Аннотация: данная статья посвящена вопросам формирования основ безопасности жизнедеятельности в детском саду и семье. В статье раскрыты методы и способы с помощью которых достигнута реализация данного вопроса.
В нашем мире одной из главных проблем является безопасность жизнедеятельности детей. С самого раннего возраста необходимо формирование у детей навыков и знаний правил безопасного поведения, чтобы сократить число несчастных случаев. С целью этого родители и дошкольное учреждение должны подходить к этому вопросу совместно.
Вопросами безопасности жизнедеятельности занимались многие отечественные ученые (В. А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов и др.). В работах отечественных психологов рассматривались вопросы безопасности жизнедеятельности В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Эльконина и др.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, наиболее актуальны и значимы в выбранной тематике следующие пункты: 1.4. 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 1.6. 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности, 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
На сегодняшний день нами разработаны меры по обеспечению формирования основ безопасности жизнедеятельности детей 3-4 лет.
Мы пополнили среду дидактическими играми, как промышленного производства, так и изготовленные своими руками по правилам дорожного движения, по правилам поведения дома, на улице, в природе: ( «Светофор», «Так не бывает», «Найди правильный ответ», «Опасные предметы», «Безопасные предметы», «Опасные ситуации», «Собери транспорт») и др.
Зону для сюжетно-ролевых игр пополнили необходимыми атрибутами, предметами-заместителями. Изготовили напольный макет дороги и домики, светофор. Были куплены атрибуты для игры в пожарных, в ГАИ.
Уголок изобразительной деятельности пополнили раскрасками разной тематики: «Инструменты», «Посуда», «Транспорт», «Времена года», трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать своё восприятие безопасности в рисунках, создавать отдельные предметы с помощью пластилина.
С целью безопасного поведения детей на улице знакомились с улицей, транспортом, «зеброй», светофором, элементарными правилами поведения на улице. С помощью макета улицы города с пешеходным переходом и набором игрушек знакомились со способами перехода улицы. Конструировали «Улицы города». С целью формирования у детей представлений о правилах поведения в общественном транспорте беседовали о правилах поведения в транспорте и многое другое.
С целью безопасного поведения детей в помещении знакомились с опасными ситуациями в быту, приводящими к порезам, ожогам, пожарам, электротравмам, падениям и ушибам. Для формирования у детей представлений о важности соблюдения порядка в доме и детском саду не только для красоты и уюта, но и для безопасности, проводили беседу о важности соблюдения порядка.
Для формирования представлений об опасности пожара, о правилах пожарной безопасности, о необходимости осторожного обращения с огнём и правилах поведения при пожаре, беседовали с детьми об огне. Знакомились с произведением «Кошкин дом» С. Маршака используя иллюстрации. Рассматривали иллюстрации к стихотворению «Пожар» С. Маршака. Так же рассматривали сюжетные карточки по темам: «Безопасность в доме», «Правила пожарной безопасности» и так далее.
С целью безопасности в общении знакомили детей с правилами безопасного поведения при общении с чужими людьми; с опасностями, которые могут подстерегать на улице и дома; с предупреждением ситуаций, при которых ребёнок может потеряться.
Беседовали с детьми на тему «Свой—чужой» с целью формирования умения различать близких людей и чужих. Знакомили детей со стихотворением «Котауси и Мауси» К. Чуковского с помощью инсценировки на фланелеграфе с целью формирования умения узнавать опасные ситуации. Беседовали по иллюстрациям «Если ты дома один» с целью формирования у детей элементарных представлений о потенциально опасных ситуациях и правилах общения с незнакомыми людьми. С целью упражнения детей в способах действия в потенциально опасной ситуации через принятие на себя определённой роли, проводили игру-драматизацию по сказке «Козлятки и Волк». Читали и обсуждали историю «Зайка потерялся» в «Великой книге о Зайке, или Полезные истории и беседы по картинкам для тех, кому ещё не исполнилось пять» Л.Э. Генденштейна, В.В. Гербовой, О.Е. Громовой и многое другое.
С целью бережного отношения к живой природе; опасности в природе; контакты с животными беседовали о бережном отношении к природе с помощью сюжетных карточек: мальчики сачками ловят бабочек; дети оставили в парке после себя мусор и сломанное деревце; девочка сорвала на лугу целую охапку цветов; девочки в детском саду ухаживают за цветами и др. Решали проблемные ситуации опасного и безопасного поведения детей в природе и отвечали правильно или неправильно поступают дети на картинках. Для формирования представлений о правилах безопасного общения с животными беседовали с детьми на тему: «Как общаться с животными».
Достижение желаемого результата в работе с детьми по формированию основ безопасности невозможно без участия родителей. Для родителей мы провели консультации: «Учим ребенка правилам безопасности», «Безопасность детей зимой», «Безопасность детей весной», «Безопасность ребенка на улице», «Безопасность детей на льду», «Воспитание безопасного поведения детей в природе». Давали рекомендации «Каких ошибок следует избежать при организации безопасности детей 3-4 лет на улице и дома»,
Родителями же была оказана непосильная помощь по формированию основ безопасности жизнедеятельности, которая проявлялась в: приобретении игрушек и развивающих игр, участии в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов по формированию основ безопасности и т.д.
Таким образом, благодаря совместной работе родителей и дошкольного учреждения, нами были в полной мере охвачены и достигнуты все поставленные задачи по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей 3-4 лет.
|