ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Влейская Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад № 51 «Золотой орешек» г. Пятигорска
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
В настоящее время в ДОУ реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решать проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
В 1997 году была опубликована Программа Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». В данной программе раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Но данная программа адресована для работы с детьми старшего дошкольного возраста, что не подходит для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Главная цель моей работы — в доступной форме формировать у детей младшего дошкольного возраста основы правил безопасного поведения в различных ситуациях через игровую деятельность.
Задачи:
- формировать у детей первичные представления о безопасном поведении в различных ситуациях;
- развивать у детей познавательные процессы, необходимые для правильного и безопасного поведения;
- учить соблюдать правила поведения в детском саду и дома;
- привлекать родителей к формированию у детей младшего возраста навыков безопасного поведения.
Причинить вред жизни и здоровью могут домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.
Ребенок должен быть не пассивным зрителем или слушателем всех проводимых мероприятий, а активным участником, только в этом случае знания станут умениями и навыками. Наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются игра.
Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.
В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка в ближайшем окружении. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление и факт.
Чтобы сделать ребенка активным в приобретении знаний надо осуществлять их накопление, углубление и систематизацию в основном через игровую деятельность.
Игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в окружающем мире, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные ситуации;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) я использую различные виды игр такие как, словесно-наглядные ( «Расскажи, что не так», «Назови картинку» и др.), настольно — печатные ( «Что где лежит?», «На чем люди ездят?» и др.), дидактические ( «Можно — нельзя», «Не бери предметы, которые трогать нельзя» и др.), сюжетно-ролевые ( «Семья», «Детский сад» и др.), театрализованные игры ( «Наш котенок поранил лапку», «Навестим котят в больнице» др.).
Взаимодействие с семьями воспитанников проводилось в различных формах: папка-передвижка «Необходимость формирования знаний основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста»; консультация «Опасные ситуации на детской площадке»; памятка «Как хранить режуще — колющие предметы»; мастер-класс для родителей «Безопасные украшения на елку», анкетирование «Безопасность дошкольника в домашних условиях»; санитарный бюллетень «Осторожно, грипп!»; информационный лист «Причины плоскостопия»; выставка литературы по теме «Безопасность вашего ребёнка»; викторина «Личная безопасность».
На конец года детьми усвоены элементарные правила поведения в природе, правила безопасного поведения в играх с песком и водой. Имеют первичные представления о машинах, улице, дороге, о некоторых видах транспортных средств. Знакомы с предметным миром и правилами обращения с предметами.
|