Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Красносельский детский сад» Карманова Е.Н. с.Красное 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района
Актуальность:
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на занятиях (индивидуальных и групповых), а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.
Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решение различного рода практических задач.
Поэтому совместно с родителями разработали и сконструировали дидактический материал «Волшебный планшет» для деток нашей группы. Данное пособие воспитанникам приносит огромную радость в использовании, стараюсь применять планшет не только на ООД, но и в индивидуальной работе. Расскажу, каких задач можно достичь при применении данного дидактического материала.
Цель: формирование в игровой форме элементарных математических представлений с использованием «Волшебного планшета».
Задачи:
- Образовательные. Закреплять умение различать количество предметов, используя слова «один», «много», «ни одного». Различать и называть правильно геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закреплять умение различать и называть цвета. Закрепление пространственных представлений: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Закрепление знаний о величине: большой-маленький.
- Развивающие. Развивать слуховое и зрительное внимание. Активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов.
- Воспитательные. Воспитывать эмоционально-положительный настрой к математическим играм. Учить детей работать небольшим коллективом дружно.
Возрастной диапазон: от 3 до 4 лет.
Предварительная работа проводиться как на ООД, так и в режимных моментах:
- Развивать умение различать количество предметов.
- Беседы о геометрических фигурах, рассматривание наглядного материала с геометрическими фигурами.
- Тематические беседы о форме, величине.
- Развивать умение различать и называть цвета.
- Формирование знаний о пространственных представлениях.
- Способствовать развитию знаний о величине.
Используемый материал: волшебный планшет; набор цветных геометрических фигур, вырезанных из картона; доступные опыту ребёнка картинки: разные снежинки, ёлочки и т.д. для иллюстрации разнообразия объектов в природе и в жизни, а также чтобы стимулировать ребёнка придумывать свои изображения; резиновые игрушки; вязаные изделия.
Материал, который можно использовать в игре с данным пособием, разнообразен. Всё зависит от фантазии воспитателя и детей.
Ход игры:
Первый этап: Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть математический планшет, пусть малыш его изучит, проведёт несколько самостоятельных операций с ним.
Второй этап: Можно вводить ребёнка в игру.
Игра «Курочка с цыплятами». Цель: развивать умение различать количество предметов.
Ход игровой ситуации: На планшете педагог закрепляет игрушки — цыплятки. Курочку можно взять мягкую или резиновую игрушку (мы с детьми решили поиграть с курочкой из центра театрализации). Педагог задаёт детям вопросы: сколько цыпляток у мамы – курочки? (много) Потерялся цыплёнок, кричит. Сколько цыпляток потерялось? (один) Сколько цыпляток с мамой? и т.д.
Тех же самых героев можно использовать для достижения других целей.
Цель: формирование знаний о пространственных представлениях.
Ход игровой ситуации: Здесь можно поставить вопросы таким образом: цыплятки пошли гулять с мамой, в какую сторону пошли цыплятки (вправо) А один не послушный цыплёнок убежал. В какую сторону убежал хулиган? (влево)
Третий этап – рефлекторный: узнать, понравилось ли деткам игра. Каких героев мы будем брать для следующей игровой ситуации.
Данное дидактическое пособие даёт полёт фантазии в разнообразии использования материала. Всё, что у вас есть под рукой можно применить в работе с «Волшебным планшетом». Важно когда ребёнок самостоятельно выбирает вариант игры. Здесь это требование ФГОС явно прослеживается.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.
|