- Тетерина Анастасия Николаевна
- Коваленко Оксана Викторовна
Воспитатели МБДОУ «детский сад комбинированного вида «Ёлочка» Россия, Республика Хакасия, город Абакан
Мы выяснили, что значительно раньше дети бывают сосредоточены при манипуляциях с предметами или при рассматривании картинок, накапливают разнообразный опыт, усматривают в собственных каракулях машину или дядю. Но всё это – результаты общей ориентировки в окружающем мире, направленной на обследование предметов, их свойств и отношений и регуляцию практических действий.
Насколько сильно и интенсивно ребёнок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам и случайным помехам определяет концентрация внимания. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, поэтому её важно развивать.
Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребёнка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.
Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство даёт возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.
Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. Чаще всего это бывает у очень впечатлительных, глубоко увлечённых, а иногда и творческих детей. Находясь под впечатлением от интересного занятия, сказки, фильма, ребёнок может надолго оказаться «в плену» у этих воспоминаний. Возникшие в сознании яркие образы, пережитые им сильные эмоции, чувства властно захватывают доминантное положение и не могут сразу исчезнуть и уступить место другим. Дошкольник не может переключить своё внимание на другие занятия, становится невнимательным ко всему, кроме этих доминантных впечатлений. Рассеянность такого рода часто встречается у крупных учёных, которые постоянно забывают о малозначащих для них мелочах жизни, потому что поглощены своими мыслями.
Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребёнка надолго сосредоточиться на чём-то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей – явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности.
Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребёнка быть рассеянным. Первая причина касается здоровья дошкольника. Рассеянность может быть следствием нарушения правильного дыхания, а значит и снабжения мозга кислородом. Аденоиды (полипы), образовавшиеся в носоглотке, разрастаясь, затрудняют дыхание через нос. Ребёнок дышит ртом, и это пагубно сказывается на его работоспособности. Удаление аденоидов ликвидирует постоянную сонливость ребёнка, а с ней и его рассеянность.
Второй причиной является лёгкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на «падающие» на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Такое изобилие впечатлений не даёт ребёнку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.
И третья причина рассеянности – неправильное воспитание ребёнка в семье. Освобождение ребёнка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребёнка.
Свойства внимания, или аттенционные способности, можно и нужно развивать. Растущему ребёнку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.
По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трёх основных аттенционных умений:
- Ребёнок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.
- Ребёнок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия. Ребёнку нужно помнить инструкцию и контролировать её реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребёнком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.
- Ребёнок должен приобрести навыки самоконтроля. В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.
Таким, образом, внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти и мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям. Здорово, если ребёнок поймёт это уже в детстве.
|