Редактор. Воспитание внимания детей на занятии

Воспитание внимания детей на занятии

Воспитание внимания детей на занятииОбучение требует, чтобы дети были внимательны. Ушинский назвал внимание «воротами», в которые входят все впечатления окружающего. Приучить детей быть внимательными всегда было важной задачей педагогического процесса. Это привело к тому, что воспитание внимания иногда неправомерно выделялось в самостоятельную задачу, изолированную от усвоения знаний и умений.

В нашем опыте мы имели возможность разрешить вопрос организации внимания детей, воспитания внимательности на иной основе.
Первоначально мы столкнулись с теми же качествами внимания у детей, которые так широко охарактеризованы в педагогике, а именно с неустойчивостью его, непроизвольностью. Внимание детей привлекалось только чем-либо необычным, неожиданным для них, отличающимся красочностью, новизной.
Нам представляется, что недостаток существующих характеристик внимания детей заключается в том, что внимание берется как изолированная функция, свойства его выводятся абстрактно, в полном отвлечении от той деятельности, в которой внимание проявляется и формируется.
Обучение, основанное на пояснении и показе, обеспечивает высокую организованность детского внимания, высокий его уровень на всех ступенях дошкольного возраста, конечно, в рамках той регламентации занятий, которая установлена для детского сада.
Организованность внимания детей находится в зависимости от тех умственных задач, которые им даются при пояснении и показе. Именно здесь лежит начало произвольного внимания, на которое способны дети уже в дошкольном возрасте. И здесь сразу же обнаруживается зависимость качеств внимания детей от деятельности воспитателя.
В старшей группе детского сада достаточно 2—3 минут, чтобы дети включались в занятия и были в дальнейшем внимательны. Установка на то, что в пояснениях воспитателя, в его показе заключается все для того, чтобы в дальнейшем действовать на занятии, и составляет ведущий мотив поведения детей, их внимательного отношения.
У детей средней группы, как правило, на занятиях значительное время заметно проявление какого-то двигательного беспокойства: эти движения носят непроизвольный характер, дети как бы не осознают их. Дети могут отвечать, рассказывать и в то же время беспрерывно двигать руками, производить беспорядочные движения.
Постепенно, по ходу занятия, это явление почти исчезает. Движения детей делаются все более спокойными, упорядоченными, непосредственно связанными с их умственной работой. Конечно, это происходит по-разному у разных детей, здесь могут быть большие индивидуальные отклонения.
Надо отметить, что между 15-й и 17-й минутами занятия внимание всех детей (особенно в средней группе) падает, возникает легкий шум, показывающий, что дети отвлеклись от предмета занятия, но затем внимание вновь сосредоточивается без внешнего побуждения к этому со стороны воспитателя.
Конец занятия всегда характеризуется спокойным поведением детей, нет порывистого вскакивания, показывающего, что внимание исчерпано. Напротив, дети с неослабным вниманием заканчивают работу и переходят к игре или отдыху.
Вся практика обучения показывает, что состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. При обучении на основе пояснения и показа детям даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло. Детей не отвлекают от занятия и какие-либо посторонние воздействия, если, конечно, они существенным образом не нарушают ход занятия. Так, дети могут засмеяться, если в рассказе встретилось что-то смешное, но быстро прекращают смех; не отвлекаются от занятия, если кто-нибудь входит в комнату и т. п.
В практике ведения занятий по заданиям известно, как легко нарушается организованность детского внимания самыми незначительными изменениями во внешней обстановке, как трудно затем бывает собрать это внимание. Поэтому на таких занятиях стараются исключить все посторонние обстоятельства, которые могут воздействовать на детей.
Однажды нам был задан вопрос: не отвлекают ли внимание детей на музыкальных занятиях игрушки (музыкальные), которые лежат на рояле, не лучше ли для «безопасности» убрать их и внести только тогда, когда придет нужный момент? Но в этом не было необходимости, так как при такой организации занятий, которая была принята нами, эти предметы внимания детей не привлекали.
В старшей группе детского сада, у семилетних детей, мы встречаемся с вниманием различной степени организованности. И здесь, как и на предыдущей ступени развития, зависимость состояния внимания от характера деятельности детей выступает с полной отчетливостью. Сам по себе возраст детей совсем не служит показателем того или иного состояния внимания. При отсутствии на занятиях обучения, при том условии, если воспитательный процесс построен на «свободном» замысле детей, уровень их произвольного, внимания очень невысок. В старшей группе детского сада такой метод воспитательного воздействия оставляет еще более глубокий (по сравнению со средней группой) след в детской психике, в силу чего переход к организации произвольного внимания занимает значительно больше времени (до месяца) и требует настойчивой работы воспитателя. В старшей группе у детей уже сформирована довольно прочная привычка действовать «своим» способом («что хотел», «что задумал»). Вполне понятно, что на новое воздействие отдельные дети реагируют отказом, так как новый способ действия требует от них таких усилий, к которым они не привыкли. Новые требования вызывают у детей довольно ясно выраженное чувство досады, ощущение непривычных трудностей.
Организованное внимание есть результат обучения, а не его предпосылка. Вместе с тем совершенно очевидно и то, что если у детей нет такого организованного внимания, то они не воспримут пояснения и показа.
Вполне понятно, что здесь имеют непосредственное значение вопросы содержания обучения, а также и самый характер пояснений — их конкретность, живость и образность, объем. В практике мы не допускаем никаких пояснений, занимающих более 3—5 минут. Отсюда ясно, что только при тщательной разработке такое обучение может быть полезным.
Таким образом, формирование внимания у детей происходит в условиях обучения. Наблюдения показывают, что в ходе воспитания и обучения психические свойства детей изменяются и что средства, направляющие эти изменения, находятся в руках воспитателя.


А.П.Усова, "Обучение в детском саду", М., 1981 г.
Просмотров: 963
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Кожевникова Наталья Викторовна. «Диагностика внимания» — структурированный пакет для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspie.
  • Тимофеева Софья. Развитие внимания у детей 3-4 лет на комплексных занятиях в детском клубе (саду)
  • Гусарова Надежда Александровна. Проект: «Игры с правилами как средство развития произвольного внимания у детей подготовительной группы»
  • Моторина Татьяна Геннадьевна. Особенности проведения занятий по коррекции дисграфии для детей страдающих дефицитом внимания
  • Главный Редактор. Развитие внимания у детей
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Борис Елена Николаевна. Особенности внимания у детей с общим недоразвитием речи.
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Титова Елена Тагировна. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Фаниля Усманова. Конспект по ПДД 'Внимание, дети!'
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Баданина Елена Леонидовна. Развитие внимания посредством конструктивной деятельности у старших дошкольников
  • Главный Редактор. Особенности внимания у младших школьников
  • Клишина Валентина Викторовна. Конспект занятия в средней группе по правилам дорожного движения. 'Внимание, дорога!'
  • Смогленко Алеся Николаевна. Игры на внимание для детей от 3 до 5 лет
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Закелова Оксана Евгеньевна. Индивидуально коррекционно – развивающее занятие в подготовительной к школе группе «Коррекция нарушений в развитии внимания»
  • Суконникова Татьяна Анатольевна. Важность родительского внимания в воспитании ребёнка!
  • Напалкова Елена Николаевна. Развитие внимания у дошкольников с нарушениями зрения
  • Созинова Наталья Валерьевна. Развитие слухового внимания, речевого слуха
  • Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь