название игры «Семейный обед». Цель: Приобщение детей к семейным традициям (совместный семейный обед в выходной день) Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепления знаний названиях одежды. Игровой материал Подготовка к игре Игровые роли Краткое содержание. Название игры «Банный день». Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности. заботливое отношение к младшим. Игровой материал: Ширма, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы- заместители, кукольная одежда, куклы. Подготовка к игре: Чтение произведения «девочка чумазая»и « Купание» из книги А. Барто « Младший брат» Просмотр мультфильма « Мойдодыр». Рассматривание картины Е.И. Радиной, В.А. Езикеевой « игра с куклой». Игровые роли: мама, бабушка. Беседа с детьми Тема: «Моя семья». Цель - учить детей называть членов своей семьи. Знать, что все в семье заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Тема: «Я и мой папа». Цель: Воспитать у детей доброе отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека. Тема: «Я и моя мама» Цель задачи: развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме, вызывать чувство благодарности за заботу, дать детям более четкое представление о роли матери в семье (хранительница домашнего очага, хозяйка…). Беседа «С КЕМ Я ЖИВУ» Цели: - Воспитывать уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о близких. - Учить составлять короткий рассказ, используя в речи распространенные предложения. Материал: семейные фотографии, фиксирующие какие-то важные для ребенка события и на которых есть члены его семьи; бумажные фигурки взрослых и детей; домики деревья, игрушки и другие предметы. Беседа «семья» Цели: вызвать у детей интерес к собственной личности; дать детям представление о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат и т.д.); показать отличие конкретного человека от других людей (по имени, возрасту, полу и т.д.); воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому родному человеку – маме; учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи. Оборудование: сюжетная картинка «Семья»; кукла Маша; магнитофон и кассета с записью веселой музыки; альбомы, цветные карандаши (по количеству детей). В ходе второго направления работы была организована просветительская работа с родителями. Использовались следующие формы работы с родителями: - наглядные информационные стенды для родителей «Семья и ее традиции»; - совместный детско-родительский проект на тему «Наши имена»; - родительские собрания на темы: «Семейные традиции», «Зачем ребенку нужна мама» и т.д. (цель - дать родителям знания об особенностях семейных ролей, обязанностях, о видах семейных традиций и возможности приобщить детей к ним); - проведение игрового детско-родительского тренинга «Наша семья».
Совместный детско-родительский проект на тему «Наши имена» Цели и задачи: –развить инетрес ребенка к истории своей семьи, к познанию своего родословного древа; - помочь ребенку осознать примечательные особенности каждого члена семьи и уникальность сочетания этих особенностей как основы самоценности и неповторимости семьи; Формировать у ребенка чувство ответственности за жизнь вокруг себя и укреплять доброе отношение к близким; Приобщить ребенка к традициям семьи; - улучшить эмоционально- психологический климат в семье. Предполагаемые результаты: Родители и воспитатели начинают лучше понимать своих детей4 Развивают и совершенствуют свои педагогические способности; Начинают усерднее работать над собой, легче признавать свои ошибки ,говорить о своих недостатках; Создают более гармоничные отношения в семье и детском саду,начинают искать способы лучше выразить свои и донести до детей свою любовь; Проявляют большой интерес к истории своей семьи,переосмысливают отношения с близкими и родственниками.
Игровой детско-родительский тренинг «Наша семья». Цель – создание доверительной атмосферы для общения родителей и детей, нацелить взрослых и дошкольников на доверительные отношения между ними; Краткое содержание: • Упражнение «Солнечный зайчик». Цель – снятие эмоционального напряжения. Родителям и детям предлагается представить, что по ним бегает солнечный зайчик, которого они должны погладить. Таким образом, участники игры гладят себе руки, голову, колени и живот. • Упражнение: «Доверительное падение». Цель - почувствовать доверительные отношения между родителями и ребенком. Упражнение выполняется в паре. Дети падают на руки своему папе(маме). • Игра «Чудесная поляна». Цель - снятие мышечного напряжения, расслабление мышц рук, ног, корпуса. Родители и дети располагаются на ковре, расслабляются и представляют, что они в лесу. • Упражнение «Признание в любви». Цель - выразить свои чувства, признаться в любви своим детям. Родители пишут и зачитывают признания в любви своим детям. • Игра «Узнай по голосу». Родителям предлагается закрыть глаза и узнать по голосу своего ребенка. Эта игра обостряет чувство привязанности родителя к ребенку. • Игра «Составь семью». Цель – способствовать развитию сплоченности действий родителей и детей. Отцы и дети совместно составляют свою семью из геометрических фигур. • Рефлексия. В конце игротренинга родителям и детям задаются вопросы: «Чем мы сегодня занимались? Что понравилось? Что было трудно? Для чего это нужно?». Предполагаемые результаты реализации проекта будут проявляться в: интересе и желании детей, педагогов и родителей общаться между собой на семейную тематику; осознание родителями своей значимости в воспитании и развитии дошкольников; улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми, признание родителями и педагогами необходимости формирования представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста. Проект ведется в нескольких направлениях: планирование различных форм, и методов работы с детьми по формированию представлений о семье у детей 4 года жизни; организация сотрудничества с родителями по данной проблеме. Родители признают необходимость формирования представлений о семье у детей, но в то же время больше половины взрослых, считают, что играя в сюжетно-ролевую игру «Семья» у детей не воспитываются качества важные для будущего семьянина. Родители в большей степени уделяют внимание познавательной сфере детей, что проявляется в том, что они играют с дошкольниками только в настольные игры. Выявленные особенности позволили на формирующем этапе дипломной работы разработать педагогические условия, в которые вошли: - семинары и методические рекомендации для воспитателей по формированию представлений о семье у детей 4-го года жизни; - мероприятия для родителей по взаимодействию ДОУ и семьи, связанные с вопросами формирования представлений о семье у детей; - подобраны сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников на семейную тематику. Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: проблема формирования представлений о семье у детей 4-го года жизни является весьма актуальной в настоящее время, в связи с тем, что результатом этого процесса является личноcть, способная к осуществлению процесса коммуникации и коммуникативного взаимодействия.
|