Елена Александровна Давыдова. Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих простудными заболеваниями

Укрепление здоровья детей старшего дошкольного  возраста, часто болеющих простудными заболеваниямиАнализ заболеваемости, проведённый  в нашем дошкольном учреждении за последние три года, показал, что на первое место вышла заболеваемость  органов дыхания инфекционного характера, рост  которой отмечается  в период межсезонья. 65% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции и грипп. Среди хронической патологии преобладают болезни органов  дыхания  (трахеиты,  бронхиты  и т.д.). Известно, что нарушение дыхательной функции при заболеваниях органов дыхания чаще всего связано с изменениями  механизма дыхательного акта (дискоординация дыхательных движений, появление поверхностного, учащённого дыхания). Дело в том, что многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. У таких детей узкие  плечи,  впалая  грудь, бледность  щёк,  приоткрытый  рот.  Верхние  дыхательные  пути  у детей относительно  узки, а  их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается. Ткани легких  очень нежны.  Подвижность грудной клетки ограничена. Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легкого. Ритм дыхания у детей неустойчив, легко нарушается. В связи с указанными особенностями возникает необходимость укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких.
В детском возрасте в связи с повышенной реактивностью организма любое заболевание органов дыхания быстро приводит к общим расстройствам  организма, нарушению функций всех систем и органов. В 4-7 лет отмечена наибольшая напряжённость функционирования сердечно-дыхательной (кардио-респираторной) системы. Именно в этом возрасте возникают нарушения в её работе. В силу вышеизложенного инструктор по физической культуре обязан выявлять индивидуальные  морфофункциональные  особенности двигательной активности ребёнка и на этой основе строить его обучение путём рациональной регламентации деятельности, объёма и интенсивности занятий.
Функция дыхания – важнейший биологический процесс и одновременно это единственная  жизненно важная функция  организма, допускающая в достаточно широких пределах волевое вмешательство.  Благодаря высокой степени обучаемости дыхательной системы  произвольная регуляция доступна уже с дошкольного возраста.
Болезни органов дыхания можно предупреждать профилактическими мероприятиями, путём поддержки функций организма и его возможностей
для тренировки дыхательной  мускулатуры.
Одним из направлений решения проблемы оптимального через закаливающие  процедуры, физическое воспитание и лечебные немедикаментозные методы.
К таким методам можно отнести дыхательную гимнастику. Для ослабленного детского организма правильное дыхание, способствующее развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления. Для формирования правильного дыхания  особенно полезны упражнения, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности лёгких.  Следует учитывать, что их действие будет эффективно в том случае, если их будут применять на фоне упражнений с общим воздействием.
Мышечная система и органы дыхания всегда находятся в определённом соотношении между собой. Установлено, что кора головного мозга при мышечной работе оказывает не только пусковое, но и корригирующее влияние, обеспечивая адекватную данной работе лёгочную вентиляцию, кровоснабжение лёгких, темп и ритм дыхания. При этом устанавливается условно-рефлекторная связь между привычными видами мышечной деятельности и дыханием. В детском возрасте эти отношения устанавливаются быстрее, что открывает большие возможности перед применением специальных дыхательных упражнений для общей тренировки организма и для развития дыхательной мускулатуры у детей, ослабленных туберкулёзной интоксикацией.
Дыхательные  упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Создание игровых пособий
соотношения обучения и физического воспитания детей 5-7 лет является создание искусственной среды, что предполагает насыщение пространства для занятий физическими упражнениями различным оборудованием и инвентарем. В этом плане малогабаритные игровые дыхательные пособия являются доступным средством, которое компенсирует недостаток движений ребёнка. Выполнение комплексов упражнений с «дыхательными» игровыми пособиями служит: элементом педагогических технологий, ориентированных на укрепление здоровья, повышение уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся; способом повышения двигательной активности ребёнка средствами физической культуры в условиях дефицита времени.
Отмечено, что упражнения на тренажёрах интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста, они в значительной мере повышают их эмоциональный тонус, развивают чувство ответственности и самоконтроля. Поэтому мы поставили задачу создания игровых приспособлений для тренировки  дыхательной мускулатуры, создания  простейших дыхательных тренажёров, создающих мотивацию для различных по силе и длительности вдохов и выдохов.
Мною приготовлены игровые тренажёры для тренировки мышц, участвующих в дыхательном процессе. Тренажёры помогают формировать мотивацию для выполнения специальных  упражнений дыхательной гимнастики.
1. Игровой тренажёр дыхательной мускулатуры «Ветерок» тренирует  силу вдоха и выдоха. В «карманчик» одного конца широкой ленты помещается мячик или шарик (теннисный, каучуковый, резиновый и т.д.), а другой конец ленты фиксируется бантом на горизонтальной перекладине. Высота подбирается для каждого ребёнка индивидуально. Делая вдох, нужно раскачать подвешенные мячи. Одновременно подвешиваются несколько мячей разной тяжести.
2.Игровой тренажёр дыхательной мускулатуры «Шарик в лабиринте» тренирует длительность выдоха. На горизонтальной плоскости из деталей конструктора составляется лабиринт с несколькими выходами. По лабиринту нужно прокатить мяч, дуя на него. Размер и вес мяча можно изменить, а в выходах из лабиринта поместить различные игрушки.
3. Игровой тренажёр дыхательной мускулатуры «Воздушный футбол» тренирует силу вдоха и выдоха. Изготовление «футбольного поля»: на картоне или плотной плёнке шириной 50 см. и длиной 70 см. по периметру прикрепить «бортики» из деталей конструктора с двумя промежутками – «воротами» 10 см. на коротких сторонах. Двум игрокам нужно забить гол в ворота соперника, дуя на мяч (вес мячика изменяется и зависит от успехов играющих).
4.Игровой тренажёр дыхательной мускулатуры «Воздушный бильярд», Изготовление «бильярдного стола»: в фанере или в очень плотной прозрачной клеёнке вырезать «лунки» диаметром 5-7 см. С нижней стороны «стола» к каждой «лунке» приклеить бумажные или пластмассовые стаканчики (в них будут скатываться шарики). Около каждой лунки написать количество очков или приклеить различные картинки (цветочки, машинки и т.д.). Приготовить коктейльные трубочки разного диаметра по количеству играющих детей. Из картона вырезать обруч диаметром 20-25 см. В него должны помещаться одновременно 6-8 теннисных шариков. Игрокам предлагается задуть в лунки шарики, дуя на них через воздушные трубочки. Диаметр трубочек, вес шариков изменяется и зависит от успехов играющих.
5.Игровой тренажёр  «Дыхательный калейдоскоп».  В основании любого размера прозрачной  пластмассовой бутылочки, наполненной разноцветным конфетти,  иглой проделать 10 – 15 дырочек. В завинчивающуюся крышку вставить и закрепить коктейльную трубочку.   От активно вдуваемого воздуха в бутылочку через коктейльную трубку конфетти приходит в движение, напоминающее калейдоскоп. Следить за чётким выполнением  вдоха носом, а выдоха ртом. В качестве усложнения упражнения использовать трубочки меньшего диаметра, конфетти можно заменить мелко нарезанной цветной бумагой. Трубочки съёмные и индивидуальные.
6.  Игровое пособие «Воздушное поле чудес». По периметру лёгкой прозрачной ткани диаметром 3 метра прикрепить на расстоянии двадцати сантиметров по две ручки из разноцветной тесьмы. Одновременно играют от десяти до двадцати участников, которые поднимают «поле» на уровне груди, держась обеими руками за «ручки». На центре ткани лежат разноцветные воздушные шары различного диаметра и формы. По команде игроки должны задуть наибольшее количество шаров на сторону соперника. Хорошим эмоциональным дополнением может служить одновременное подбрасывание вверх  лежащих на ткани воздушных шаров. Это же «поле чудес» можно использовать для шуточного футбольного матча, если заменить воздушные шары на большой резиновый надувной шар и по команде, встряхивая за ручки ткань, стараться скинуть шар на пол со стороны соперника
7.  Игровое  пособие  «Воздушная  горка»
Тренирует силу вдоха и умение многократно  выдыхать. Наклонная  плоскость (дл.80см и ширина 25 см). В основании ёмкость  для  шарика,  а  в  верхней  части  прикрепить  коробочку.  Ребёнок, дуя  на  шарик, перемещает  его в коробку на верхней части наклонной плоскости.
Для успешного освоения детьми упражнений на игровых дыхательных  тренажёрах целесообразно соблюдать следующие  правила:
1. Дышать надо в хорошо проветренном помещении;
2. Выполнять упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
3. Нагрузка увеличиваться должна постепенно за счёт увеличения числа повторений и изменения веса мячей;
4. Игры выбираются индивидуально и не должны быть принудительными
и однообразными.
Теоретическая значимость.
Полученные результаты мониторинга  дополняют и углубляют теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста новыми данными о возможности совместного применения традиционных физических упражнений и нетрадиционных средств (игровых пособий для развития дыхательной мускулатуры) в  оздоровлении  и развитии  дошкольников старшего возраста и представляют теоретическую основу для практических действий педагогов ДОУ.

Просмотров: 1193
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Инна Юрьевна Токарева. Комплексы дыхательной гимнастики для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания
  • Егорова Елена Сергеевна. Консультация для педагогов «Использование дыхательной гимнастики в непрерывной образовательной деятельности по физической культуре»
  • Михайлова Ольга. Конспект совместной деятельности детей и взрослых с использованием ЭОР (диск с «БОС») «Увлекательное путешествие в страну здоровья»
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»
  • Рядовая Н.И. Велавас А.В.. «Лечебные игры» «Профилактические игры органов дыхания» средняя группа
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Колесникова Инна Владимировна. Комплекс дыхательной гимнастики после сна
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Камашева Нафиса Имамовна. Картотека дыхательной гимнастики
  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Саклакова Л.В., Коченова Г.В.. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТАНОВКИ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
  • Дружинина Ирина Павловна. Роль дыхательной гимнастики в устранении недостатков произношения
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Газина Алевтина Владимировна. «В помощь физинструктору детского сада. Комплексы упражнений с использованием лечебных мячей SIT-45 для детей дошкольного возраста»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Воронина Лариса Павловна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Сороко Ольга Владимировна. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь