Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы относящееся к смысловой и звуковой ее сторонам.

У детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе и внимания. Многие исследователи отмечают нарушение произвольного внимания у детей с нарушениями речи, что проявляется в дисгармоничном и асинхронном характере всего психического развития данной категории детей.

В процессе логопедических занятий с дошкольниками среднего возраста, имеющими заключения общего недоразвития речи, выявляются некоторые особенности их работоспособности, а именно: истощаемости внимания, повышенной отвлекаемости и утомляемости, а так же поверхности речевого внимания.

 

Над данной проблемой работали и продолжают работать многие авторы Р.Е. Левина, Г.И. Жаренкова, Т.Д. Барменкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, О.Н. Усановова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова и другие.

У внимания есть свойства: объем (сколько объектов может удерживать человек в сознании за короткий промежуток времени); устойчивость (способность сохранять сосредоточенность в действии, не отвлекаясь на внешние раздражители); переключение (сознательный переход от одного объекта к другому); распределение (умение выполнять несколько дел, заданий, видов деятельности одновременно).

Анализ литературы позволяет выделить следующие этапы развития внимания:

Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врождённого признака непроизвольного внимания ребёнка

Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Внимание, проявляется как психический процесс, оно постепенно превращается в устойчивое свойство личности — внимательность.

Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.

Дети среднего дошкольного возраста чаще всего страдают от рассеянности, низкой устойчивости, малого объема, недостаточного развития своего внимания, что влияет на выполнение продуктивной и трудовой деятельности. Развивать и совершенствовать внимание очень важно, это главное условие осуществления познавательной деятельности. Именно поэтому вопросы развития внимания дошкольников среднего возраст относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Просмотров: 733
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Кожевникова Наталья Викторовна. «Диагностика внимания» — структурированный пакет для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspie.
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Напалкова Елена Николаевна. Развитие внимания у дошкольников с нарушениями зрения
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Баданина Елена Леонидовна. Развитие внимания посредством конструктивной деятельности у старших дошкольников
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Моторина Татьяна Геннадьевна. Особенности проведения занятий по коррекции дисграфии для детей страдающих дефицитом внимания
  • Главный Редактор. Развитие внимания у детей
  • Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Созинова Наталья Валерьевна. Развитие слухового внимания, речевого слуха
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Тимофеева Софья. Развитие внимания у детей 3-4 лет на комплексных занятиях в детском клубе (саду)
  • Редактор. Воспитание внимания детей на занятии
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Суконникова Татьяна Анатольевна. Важность родительского внимания в воспитании ребёнка!
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Рассеянность внимания у дошкольников и её причины
  • Федорова Алла Геннадьевна. Педагогический проект по самообразованию «Развитие внимания, памяти посредством дидактических игр»
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Закелова Оксана Евгеньевна. Индивидуально коррекционно – развивающее занятие в подготовительной к школе группе «Коррекция нарушений в развитии внимания»
  • Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь