Мещерякова Ольга Александровна. Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных и социогенных опасностей для человеческой жизни. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

 

Скачать конспект

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.

Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности

подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому

запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. Опираясь на статистику, мы знаем, что нередко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, 3/4 из них – дошкольники. Чем это можно объяснить?

Причиной этому может служить то, что близкое взрослое окружение ребенка (детей), мало уделяют внимания правилам пожарной безопасности.

Это и стало основной причиной моего выбора данной темы «Формирование основ пожарной безопасности у детей

старшего дошкольного возраста».

Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников.

В систему работы по данной проблеме я включаю:

  • создание пространственной предметно-развивающей среды. В группе мною оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где имеются дидактические игры, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также лэтбук, плакаты, игрушки, макеты.

Запланировано:

  • Cборник детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Кем ты хочешь быть?», «Огонь, какой он».
  • Создание альбома с фотографиями о работе пожарных.
  • подборку художественной литературы, где будет собрана детская литературы по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения.

совместная деятельность педагога и детей:

  • НОД, наблюдения, целевые прогулки, беседы, совместные сюжетные и дидактические игры, викторины, развлечения;
  • Работа с родителями – создание наглядного материала (папки – передвижки, буклеты, памятки, анкетирование
  • организация досугов и развлечений, изготовление пособий, поделок; взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности; подбор дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности, индивидуальные задания.

Этапы работы

Организационно-ознакомительный этап

  • Изучить научно-методическую литературу
  • Интернет-ресурсы
  • Использование ранее приобретенных знаний

Формы представления результатов

  • конспекты
  • картотека игр
  • перспективный план работы с детьми
  • презентация «огонь-друг, огонь-враг»
  • консультация с родителями

План работы

Изучение педагогической литературы:

В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме. Были изучены:

1. Программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой. Р.В. Стеркиной

«Основы безопасности детей дошкольного возраста». (электронная версия стр. 51, 56)

2. Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности»: сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С.

Дополнительно использовала следующие материалы и пособия:

  1. Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» (электронная версия)
  2. Маршак С.Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,

«Кошкин дом

3. Степанов В. А. «Азбука в загадках»

4. Толстой Л. Н. «Пожарные собаки

5. Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности

6. Е.Хоринский «Спичка -невеличка»

7. И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»

8. Шорыгина Т.А. «Бумажный самолетик»

В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие безопасность определяется как «отсутствие опасности, предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность».

«Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества, общества и государства от пожара».

Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А. С. Вернадский, М.В. Ломоносов, И. М. Сеченов), огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, З.Фрейда.

По утверждению данных авторов, обучение детей действием в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебников и методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.

Создание предметно-развивающей среды.

Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по пожарной безопасности.

В нем представлены:

- макет пожарного щита; — атрибуты для сюжетно – ролевых игр; — наглядный плакат «Правила поведения при пожаре»; — папки передвижки; — ширмы «Огонь – друг, огонь – враг»; — дидактические карточки по «Основам пожарной безопасности»; — «Азбука безопасности»; — литература:

- огнетушитель; — пожарная машина

Перспективный план по пожарной безопасности:

Цель: Формирование интегративных качеств личности старших дошкольников при обучении основам безопасности собственной жизнедеятельности. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

Обучающие:

научить детей правильно оценивать ситуации и отрабатывать навык грамотного поведения при их возникновении;

расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи

познакомить с литературными произведениями по пожарной безопасности;

Развивающие:

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • формирование умения обращаться за помощью к взрослым.
  • формировать определенные знания и умения ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность за свои поступки;
  • воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
  • воспитывать чувство взаимопомощи в чрезвычайной ситуации
  • воспитывать чувство уважения к труду пожарных.
Просмотров: 843
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кузина Валентина Степановна. Мастер-класс по пожарной безопасности «Осторожно, огонь! Берегите лес от пожара!»
  • Шапеева Светлана Вадимовна. Дидактические игры для старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности детей.
  • Антосик Ирина Владимировна. Сценарий спортивного развлечения по правилам пожарной безопасности «Мы пожарные!» (для детей старшего дошкольного возраста).
  • Алёна Мосейчук. Презентация к занятию по пожарной безопасности. Тема: «Огонь и друг, и враг.
  • Ахунзянова Светлана Юрьевна. Мероприятие по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе «Огонь-друг, огонь-враг»
  • Влейская Людмила Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. Конспект ННОД Тема: «Основные правила пожарной безопасности». Причины пожара.
  • Детский сад. «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в рамках введения ФГОС»
  • Бриленко Наталья. Организационно - педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у дошкольников
  • Маселко Галина Григорьевна. Интерактивная игре для детей старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности.
  • Гайдаржи Ксения Львовна. Развлечение по правилам пожарной безопасности: «Не шутите с огнем»
  • Захарова Светлана Петровна, Малышева Галина Юрьевна. Сценарий развлечения – досуга по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста 'Пожарные учения'
  • Рахматуллина Айгуль Рафисовна. «Обучение дошкольников правилам пожарной безопасности с помощью макета «Пожарный щит»
  • Наталья Лопатина. Сценарий развлечения по правилам пожарной безопасности «Пожар в лесу»
  • Кременская Елена Геннадиевна, Живайкина Ольга Сергеевна. Спортивно–познавательный праздник по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Осторожно — огонь»
  • Шаяхметова Ольга Александровна. Познавательно-развлекательная викторина о правилах пожарной безопасности «Огонь — опасная игра».
  • Лукиных Елена Александровна. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка лэпбука по правилам пожарной безопасности для детей 5-6 лет в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • Коротовская Анна Владимировна. Проект по формированию правил пожарной безопасности дошкольников
  • Антонова Марина Федоровна. Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности
  • Кокорина Юлия Николаевна. Организация работы по пожарной безопасности в ДОУ
  • Ольга Викторовна Калиниченко. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Волокитина Карина Владимировна. Досуг для детей старших-подготовительных групп. «Проделки Шапокляк». (По пожарной безопасности)
  • Смольняковой О.В., Баранник Г.П.. Конспект игрового тренинга для детей средней группы по профилактике пожарной безопасности
  • Михайлова Нелли Петровна. Тематический проект «Азбука пожарной безопасности»
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Салтыкова Юлия Михайловна. Занятие для детей первой младшей группы о правилах пожарной безопасности
  • Салимова Елена Юрьевна. Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников»
  • Саберова Анастасия Олеговна. Опыт работы с детьми 3 – 4 лет на тему формирования основ безопасности жизнедеятельности в детском саду и семье
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь