Дружинина Ирина Павловна. Роль дыхательной гимнастики в устранении недостатков произношения

Роль дыхательной гимнастики в устранении недостатков произношения

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы; нужно еще научить ребенка правильно дышать.

Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена, дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание.

Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.

 

Скачать конспект

Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе.

Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а также влияют на продолжительность и силу выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на работу дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем организма.

Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченными поверхностными дыхательными движениями. Поэтому сначала нужно определить, достаточно ли хорошо дышит каждый ребенок, чтобы обеспечить дыхательную поддержку речи. Тем, у кого дыхание неправильное (ключичное), показаны индивидуальные занятия с педагогом, так как этот тип дыхания часто приводит к напряжению и поднятию грудной клетки и плеч.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

Работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, реализуется путем использования поэтапной системы формирования речи. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, эта работа носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку:

  • — умения дышать носом,
  • — на развитие ротового выдоха,
  • — умения дифференцировать носовой и ротовой выдох,
  • — рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель — увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Цель дыхательных упражнений – увеличить ёмкость лёгких, научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на вдохе, научить детей различать носовой и ротовой вдох, носовой и ротовой выдох.

Существуют принципы проведения дыхательных упражнений:

  • дыхательные упражнения необходимо проводить в хорошо проветренной комнате не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды;
  • одежда не должна стеснять ребенка, чтобы вдох он производил без напряжения;
  • вдох нужно производить плавно, не поднимая плеч, не втягивая живот при выдохе.

Для осуществления контроля за правильностью выполнения дыхательных упражнений необходимо уметь правильно их выполнять. Приведу небольшой пример комплекса упражнений, которую мы используем в своей практике с детьми.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики

«Зайчики» «Цветочный магазин»

Вдох – через нос. Вдох – через нос.

Выдох – через нос. (Следить, чтобы не поднимались плечи). Выдох – через рот. (Задание ребенку: покажи, как ты нюхаешь цветы).

«Ныряльщики» Варианты: а) нюхать цветы, зажав указательным пальцем правую ноздрю;

Вдох – через рот. б) нюхать цветы, зажав указательным пальцем левую ноздрю;

Выдох – через нос. (Задание ребенку: покажи, как ты ныряешь в воду).

«Погреем руки»

Вдох – через рот.

«Артист» Выдох – через рот. (Задание ребенку: погрей свои руки, подыши на них).

Длительное пение гласного звука на одном выдохе.

Вдох – через нос

Выдох – через рот.

А-А-А-А…, У-У-У-У…, О-О-О-О…, И-И-И-И…

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи и шею. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

Здоровый организм

Крепкий сон Правильная речь

Хорошая память Красивый голос

Правильное дыхание

Просмотров: 375
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Елена Федоренкова. Презентация 'Игры и упражнения на развитие речевого дыхания'
  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Инна Юрьевна Токарева. Комплексы дыхательной гимнастики для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания
  • Сороко Ольга Владимировна. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Филатова Елена Венедиктовна. Конспект открытого занятия вокального кружка «Домисолька» Тема: «Развитие речи детей через логоритмические упражнения»
  • Мысягина Наталья Васильевна. Проект «Речевое дыхание-основа правильной речи»
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Саклакова Л.В., Коченова Г.В.. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК СРЕДСТВО ПОСТАНОВКИ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Абраменкова И.В. Зинина И. С.. Проектная деятельность в младшей группе «Правильное дыхание – путь к здоровью!»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»
  • Воронина Лариса Павловна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Редактор. Программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально-логоритмические занятия
  • Редактор. Программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально-логоритмические занятия. Часть 2
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Левченко Ольга Сергеевна. Буклет 'Развитие речевого дыхания'
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь