Перницкая Валентина Геннадьевна. Современные методы закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и семье

Современные методы закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и семьеСовременные методы закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и семье

Выполнил воспитатель: Перницкая В. Г. Г. Междуреченск 2017 МБДОУ № 27 «Росинка»

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что ключевой позицией обновления детского сада на современном этапе развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. По мнению Ю.Ф. Змановского, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни ребенка.

Проблема укрепления здоровья дошкольников на современном этапе стоит особенно актуально, так как становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья детей, высоким уровнем простудных заболеваний, недостаточной физической и двигательной активностью детей дошкольного возраста. В перечне причин, определяющих, по мнению ученых Бальсевич В.К, Антонова Ю. Е., Баль Л.В., Кузнецова М. Н. сложившуюся ситуацию, называют снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование дошкольных учреждений. Эффективным средством укрепления физического здоровья дошкольников, по мнению В. Д. Сонькина, советского физиолога П.К. Анохина и других ученых, изучавших данную проблему, является закаливание.

  Скачать: Современные методы закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и семье (полный конспект)

У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Основные принципы закаливания впервые были сформулированы в 1910 году выдающимся педиатром Г.Н. Сперанским. Он обращал внимание на то, что осуществлять закаливание следует только при полном здоровье ребенка, увеличивая постепенно интенсивность процедур, проведение которых должно быть систематическим при строгом соблюдении индивидуальных особенностей. Известный ученый Е.А Аркин отмечал, что закаливание для ослабленного ребенка имеет еще большее значение, чем для здорового. Необходимо ослабить его чувствительность к инфекциям и усилить сопротивляемость организма.

Проблемы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое разностороннее отражение в научных трудах М.Н. Алиева, В.К. Велитиченко, С.М. Иванова, С.П. Кожина, К.Н. Способиной и других исследователей. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Е.Д Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими. Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Вырастить здорового ребенка – главная задача родителей и педагогов. Закаливание организма – это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат – снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

В настоящее время в дошкольных учреждениях используют современные формы закаливания, которые отбираются по следующим критериям: они доступны, просты в применении, не требует большой подготовки, сложной организации, материальных затрат, а также могут использоваться в любое время года.

Закаливание — это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.

Влияние закаливания на физическое здоровье детей.

Механизмы терморегуляции у детей, особенно в дошкольном возрасте, еще недостаточно развиты. В процессе закаливания под воздействием пониженных температур тренируются и совершенствуются эти механизмы. Когда незакаленный ребенок переохлаждается, то возникает рефлекторная реакция со стороны дыхательных путей, начинаются чихание и кашель. При этом эпителий верхних дыхательных путей, выполняющий благодаря своим ворсинкам защитную функцию, не может обеспечить защиту организма от проникновения микробов. Закаливание обеспечивает повышение устойчивости организма к воздействию подобных неблагоприятных факторов окружающей среды. Так, при закаливании с помощью холодного воздуха или воды организм начинает терять тепло, что провоцирует формирование механизмов, способствующих сохранению тепла. Поэтому, когда закаленный ребенок попадает в условия с пониженной температурой воздуха, сформировавшийся комплекс этих механизмов не допускает потери тепла организмом, ребенок не заболевает. Кроме того, закаливание способствует формированию у детей принципов и привычек здорового образа жизни, что имеет большое социально-педагогическое значение.

Закаливание — это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня. Закаливание детей требует немалых усилий и упорства.

Систематическое закаливание ребенка следует начинать с раннего возраста и регулярно проводить его до последних дней пребывания ребенка в детском учреждении, только тогда оно приобретает привычный характер. Основным условием при этом является согласованность в работе педагогического, медицинского и технического персонала, а также установление контакта с родителями.

В научной литературе дается более трехсот определений понятия «здоровье», отражающих авторские концепции. П.И. Калью, анализируя различные дефиниции сущности здоровья, выделил обобщающие признаки:

  • нормальная функция организма на всех уровнях его реорганизации, нормальное течение физических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству
  • динамическое равновесие организма и его функций и факторов окружающей среды
  • способность к полноценному выполнению основных функций, участие в социальной деятельности и общественно — полезном труде
  • способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность
  • отсутствие болезни, болезненных состояний либо болезненных изменений; — полное физическое и духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармонического взаимодействия всех органов.

Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова: «Физическое здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

Физическое здоровье — это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энциклопедия).

Физическое здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (из Устава Всемирной организации здравоохранения).

На основе этих определений можно сделать вывод, что здоровье — это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

В структуре физического здоровья можно выделить следующие компоненты:

  • Генетически заложенное здоровье
  • Фактическое здоровье
  • Здоровье как результат социальной деятельности
  • Здоровье как результат психологического комфорта
  • Здоровье как результат воспитания.

Сохранять и улучшать здоровье — огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

По своему физическому и психическому состоянию, основываясь на данных медицинских обследований, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, дети делятся на группы здоровья.

Прежде чем соотнести детей к той или иной группе здоровья, необходимо изучить и оценить их состояние по четырем основным критериям: наличие или отсутствие заболеваний; уровень физического и психического развития, гармоничность развития; уровень физических систем организма; устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе и к заболеваниям).

Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом:

  • К первой группе здоровья относятся здоровые дети и хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются с заболеванием и имеют минимальное число пропусков по болезни
  • Ко второй группе относятся тоже здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в крови, могут наблюдаться небольшие отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечнососудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости
  • К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. Эти дети состоят на диспансерном учете у педиатра или специалиста и получают регулярное лечение.
  • К четвертой группе относятся дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма
  • К пятой группе относятся дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские дошкольные учреждения общего профиля и массовым осмотром не охвачены.

Дети, отнесенные по состоянию здоровья к первой группе, составляют основную медицинскую группу по физическому воспитанию и занимаются в дальнейшем по полной программе физического воспитания.

Дети, отнесенные по состоянию здоровья ко второй группе, составляют подготовительную группу по физическому воспитанию и занимаются по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований.

Дети, отнесенные по состоянию здоровья к третьей группе здоровья, занимаются в спецгруппах с учетом уровня физической подготовленности и нозологии.

Дети, отнесенные по состоянию здоровья к четвертой группе здоровья, занимаются в группах ЛФК или индивидуально.

Просмотров: 13683
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Матковская Ирина Михайловна. Закаливание организма по средствам использования упражнений и игр на воде
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Худякова Вера Анатольевна. Консультация для родителей «Закаливание – залог здоровья!»
  • Бережнова Екатерина Николаевна. «Аквааэробика как форма развития детского организма»
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Павлова Луиза Николаевна. Экспериментальная работа в ДОУ по оздоровлению детского организма
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Гончарова Ольга Николаевна. Конспект занятия по физической культуре для старшей группы «Укрепление физического здоровья детей»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Кропачева Татьяна Александровна. «Нетрадиционные способы оздоровления детского организма посредством гимнастики у–шу»
  • Смирнова Екатерина Валерьевна. ДНИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Ирина Лопушанская. Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
  • Этери Зумбадзе. Оздоровление детского организма посредством акватерапии
  • Сулейманова Альбина Ибрагимовна. «Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка через использование здоровьесберегающих технологии»
  • Гандабеско Татьяна. Использование игр Галанова по оздоровлению и укреплению организма дошкольников
  • Романенко Ираида Игоревна. Викторина «Дети – спорт — здоровье» для родителей и педагогов.
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Елена Александровна Давыдова. Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих простудными заболеваниями
  • Морковкина Наталья Александровна. «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Чернова Татьяна Анатольевна. Мастер-класс «Кинезиология – уникальный способ сохранения и укрепления психического и физического здоровья»
  • Баутина Елена Александровна. Здоровьесберегающие технологии как основа укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь