Пархоменко Елена Сергеевна. Исследовательский проект проект «Строение организма»

Исследовательский проект проект «Строение организма»

Составила: Хворова Настя, Заркова Рита

Подготовительная группа

Руководитель проекта: Пархоменко Елена Сергеевна

Раздел: Познание

В проекте представлена информация о строении человеческого организма, собранная из разных источников (журналы, познавательная литература, иллюстрации, интернет-источник «Яндекс»), доступная по содержанию для детей дошкольного возраста. Легким, доступным языком, с использованием стихов, в проекте раскрывается сущность и строение основных систем человека.

 

Скачать конспект

Материалы проекта можно использовать в совместной деятельности с детьми при ознакомлении детей со строением организма человека. У детей формируется интерес к своему организму, а также воспитывается желание следить за здоровьем своего организма, расширяется кругозор дошкольника, а также интерес к познавательной деятельности.

Содержание

  1. Этапы подготовки и реализации проекта
  2. Пояснительная записка
  3. Цель, задачи, гипотеза
  4. Модель трех вопросов
  5. Информационные листы по реализации проекта:
  • желудок человека
  • кишечник
  • сердце – строение и функция сердца
  • легкие человека
  • кожа, функция кожи
  • работа мышц
  • скелет человека

- что такое органы чувств?

- правила личной гигиены и здоровья человека.

6. Презентация проекта

7. Приложение

8. Список литературы

Этапы подготовки и реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Постановка проблемы, определение темы, цели, задач

2 этап. Реализация проекта

Сбор информации, подбор иллюстраций, разучивание стихов, использование интернет-источников.

3 этап.

Подготовка к презентации.

Подготовка мультимедийного продукта.

Презентация проекта — телепередача.

1 этап

Подготовительный

  • Пояснительная записка

Данный проект направлен на формирование интереса детей к познавательной деятельности, получение новых представлений об организме человека, и взаимодействии его основных систем. У детей подготовительной группы сформированы начальные представления об организме (есть руки, ноги, голова и т.д.), но для чего это предназначено, где находятся основные части организма и их функции для жизнедеятельности человека, нам предстоит узнать, а также получить знания о внутреннем строении человека.

Этот проект поможет сформировать интерес к познавательной деятельности, самостоятельно и с помощью взрослых получить новые представления об организме человека, сформирует желание следить за своим здоровьем.

Материалы проекта рекомендуется использовать для расширения кругозора ребенка дошкольного возраста по разделу «Познание».

Цель: узнать, как устроен человек, для чего предназначены его составляющие, и как они функционируют.

Задачи: вместе с родителями прочитать книги и энциклопедии об организме человека, рассмотреть иллюстрации, найти в интернете материал, разучить стихи.

Гипотеза: если мы узнаем о строении человека, то сможем лучше заботиться о своем организме.

Объект исследования: организм человека.

Предмет исследования: строение организма.

Методы исследования:

  • анализ литературы.
  • беседа.
  • наблюдение.

2 этап

Реализация проекта

Модель трех вопросов

Информационные листы по реализации проекта

Желудок человека

Слово "желудок" произошло от латинского gaster и представляет собой не что иное, как просто мышечный полый орган, который находится в левом подреберье и эпигастральной области.

Желудок человека выполняет несколько функций:

- он является "пищевым резервуаром"

- осуществляет переваривание поступающей пищи

- выполняет работу всасывания пищи

- осуществляет секрецию биоактивных веществ

Есть очень интересный факт: объем пустого желудка человека не такой уж и большой — всего 500 мл., а вот после приема пищи в среднем он увеличивается до 1 литра, но может растягиваться и до 4-х! Вот насколько эластичен желудок человека.

Нижний пищеводный сфинктер оделяет его (желудок человека) от пищевода, а привратник желудка — от двенадцатиперстной кишки.

Физиология и функции желудка человека

Если по-простому объяснять работу желудка, то начинать нужно с желез слизистой оболочки. Они выделяют желудочный сок, в состав которого входят следующие ферменты: химозин, пепесин, липаза, кислота соляная и пр. Он (сок желудочный) предназначен для расщепления белков и некоторых жиров и, кроме всего прочего, для обеззараживания поступающей пищи.

При помощи мышечных сокращений желудок человека перемешивает желудочный сок с пищей, тем самым образуя кашицу — химус, которая через привратник удаляется оттуда частями. Пища обычно задерживается в желудке человека на срок от 4 до 6 часов в зависимости от ее консистенции.

Расщепляя пищу желудок всасывает выделяемые из нее (пищи) углеводы, воду, этанол и некоторые виды солей.

На сегодняшний день практически все заболевания желудка человека лечатся медикаментозными методами, при которых применяются весма разнообразные препараты: от адсорбентов и слабительных средств до антибиотиков. Результативность таких препаратов иногда очень высока, но последствия от нарушений микрофлоры желудка человека, обычно, весма плачевны и зачастую приводит к еще более серьезным заболеваниям.

Трансфер фактор — универсальный иммуностимулятор не имеет абсолютно никаких побочных эффектов. Его даже советуют беременным и новорожденным. Ведь ясно, что все болезни желудка человека берут начало в заболеваниях иммунной системы и трансфер фактор — это как раз то, что необходимо в этом случае. Этот препарат производится на основе молозива, которое является важнейшим фактором для формирования микрофлоры желудка человека начиная с момента его появления на свет.

Кишечник

Кишечник (intestina) — часть пищеварительного канала, начинающаяся от привратника желудка и заканчивающаяся заднепроходным отверстием. В кишечнике происходит переваривание и всасывание пищи, удаление образующихся шлаков, синтезируются некоторые интестинальные гормоны, он также играет важную роль в иммунных процессах.

АНАТОМИЯ И ГИСТОЛОГИЯ

Кишечник разделяется на тонкую и толстую кишку. Длина тонкой кишки колеблется в пределах 160—430 см; у женщин она короче, чем у мужчин. Диаметр тонкой кишки в проксимальной ее части в среднем равен 50 мм, в дистальной части кишки он уменьшается до 30 мм. Тонкая кишка делится на двенадцатиперстную (см. Двенадцатиперстная кишка), тощую и подвздошную кишку. Тощая и подвздошная кишки подвижны, лежат внутрибрюшинно (интраперитонеально) и имеют брыжейку, представляющую собой дупликатуру брюшины. Между листками брыжейки находятся нервы, кровеносные и лимфатические сосуды, лимфатические узлы и жировая клетчатка,

Толстая кишка имеет длину, равную в среднем 1,5 мм, диаметр ее в начальном отделе составляет 7—14 см, в каудальном — 4—6 см. Она разделяется на 6 частей: слепую кишку, восходящую ободочную, поперечную ободочную, нисходящую ободочную, сигмовидную ободочную и прямую кишку. От слепой кишки отходит червеобразный отросток (аппендикс), представляющий собой рудиментарный орган, который, по мнению ряда авторов, имеет как лимфоидный орган важное функциональное значение. Переход восходящей ободочной кишки в поперечную ободочную получил название правого, или печеночного, изгиба ободочной кишки, переход поперечной ободочной в нисходящую — левого, или селезеночного, изгиба ободочной кишки.

Кишечник снабжается кровью из верхней и нижней брыжеечных артерий. Отток крови происходит по верхней и нижней брыжеечным венам, являющимся притоками воротной вены. Чувствительная иннервация кишечника осуществляется чувствительными волокнами спинномозговых и блуждающего нервов, двигательная — симпатическими и парасимпатическими нервами.

Стенки тонкой и толстой кишки состоят из слизистой оболочки, подслизистой основы, мышечной и серозной оболочек. В слизистой оболочке кишечника различают эпителий, собственную пластинку и мышечную пластинку. Слизистая оболочка тонкой кишки образует ворсинки — выросты, выступающие в просвет кишечника. На 1 мм2 поверхности приходится 20—40 кишечных ворсинок; в тощей кишке их больше и они длиннее, чем в подвздошной. Кишечные ворсинки покрыты каемчатыми эпителиоцитами, выросты их плазматической мембраны формируют множество микроворсинок, благодаря чему резко увеличивается всасывающая поверхность тонкой кишки. В собственной пластинке слизистой оболочки имеются трубчатые углубления — крипты, эпителий которых состоит из аргентаффиноцитов, бескаемчатых энтероцитов, бокаловидных и панетовских клеток, продуцирующих различные ингредиенты кишечного сока, в т.ч. слизь, а также интестинальные гормоны и другие биологически активные вещества. Слизистая оболочка толстой кишки лишена ворсинок, но в ней имеется большое количество крипт. В собственной пластинке слизистой оболочки К. находятся скопления лимфоидной ткани в виде одиночных и групповых лимфатических (пейеровы бляшки) фолликулов. Мышечная оболочка К. представлена продольными и круговыми гладкомышечными волокнами.

Сердце — строение и функции сердца

Сердце человека — романтический орган. У нас оно считается вместилищем души. «Сердцем чувствую» — говорят в народе. У африканских аборигенов оно считается органом ума. Здоровое сердце представляет собой сильный, непрерывно работающий орган, размером с кулак и весом около полкилограмма. Cостоит из 4-х камер.

Мышечная стенка, называемая перегородкой, делит сердце на левую и правую половины. В каждой половине находится 2 камеры. Верхние камеры называются предсердиями, нижние — желудочками. Два предсердия разделены межпредсердной перегородкой, а два желудочка — межжелудочковой перегородкой.

Предсердие и желудочек каждой стороны сердца соединяются предсердно-желудочковым отверстием. Это отверстие открывает и закрывает предсердно-желудочковый клапан. Левый предсердно-желудочковый клапан известен также как митральный клапан, а правый предсердно-желудочковый клапан — как трехстворчатый клапан. Правое предсердие получает всю кровь, возвращающуюся из верхней и нижней частей организма. Затем через трикуспидальный клапан, оно посылает ее к правому желудочку, которое в свою очередь нагнетает кровь через клапан легочного ствола — к легким.

В легких кровь обогащается кислородом и возвращается в левое предсердие, которое через митральный клапан посылает ее в левый желудочек. Левый желудочек через аортальный клапан по артериям нагнетает кровь по всему организму, где она снабжает ткани кислородом. Обедненная кислородом кровь по венам возвращается в правое предсердие. Кровоснабжение сердца осуществляется двумя артериями: правой венечной артерией и левой венечной артерией, которые являются первыми ветвями аорты. Каждая из венечных артерий выходит из соответствующей правой и левой пазух аорты. Для предотвращения кровотока в обратном направлении служат клапаны.

Виды клапанов: двухстворчатый, трехстворчатый и полулунный.

Полулунные клапаны имеют клиновидные створки, которые препятствуют возвращению крови на выходе из сердца. В сердце есть два полулунных клапана. Один из этих клапанов предотвращает обратный ток в легочной артерии, другой клапан находится в аорте и служит для аналогичной цели. Другие клапаны предотвращают ток крови из нижних камер сердца в верхние. Двухстворчатый клапан находится в левой половине сердца, трехстворчатый – в правой. У этих клапанов схожее строение, но один из них имеет две створки, а другой, соответственно, три. Для перекачки крови через сердце в его камерах происходят чередующиеся расслабления (диастолы) и сокращения (систолы), во время которых камеры наполняются кровью и выталкивают ее соответственно.

Естественный водитель ритма, называемый синусовым узлом или узлом Кис-Фляка, располагается в верхней части правого предсердия. Это анатомическое образование, которое контролирует и регулирует сердечный ритм в соответствие с активностью организма, временем суток и многими другими факторами, влияющими на человека. В естественном водителе ритма сердца возникают электрические импульсы, которые проходят через предсердия, заставляя их сокращаться, к атриовентрикулярному (то есть предсердно-желудочковому) узлу, расположенному на границе предсердий и желудочков. Затем возбуждение по проводящим тканям распространяется в желудочках, вызывая их сокращение. После этого сердце отдыхает до следующего импульса, с которого начинается новый цикл.

Основной функцией сердца является обеспечение кровообращения сообщением крови кинетической энергии.

Легкие человека. Работа легких

Испокон веков в сознании людей тесно переплелись представления о жизни и дыхании. На вопрос: "Подчиняется ли дыхание нашей воле?" — большинство людей ответит: "Да, подчиняется". Но такой ответ не совсем точен. Мы можем задержать дыхание всего лишь на несколько минут, не больше. Чередование вдохов и выдохов подчиняется особым, не подвластным нашей воле закономерностям, и останавливать дыхание можно лишь в ограниченных пределах.

Каков же механизм дыхания? Легкие благодаря эластичности своей ткани способны сжиматься и разжиматься. Плотно прилегая к внутренней поверхности грудной клетки, в которой благодаря работе мышц и диафрагмы давление ниже атмосферного, они пассивно следуют за ее движениями. Грудная клетка расширяется, объем легких увеличивается, внутрь их устремляется атмосферный воздух — так происходит вдох. С уменьшением объема грудной клетки и соответственно легких воздух из них выдавливается в окружающую среду — так происходит выдох.

Движения грудной клетки обусловлены согласованными сокращениями и расслаблениями межреберных мышц и грудобрюшной преграды — диафрагмы, отделяющей грудную полость от брюшной. В тот момент, когда все эти мышцы одновременно сокращаются, ребра (1 на рисунке), подвижно соединенные с позвоночником, принимают более горизонтальное положение, а диафрагма, натягиваясь, становится почти плоской (2) — происходит увеличение бъема грудной клетки. Затем с расслаблением мышц ребра наклоняются (3), а диафрагма поднимается (4) и объем грудной клетки уменьшается. Таким образом, мы не расширяем грудную клетку с помощью вдоха, а, наоборот, способны произвести вдох благодаря расширению грудной клетки.

Ритмичные сокращения и расслабления мышц, изменяющих объем грудной клетки, регулируются центральной нервной системой. К межреберным мышцам подходят нервные окончания от грудной части спинного мозга (5), а к диафрагме — из его шейного отдела. Деятельность спинного мозга в свою очередь всецело подчиняется импульсам, которые поступают из головного мозга. В нем находится область, получившая название дыхательного центра (6).

Дыхательный центр способен к автоматической беспрерывной деятельности, благодаря которой поддерживается известная ритмичность в увеличении и уменьшении объема легких. Клетки дыхательного центра определяют количество углекислоты, которая поступает в мозг вместе с кровью. Как только процентное содержание углекислоты превышает норму, дыхательный центр выдает сигнал. Он распространяется по спинному мозгу и нервам, несущим сигналы к мышцам грудной клетки. В результате дыхание углубляется и учащается, организм, получает кислород из атмосферного воздуха, увеличивает выделение углекислоты.

Перед тем как попасть в легкие, вдыхаемый воздух проходит через носоглотку, трахею и бронхи (7). Здесь он увлажняется и согревается; часть веществ, загрязняющих воздух, оседает на слизистых оболочках носоглотки, трахеи, бронхов и затем удаляется оттуда вместе с мокротой во время кашля и чихания.

Кожа. Функции кожи

Кожа — самый большой орган нашего тела, который играет важную роль в жизнедеятельности организма и осуществляет сложный комплекс физиологических функций.

Она активно участвует в процессе обмена веществ, прежде всего водном, минеральном, энергетическом, жировом, углеводном.

Кожа является мощным депо для углеводов, для циркулирующих иммунных комплексов, антител и антигенов, для различных иных продуктов обмена веществ, в том числе шлаков и токсинов. Она выполняет ряд важных специальных функций: защитную, рецепторную, терморегуляционную, секреторную, дыхательную, резорбционную (всасывающую), иммунную.

Будучи внешней оболочкой организма, объединяющей целостно все органы и системы, кожа выполняет функцию механической защиты благодаря прочности коллагеновых и эластичных волокон, значительной электросопротивляемости структур, наличию упругой подкожно-жировой клетчатки. Компактный роговой слой и водно-липидная мантия, покрывающая кожный покров, предохраняют кожу от высыхания.

Водно-липидная мантия препятствует и проникновению извне микроорганизмов, а низкомолекулярные жирные кислоты, содержащиеся в ней, угнетают возможный рост патогенной флоры, поэтому мантия выполняет функцию "стерилизатора" кожи.

Упругая подкожная клетчатка помогает в защите от внешних травм.

Терморегуляториая функция кожи осуществляется разнообразными механизмами, поддерживающими постоянство температуры тела.

Это и изменения теплопроводимости рогового слоя эпидермиса, и свойства волокнистой субстанции дермы и подкожно-жировой клетчатки, и состояние крово- и лимфообращения, и экскреторная способность потовых желез.

Рецепторная функция кожи колоссальна. С одной стороны, кожа защищает организм от многих воздействий внешней среды, с другой — она мощный многофакторный анализатор, она обширное рецепторное поле.

Рецепторное поле кожи тесно взаимодействует с центральной и вегетативной нервными системами.

Кожа непрерывно реагирует на множество раздражений, поступающих из окружающей среды, а также из внутренних органов и центральной нервной системы.

Кожу можно представить себе экраном, на который проецируются изменения деятельности самых различных органов и систем организма человека.

Секреторная функция кожи осуществляется деятельностью потовых и сальных желез, а также посредством образования кератина основного белка эпидермиса. Помимо секреторной, сальные железы осуществляют и экскреторную (выделительную) функцию.

С кожным салом выделяются токсичные вещества, образующиеся в кишечнике, некоторые лекарственные вещества. На функцию сальных желез большое влияние оказывает эндокринная и нервная системы. Тестостерон (мужской половой гормон) стимулирует, а эстрогены (женские половые гормоны) подавляют секрецию кожного сала. Потовые железы во многом определяют контроль температуры тела. Продуцируя пот, они охлаждают кожу, способствуют поддержанию постоянной температуры в организме. С потом из организма также выделяются некоторые лекарственные вещества, в т.ч. антибиотики.

В регуляции деятельности потовых желез ведущая роль принадлежит центральной и вегетативной нервным системам, основным же стимулятором их деятельности является повышение температуры окружающей среды.

Сальные и потовые железы кроме выделения органических и неорганических продуктов минерального обмена выводят из организма углеводы, гормоны, ферменты, микроэлементы, витамины и значительное количество воды/

Здоровая кожа и слизистые оболочки являются иммунным барьером для микроорганизмов. Благодаря иммунологической активности основных структурных частей кожи они реализуют иммунный ответ эпидермиса, дермы и подкожной жировой клетчатки.

Дыхательная и резорбциоинная функции кожи зависят от активности сально-волосяных фолликулов, прочности рогового слоя, состояния водно-жировой мантии. В этой связи поверхность, к примеру, тыла ладоней и подошв отличается слабой всасывающей способностью в результате физиологического гиперкератоза и отсутствия потовых и сальных желез.

В местах же их обильного расположения и слабовыраженного, тонкого рогового слоя резорбционные свойства кожи хорошо проявляются.

Дыхательная функция кожи заключается в поглощении ею кислорода и выделении углекислого газа, однако она в целом гораздо менее значительна по сравнению с легочным обменом.

Роль кожи в обмене веществ, о которой уже упоминалось ранее, особенно важна из-за большой депонирующей ее способности.

Соединительно-тканные клетки, аргирофильные, коллагеновые, эластические волокна и подкожная жировая клетчатка обладают выраженной гидрофильностью, что обуславливает задержку внутриклеточной и внеклеточной жидкости, минеральных веществ, витаминов и микроэлементов.

В коже депонируются углеводы, аминокислоты, холестерин, йод, бром, желчные кислоты и шлаки, образующиеся в процессе перекисного окисления липидов. В этой связи, еще задолго до клинических проявлений общих обменных нарушений в той или иной системе или органе, в коже может возникать ряд патологических процессов, как, к примеру, появление упорного зуда при нарушениях функции печени или стойких гнойничковых элементов при наличии еще недиагностированного скрытого диабета.

Кроме упомянутых присущих коже функций следует назвать также восприятие ультрафиолетовой радиации и участие в метаболизме витамина D, защиту от повреждающего действия солнечного света благодаря продукции и содержанию в клетках меланобластах и меланоцитах пигмента меланина, способного поглощать ультрафиолетовые лучи, и, конечно же, весьма важную для психоэмоционального комфорта человека — косметическую функцию.

Таким образом, функции кожи чрезвычайно разнообразны и очень важны для жизнедеятельности человека.

Работа мышц

Движения в суставах — сгибание и разгибание конечностей — совершаются благодаря поочередному сокращению и расслаблению мышц сгибателей и разгибателей, действующих согласованно вследствие иннервации их нервных центров, последовательно переходящих из состояния возбуждения в состояние торможения.

Работа мышц связана с расходом энергии, которую дает аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), ее запасы в мышцах небольшие и израсходуются за доли секунды. Синтезируется АТФ за счет энергии, освобождающейся при окислении глюкозы, которую приносит к мышцам кровь вместе с питательными веществами и уносит продукты распада и углекислый газ. Таким образом, эффективность работы мышц зависит от кровоснабжения мышц и, следовательно, от работы сердечно-сосудистой системы.

Различают работу статическую и динамическую. При статической работе мышцы находятся в постоянном напряжении, но не сокращаются (поднятие тяжести, удержание груза). Такая работа очень утомительна, особенно для детей и подростков.

Динамическая работа мышц сопровождается поочередными сокращениями и расслаблениями мышц (бег, хождение, плавание, различные игры), она менее утомительна, потребует много энергии.

Показателем эффективности работы мышц является коэффициент полезного действия — КПД, измеряемый по формуле (известной из физики) КПД = A/Q. то есть соотношение выполненной работы к общему количеству затраченной энергии. КПД мышц человека в среднем равно 25-30%, то есть 30% всей энергии затрачивается на сокращение мышц, остальные 70% — преобразуются в тепло.

Утомляемость — это временное понижение работоспособности, наступающее в результате труда и исчезающее после отдыха. Для борьбы с утомлением необходимо чередовать разнообразную деятельность.

Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86, 3 % из воды.

Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения — от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов — благодаря способности мышечных тканей сокращаться. От исправной работы мышц, состоящих из трёх основных групп, зависит не только подвижность организма, но и функционирование всех физиологических процессов. А работой всех мышечных тканей управляет нервная система, которая обеспечивает их связь с головным и спинным мозгом и регулирует преобразование химической энергии в механическую.

В теле человека 640 мышц (в зависимости от метода подсчёта дифференцированных групп мышц их общее число определяют от 639 до 850). Самые маленькие прикреплены к мельчайшим косточкам, расположенным в ухе. Самые крупные — большие ягодичные мышцы, они приводят в движение ноги. Самые сильные мышцы — икроножные (18, 6), жевательные (10, 2).

По форме мышцы очень разнообразны. Чаще всего встречаются веретенообразные мышцы, характерные для конечностей, и широкие мышцы — они образуют стенки туловища. Если у мышц общее сухожилие, а головок две или больше, то их называют двух-, трёх- или четырёхглавые мышцы.

Мышцы и скелет определяют форму человеческого тела. Активный образ жизни, сбалансированное питание и занятие спортом способствуют развитию мышц и уменьшению объёма жировой ткани.

Скелет человека

Соединение костей. Скелет взрослого человека состоит примерно из 220 костей, которые соединены между собой. Некоторые соединения костей совершенно неподвижны, например соединения костей черепа (швы), другие — подвижны или полуподвижны. Подвижные соединения костей называют суставами, например бедренный, коленный, локтевой суставы. На одной из костей, сочленяющихся в суставе, обычно находится ямка — суставная впадина. В нее входит соответствующая ей по форме головка другой из сочленяющихся костей. Впадина и головка покрыты слоем блестящего гладкого хряща. Это облегчает скольжение головки во впадине при движениях в суставе.

Кости, образующие суставы, соединяются очень прочными связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой. В ней находится суставная жидкость. Она уменьшает трение и способствует скольжению головки кости в суставной впадине. Хрящи, связки, суставная сумка относятся к соединительной ткани. Полуподвижные соединения костей с хрящевыми прокладками называют полусуставами.

Скелет головы. Череп состоит из мозгового и лицевого отделов.

Мозговой отдел черепа образован прочно и неподвижно соединенными между собой костями. Это парные теменные и височные, непарные лобная и затылочная кости. В височной кости имеется отверстие наружного слухового прохода. На нижней поверхности затылочной кости есть большое затылочное отверстие, через которое полость черепа соединяется с позвоночным каналом. Кости основания черепа пронизаны мелкими отверстиями. Через них проходят черепно-мозговые нервы и кровеносные сосуды.

В лицевом отделе черепа 15 костей. Самые крупные из них челюстные. Нижнечелюстная кость — единственная подвижная кость черепа. На обеих челюстях имеются ячейки, в которых расположены корни зубов.

Скелет туловища. Позвоночник, или позвоночный столб, состоит из 33-34 коротких костей — позвонков. Каждый позвонок имеет тело и несколько отростков. Позвонки расположены друг над другом. Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, обеспечивающие гибкость позвоночника. Внутри позвоночника в позвоночном канале расположен спинной мозг.

В позвоночнике человека различают шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы.

Грудная клетка, образована 12 парами ребер и грудиной. С каждым грудным позвонком сочленена одна из 12 пар ребер.

Сочленение ребер с позвонками позволяет изменять их положение: приподниматься во время вдоха и опускаться во время выдоха.

Скелет верхних конечностей. Ключицы и лопатки образуют скелет плечевого пояса. К нему подвижно прикрепляется скелет свободной верхней конечности. Он состоит из костей плеча, предплечья и кисти.

Кости конечностей соединены подвижно. Конечности обеспечивают передвижение человека в пространстве и действуют как сложные системы рычагов.

Скелет нижних конечностей. Две массивные плоские тазовые кости сзади прочно сращены с крестцом, а спереди соединены между собой. Они составляют пояс нижней конечности. В впадину каждой из тазовых костей входит шаровидная головка бедренной кости. Скелет свободной нижней конечности состоит из массивной бедренной кости, костей голени и стопы.

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Человека характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только на нижние конечности. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы. Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки. У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник таких изгибов не имеет.

Грудная клетка человека в связи с прямохождением расширена в стороны. У млекопитающих животных она сжата с боков.

Одна из самых характерных черт скелета человека — это строение руки, ставшей органом труда. Кости пальцев подвижны. Самый подвижный, большой палец, хорошо развитый у человека, располагается напротив всех остальных, что важно для различных видов работы — от колки дров, требующей сильных размашистых движений, до сборки ручных часов, которая связана с тонкими и точными движениями пальцев.

В связи с вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем у человека.

Массивные кости нижних конечностей человека толще и прочнее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки.

В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Это связано с большим развитием головного мозга человека.

Что такое органы чувств?

Нервная система постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных датчиков. Они называются органами чувств.

Глаза

Свет воспринимают органы зрения — глаза. От них до мозга путь совсем короткий. Глаза ведь являются его выростами! Твои глаза похожи на два фотоаппарата или на две телекамеры, которые нацелены на окружающий мир.

Наружное отверстие камеры обычно прикрыто прозрачным стеклышком, чтобы внутрь не попала вода и грязь. Есть такое приспособление и в твоих глазах. Это роговица — внешняя прозрачная оболочка глаза. Сделана она из клеток, хорошо пропускающих свет. Поэтому роговицу надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет.

Роль смазки в твоих глазах выполняют слезы.

Радужная оболочка

В фотоаппарате свет проходит через круглое отверстие — диафрагму. Ее размер меняется. В яркий солнечный день диафрагма должна быть маленькой. В пасмурную погоду, когда света немного — большой. Роль диафрагмы в твоем глазу играет радужная оболочка. У разных людей эта оболочка различного цвета: голубая, серая, зеленая, коричневая. Посвети в глаз маленьким фонариком. Отверстие в центре радужки — зрачок — станет меньше. Автоматическая настройка глаза в действии!

Язык

Органы вкуса находятся на языке. Ты их не видишь, потому что это всего лишь группы клеток. Работают они так же, как и остальные органы чувств. То есть воспринимают поступающую информацию и превращают ее в серии слабых электрических сигналов, которые бегут по нервным клеткам к мозгу.

Рецепторы

Группы клеток, способных воспринимать определенные сигналы, называют рецепторами (от лат recipere — получать). Вспомни, ведь по рецепту, который выписал доктор, получают лекарства!

Трудно поверить, но все что ты видишь, слышишь, чувствуешь и воспринимаешь в твоем мозгу является лишь нервными сигналами! Кстати, примерно также происходит дело с информацией в компьютерах. Все, что они умеют делать — это обрабатывать электрические сигналы. Любая цветная картинка, возникающая на экране компьютера, хранится в его памяти как серия электрических сигналов!

Рецепторы органов обоняния

Нетрудно догадаться, что запахи воспринимаются твоим мозгом, тоже как серии сигналов. Их поставляют в мозг органы обоняния. Где эти органы чувств расположены, всем хорошо известно — в носу!

Органы осязания

В коже находятся органы осязания — рецепторы, которые воспринимают давление, тепло и холод. В ответ на сигналы от рецепторов холода просвет кожных капилляров расширяется, кожа краснеет, поток горячей крови через нее увеличивается. Благодаря этому механизму на морозе краснеют щеки. Это только один пример, как твое тело получает информацию с помощью органов чувств и реагирует на нее!

Орган чувств — сложившийся в процессе эволюции специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая благодаря своим рецепторам получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма, то есть из внешней и внутренней среды организма.

Дистантные органы чувств воспринимают раздражения на расстоянии (например, органы зрения, слуха, обоняния); другие органы (вкусовые и осязания) — лишь при непосредственном контакте.

Одни органы чувств могут в определенной степени дополнять другие. Например, развитое обоняние или осязание может в некоторой степени компенсировать слабо развитое зрение.

Органы чувств у человека

Информация, получаемая головным мозгом человека от органов чувств формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

Человек получает информацию посредством шести органов чувств:

глаза (зрение),

уши (слух),

язык (вкус),

нос (обоняние),

вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве)

кожа (осязание).

Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в центральную нервную систему. Она анализирует поступающую информацию и идентифицирует ее (возникают ощущения). Затем вырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующие органы организма.

Проводящие пути от органов чувств у человека — вестибулярный, слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный и вкусовой пути центральной нервной системы.

Правила личной гигиены и здоровья человека

Гигиена – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры

профилактик различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни. Она относится к наиболее древним отраслям медицинских знаний.

Для изучения санитарного состояния окружающей среды и ее влияния на организм человека гигиена использует физические, химические, физиологические, токсикологические и другие методы. Она включает в себя ряд самостоятельных разделов: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.

Личная гигиена — это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Она включает в себя ряд общих гигиенических правил для людей любого возраста:

правильное чередование умственного и физического труда;

занятия физической культурой и закаливанием;

рациональное питание;

чередование труда и активного отдыха;

полноценный сон.

К личной гигиене относятся также требования по уходу за! кожей, зубами, волосами, по содержанию одежды, обуви и жилища.

Следует особо подчеркнуть значение соблюдения правил лич-1 ной гигиены в системе здорового образа жизни. В этом плане важное значение имеют основные требования по уходу за кожей, зубами и волосами.

Кожа — внешний покров тела человека. Площадь поверхности! кожи взрослого человека составляет 1,5—2 м2. Одной из основных! функций кожи является защитная функция. Так, упругая жировая! подстилка кожи и ее эластичность предохраняют от растяжения, давления и ушибов внутренние органы и мышцы. Роговой слой кожи защищает ее более глубокие слои от высыхания. Кроме того,, он устойчив к различным химическим веществам. Пигмент меланин предохраняет кожу от ультрафиолетового излучения. Кожа защищает организм человека от проникновения микроорганизмов, возбудителей инфекций.

Важной защитной функцией кожи является ее участие в терморегуляции (поддержания нормальной температуры тела). 80% всей теплоотдачи организма осуществляется кожей.

Кожа участвует в регуляции обмена веществ в организме, особенно водного, минерального, углеводного и белкового, принимает участие в иммунных реакциях организма, поэтому уход за ней является одним из основных компонентов личной гигиены человека. 4Ь

Сохранение кожи в здоровом состоянии требует постоянной заботы о ее чистоте и проведения процедур закаливания. Чистота кожи — это основное условие ее нормального состояния. В поверхностном слое кожи имеется большое число потовых желез и волосяных мешочков, в которых задерживаются пыль, грязь, бактерии. Кроме того, здесь постоянно скапливаются продукты обмена, выделяемые самой кожей (сало, пот, роговые чешуйки). Все это необходимо систематически смывать с поверхности кожи. Мыть кожу необходимо с учетом ее индивидуальных особенностей. Так, при нормальной и жирной коже для мытья целесообразно использовать нейтральное туалетное мыло, а при сухой — косметическое, глицериновое и др. Пот, чешуйки, кожное сало наиболее хорошо удаляются с поверхности кожи при температуре воды 37—43° С. Ванны и душ в обычных условиях рекомендуется принимать не реже одного раза в неделю, а с учетом экологической обстановки, связанной с загрязнением воздуха, ежедневно. Полезно также ежедневное обливание холодной водой утром и вечером без намыливания, которое помимо гигиенического эффекта оказывает закаливающее, тонизирующее влияние на кожу. Неплохо приучить себя любое мытье тела заканчивать холодным обливанием или душем.

Кожу лица и шеи необходимо умывать утром и вечером. Сухую кожу, чувствительную к атмосферным влияниям (ветер, мороз и др.), не рекомендуется часто мыть с мылом. После умывания или приема водных процедур на кожу лица можно нанести питательный крем. О правильности ухода за кожей лица свидетельствуют ее свежесть и здоровая окраска.

Кожу рук необходимо мыть с мылом, водой комнатной температуры, так как очень холодная вода сушит кожу, а горячая — сильно обезжиривает. Кожу ног желательно мыть ежедневно вечером, после рабочего дня. При этом после мытья полезно пользо-ваться специальными кремами для ухода за кожей ног, которые помимо питательного эффекта предотвращают образование трещин на подошвах, способствуют профилактике грибковых заболеваний кожи.

Благоприятное влияние на состояние кожи оказывают воздушные ванны, купания в открытых водоемах и др.

В личной гигиене большое значение имеет здоровое состояние зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Это важно для нормального процесса питания, для профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Основная функция зубов — измельчение, пережевывание пищи. Хорошо пережеванная и пропитанная слюной пища способствует нормальной работе органов пищеварения. Уход за полостью рта — это прежде всего сохранение в здоровом состоянии зубов. При недостаточном уходе за полостью рта могут развиваться болезни зубов. Наиболее распространенным заболеванием зубов является кариес. Основной причиной его возникновения считают разрушающее действие микроорганизмов зубного налета на твердые ткани зубов.

Одной из мер профилактики кариеса считается регулярная чистка зубов. Зубы необходимо чистить после завтрака и особенно тщательно (не менее 3 мин) после ужина. Для чистки зубов рекомендуют пользоваться щеткой с искусственной щетиной. Кроме того, в промежутке между едой и перед сном (после чистки зубов) следует избегать употребления сладостей и мучных блюд. Для профилактики состояния зубов рекомендуется не менее двух раз в году обращаться к зубному врачу.

Личная гигиена включает в себя и уход за волосами. Волосы — роговые нитевидные производные кожи, образующие волосяной покров — защищают тело (голову) от механических повреждений и потери тепла. На продолжительность жизни, интенсивность роста и свойства волос оказывают влияние уход за ними, а также мероп-риятия по укреплению организма (нормальный сон, рациональное питание, занятия физической культурой, закаливание).

Прежде всего волосы необходимо содержать в чистоте. Жирные волосы рекомендуют мыть один раз в неделю, сухие и нормальные — один раз в 10—14 дней. Для мытья волос лучше использовать мягкую воду (лишенную солей кальция, магния, железа), а также дождевую. Сухие волосы рекомендуется мыть специальным шампунем, а жирные — безмыльным шампунем. Кроме того, для сохранения волос рекомендуется за 2—3 ч до мытья (жирных волос) втереть в кожу головы сок алоэ, моркови или лука. Для ополаскивания жирных волос рекомендуется использовать настой из корней лопуха. Сухие волосы рекомендуют ополаскивать подкисленной водой, содержащей сок лимона.

Для расчесывания волос рекомендуется использовать щетку с натуральной щетиной, при усиленном выпадении волос — редкий гребень.

Полезен также ежедневный массаж головы. Поль Брэгг в книге «Ваши волосы и ваше здоровье» рекомендует: «Для того, чтобы волосы были здоровыми, необходимо, чтобы для вас стали ритуалом утренний и вечерний массаж кожи головы подобно чистке зубов. Это стимулирует рост волос, так как поток крови, идущий к голове, питает все ткани, влияя на рост волос. Массаж расслабляет кожу головы, и благодаря этому обеспечивается хорошая циркуляция крови. Массаж также обеспечивает рост «волосяной почвы» под скальпом, предотвращая его дегенерацию (вырождение). Запомните, когда вы теряете «волосяную почву» на черепе, вы лысеете! Никогда не забывайте, что хорошее питание и хорошая циркуляция крови скальпа — необходимые требования для сохранения «волосяной почвы». За волосами надо ухаживать, как за хорошим садом».

Стрижка волос также является необходимым условием ухода за волосами. Мужчинам рекомендуется стричь волосы один раз в 3—4 недели, женщинам — по мере необходимости. Содержание белья и одежды в чистоте является одним из важнейших условий личной гигиены. Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений и не нарушать кровообращение и

дыхание. Смену нательного белья рекомендуется проводить: в прохладное время — не реже одного раза в неделю, летом — два раза в неделю.

Обувь также должна соответствовать установленным гигиеническим требованиям. Она не должна стеснять ногу, препятствовать естественному движению стопы. Следует всегда носить обувь, соответствующую сезону и климатическим условиям региона про-живания.

3 этап

Сроки: апрель 2012г.

Подготовка к презентации.

Приложения

Используемая литература

  1. Гомболи Марио. Человек. Прогресс; 1994г.
  2. Дорохов А. Про тебя самого. Детская литература, 1989г.

В здоровом теле – здоровый дух!

Берегите и охраняйте своё здоровье!

Рецензия

В процессе работы над проектом Настя и Рита увлеченно рассматривали иллюстрации и познавательную литературу о строении организма человека, обращались с просьбами к воспитателям и родителям. Много интересного материала девочки нашли в интернете, который помог им в разработке проекта и презентации.

Вместе с детьми проводили интересные исследования по изучению организма: надували воздушные шары, чтобы определить работу легких, изучали окружающий мир с помощью органов чувств, наблюдали за работой сердца и т.д.

С большим интересом Настя и Рита увлекались художественным творчеством при изображении органов человека.

Таким образом, можно сказать, что работа над данным проектом помогла активизировать познавательный интерес и способствовала развитию памяти, речи, проявлению творческих способностей.

Просмотров: 552
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Редактор. Роль огня в жизни человека
  • Данилова Лилиана Николаевна. КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Главный Редактор. Воздействие инфразвука на организм человека
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Борзова Анастасия Александровна. Конспект НОД «Здоровая семья – Здоровая нация» На тему: «Воздух в жизни человека»
  • Кирсанова Елена Станиславовна. Музыка и цвет в жизни человека
  • Казакова Оксана Михайловна. Конспект НОД НА ТЕМУ «Тело человека»
  • Сафиуллина Чулпан Мубараковна. Занятие с проведением опытов на тему: «Вода в жизни человека»
  • Голунова Наталья Валерьевна. Сценарий итогового мероприятия проекта «Бабушкин сундук» праздник, посвященный Дню пожилого человека, «Секреты бабушкиного сундука»
  • Псарева Ольга Сергеевна. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Электричество в жизни человека»
  • Анисимова Юлия Владимировна. Эссе воспитателя Анисимовой Юлии Владимировны «Детство — важный этап в общем развитии человека»
  • Кожанова Людмила Николаевна. Проект «Собака – друг человека!»
  • Жидких Наталья Владимировна. Презентация 'Собака друг человека'
  • Главный Редактор. Плавание и физическая красота человека
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Альмяшкина Нурия Маликовна. Статья «Окружающая среда и здоровье человека»
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Шекера Лариса Владимировна. Стихи ко дню пожилого человека
  • Екатерина Игоревна Назаренко. Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с использованием ИКТ. Тема: «Большой мир маленького человека»
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Тарасенко А. С. Кувыкова И.А.. Конспект занятия по ОБЖ для старшей группы «Огонь друг и враг человека»
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Софьина Татьяна Алексеевна. Воспитать человека интеллектуально
  • Черноголова Вера Андреевна. Спортивные соревнования для детей старшей группы ко Дню пожилого человека
  • Бородина Ирина Владимировна. Праздник посвящённый 'Дню пожилого человека'
  • Дулькина Татьяна. Сценарий концерта для ветеранов к дню пожилого человека.
  • Коняхина Татьяна Анатольевна. Отчет о проведении месячника «День пожилого человека»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь