Управление образования Администрации г. Усть-Илимска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Зайчик»
Фестиваль «Палитра мастер–классов» Направление: «Есть идея!»
Подготовила: Саргас Надежда Борисовна МБДОУ д/с № 25 «Зайчик» учитель-дефектолог высшая квалификационная категория
г. Усть-Илимск, 20
«Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему».
Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а следовательно, и внимание претерпевает изменения.
Внимание – важная сторона познавательной деятельности, это сосредоточенность на чём-либо. Оно связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенностей зависят такие качества: наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями
Внимание обладает свойствами такими как: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребёнка.
Виды внимания
Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Произвольное внимание являются слова активное и волевое т.е. подчеркивает активную позицию личности при сосредоточенности внимания на объекте.
Внимание в психологии — это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.
Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.
Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить проблему в развитии внимания у детей дошкольного возраста — распылённость, рассеянность, неустойчивости, узости внимания, – это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределение и объём. Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития данного психического процесса, которое проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания.
Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными: К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовским, Н.А. Цыпиной, Л.И. Переслени, В.В. Лебединским, И.Ф. Марковской, У.В. Ульенковой и другими. Все исследователи отмечают, что у детей с задержкой психического развития отмечаются несформированность разных свойств внимания.
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, были С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие.
Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т.д.
Именно поэтому развитие внимания детей с ЗПР и определение оптимальных путей коррекции нарушений внимания у данной категории дошкольников определяют актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной мною темы: «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений».
Следовательно, необходимо развивать у дошкольника способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, быстро переключать внимание с одного объекта на другой, научить подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
В процессе работы над развитием внимания у дошкольников, следую базовым принципам:
- Постепенное усложнение поставленных задач. Разделить задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой ребёнок наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем.
- Удержание инструкции в памяти. Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение.
- Формирование самоконтроля. При выполнении задания ребенок сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).
Взаимодействие с детьми должно носить системный и конструктивный характер, реализоваться через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.), интегрированные мероприятия в содружестве с другими специалистами и родителями. Поддерживать эмоциональное благополучие в процессе деятельности детско-взрослого коллектива. Поощрять индивидуальность и инициативу ребенка. Устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях. Обеспечивать возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Следовать принципу: не рядом, а вместе!
Вывод: чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить виды и свойства внимания и активизировать связную речь у ребенка.
Уважаемые педагоги хотела бы начать с вопроса, когда вы усаживались на свои места, что привлекло ваше внимание? Правильно цифры, а вы запомнили какие? (чётные и не чётные). Игра на произвольность внимания.
- Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания. Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять ИНСТРУКЦИЮ взрослого. Двигательная активность. «Делай наоборот» Преподаватель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, преподаватель выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; преподаватель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т.д. (Можно использовать карточки схемы)
- «Воспроизведение узора» игра на развитие объема внимания.
Предлагают рассмотреть узор из ракушек, запомнить их расположение с тем,
чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на карточке с окошечками.
(Можно использовать цифры, буквы, картинки по лексическим темам).
3. Игра на развитие концентрации внимания, памяти, логика.
«Игра с геометрическими фигурами (форма-цвет-размер)» Все геометрические фигуры разного цвета, размера и формы выкладываются на стол в произвольном порядке. Взрослый берет одну фигуру и предлагает ребенку найти другую по одному из указаний: измени только форму (т. е. оставь цвет и размер), измени только цвет, измени только размер, измени только форму и цвет, измени только форму и размер, измени форму, цвет, размер
4. «Сделай как я» Игра на развитие концентрации внимания, памяти.
Возьмите счетные палочки и выложите произвольную композицию, затем на 1 — 2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих палочек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку (мозаика или постройка и кубиков)
5. Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.
«Найди всех цыплят?»
Вы направьте острый взгляд,
И каждый результату будет рад.
6. Игра на развитие, распределения и переключения внимания
А теперь вы художницы у нас, Василисы высший класс
Вы скорее посмотрите и цвета все назовите! (работа с карточками: Василисы, и какие цвета были использованы в рисунках).
7. Игра на развитие объема внимания, обогащение словаря.
Ленточку передавай, слова быстрее называй
«Кто быстрее и больше?» Педагог показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.
8. Игра на развитие концентрации внимания, слуховое внимание. Дни недели. Педагог в быстром темпе называет дни: на буднях дети хлопают в ладоши, в выходные — действий нет.
9. Игра «Срисуй по клеточкам». Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
10. Игра на развитие концентрации внимания, память, логика
«Сколько ты насчитал … (кукол)?» Работа с карточками
11. «Помоги Игра на развитие объема и концентрации внимания.
Давайте вспомним Новый год,
кто больше Снеговику игрушек найдёт?
12. Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.
«Что перепутал художник?»
13. Игра на развитие концентрации внимания «Лабиринты» «Соедени цифру с буквой» Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша (более старшие дети, зрительно)
Лабиринт пройдём мы смело, хоть и не лёгкое это дело
14. Игра на развитие концентрации внимания
«Обводим картинку». Из точек составляют рисунок, и предлагают ребенку соединить их линией.
15. Для развития слухового внимания можно предложить детям такие игры: «Исправь предложение», когда нужно ложную информацию заменить на верную.
Например: «Осенью часто идет снег» или «Шарф надевают на ноги» и т. д. Или исправь слова в предложении: Мы слепили высокую ГОРКА, Мама купила Маше красивую ЮБКА.
Так же «Стихи небылицы»
Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли берег у ручья? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли нос у жучки?
При достаточно сформированном словаре можно предложить игры с близкими по звучанию словами, на пример:
Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!» Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный Лук с длинными усами. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, Но зато ему потом на крючок попался Дом. Мы собрали васильки, на голове у нас Щенки. Русская красавица своей коЗою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил Дочку.
По ходу прочтения, уточнять, все ли поэт написал правильно. Если нет, то где ошибка.
Внимание — имеет огромное значение в жизни детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него нового материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок.
Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты!
Всем спасибо!
Надеюсь, что приведенные игры и упражнения заинтересовали вас, и вы будете использовать их для решения педагогических и коррекционных задач в своей практике.
Уверена, что у вас появились собственные идеи дидактических заданий, направленных на развитие внимания и памяти, графомоторных навыков.
Рефлексия.
- Уважаемые коллеги, прошу вас заполнить «Карту «Отзыв-взаимодействие».
«Карта «Отзыв-взаимодействие»
- Считаете ли ВЫ тему «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений» актуальной в настоящее время?
- Пополнили ли Вы «Копилку» своих знаний новыми сведениями и идеями? Какие вызвали особый интерес?
- Надеемся, что приведенные игры и упражнения заинтересовали Вас. Какие задания Вы будете использовать для решения педагогических и коррекционных задач в своей практике (Вашей группе)?
- Какой дидактический материал (игры, упражнения) приемлем в использовании в соответствии с возрастом и возможностями здоровья Ваших воспитанников (по развитию внимания)?
Благодарю за сотрудничество!
Список литературы:
- Барсукова Е.В., Евдокимова Л.А., Истомина Т.Н. Учите ребенка правильной речи. — Курск: КГПУ, ИПК и ПРО, 1997. — 150с.; ил.
- Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -64 с.
- Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. –2000. – №5. – С.127-131,
- Внимание и память. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005. – 79с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М., 2000.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. – 320с.
- Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2005. – 136с.
- Мухина В.С. Возрастная психология 6-е издание. М., Академия. 2000
- Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. М., 2004
- Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. 2005. №8. С.58-65.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб: Акцидент, 1997. – 112с., 33. ил.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.
- Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224с.
|