Программные задачи:
Обучающие:
- Обучать родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком.
- Вовлекать родителей в процесс обучения детей через игру.
- Способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребенком.
- Познакомить родителей с играми, игровыми приемами, способствующими речевому развитию детей.
Развивающие:
- Развивать связную речь, умение анализировать, сравнивать и делать выводы, активизировать и обогащать словарь.
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать педагогическую культуру родителей.
Оборудование:
Природный материал: фасоль, горох; мяч; бумага; простые и цветные карандаши.
Подготовительная работа:
Приглашение на практикум родителей.
План проведения:
- Вступительная часть
- Практикум «Приемы формирования речи детей».
- Заключительная часть.
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть
Многие родители считают, что развитие речи – это очень сложно. И что чтобы развивать речь ребенка надо обязательно накупить горы литературы, тщательно и длительно готовить и проводить с ним дома «уроки» почти как в школе, относиться к этому серьезно, водить в студии раннего развития и тратить деньги на множество развивающих игр, игрушек и «учебников» для малышей.
И при этом не факт, что ребенку будет интересно с ними и с Вами заниматься. Дома у многих в результате возникают горы ненужной литературы – вроде бы полезной, но ребенок категорически не желает по ней заниматься, ему неинтересно! А ведь заниматься развитием речи малышей в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием, и без лишних затрат денег и сил. И получить замечательный результат!
Ваши дети могут без сложного обучения научиться точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, планировать, употреблять в речи яркие образные слова и многому другому! Главное – знать, как правильно общаться с малышом, ведь отнюдь не любое общение будет «развивающим» для ребенка.
2. Практикум.
Предлагаю вам немного поиграть.
Игра № 1
«Собери семейку»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.
Мама – корова, папа – бык, ребенок – теленок.
Овца, бык, теленок.
Кошка, кот, котенок.
Игра № 2
«Четвёртый лишний»
Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Коза, корова, лиса, овца.
Петух, свинья, кошка, собака.
Игра № 3
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Кошка – кошечка.
Собака – собачка.
Игра № 4
«Гном – великан»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с помощью суффикса – ище, в употреблении образовательных существительных в Р.П., развивать умение слышать грамматически правильно речь.
Дом – домище.
Глаза – глазище.
Игра № 5
«Чей? чья? чьё?»
Цель: формировать умение детей образовывать притяжательные прилагательные.
Чей? Хвост у коровы – коровий. У лисы —?. У медведя —?.
Чья? Лапа у собаки – собачья. У кошки —?. У зайца —?
Чьё? Жилище лисы – лисье. Медведя-?. Волка —?.
Игра № 6
«Загадка описание»
Цель: учить детей составлять описательные загадки.
Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
Важно! Первые должны загадать загадку, родители.
Игра № 7
«Один – много»
Цель: Учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Чашка – чашки – много чашек.
Ложка – ложки – ложек.
Игра № 8
«Веселый счет»
Цель: упражнять детей в согласовании существительных с числительными
1-2-5.
1, 2, 5- чашка, чашки, чашек.
Игра № 9
«Большой – маленький»
Цель: развивать у детей умение различать предметы контрастной величины и обозначать их словами:
Собака большая, а на оборот – собака маленькая.
Игра № 10
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей подбирать антонимы к словам.
Посуда чистая – грязная.
Новая – старая.
И т.д.
Игра № 11
«Какой? Какая? Какие?»
Цель: упражнять в образовании признака от предмета.
Машина какая? Легковая, быстрая, синяя.
Мелкая моторика
Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
1. «Штриховка»
Цель: развивать у детей графомоторные умения кистевого праксиса, глазомера, подготовка руки к письму.
2. «Разобрать горох и фасоль.»
Цель: развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, формировать усидчивость.
3. Заключительная часть
Подведение итогов.
Уважаемые родители, давайте подведем итог:
-Что вы нового узнали?
-Что вам понравилось?
Желаю успехов и радостного общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!
|