1. Условия возникновения, становления опыта.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Свою работу в должности воспитателя детского сада я начала в марте 1999 года в МКДОУ детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развитие детей. И очень скоро из своей педагогической практики я узнала, что одним из самых интересных и увлекательных занятий моих воспитанников группы была математика.
Скачать конспект
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Математические представления и умения являются своеобразным средствами и способами познания, необходимым для освоения мира и действования в нём (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т.п.).
Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т.п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Практика формирования элементарных математических представлений дошкольников показала, что на ее успешность влияет форма подачи материала, которая способна вызвать заинтересованность детей. Для этого необходимо использовать такие методы и приемы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставление существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Наблюдая за работой детей с дидактическими материалами, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Причины здесь совокупные: несформированность навыков и умений, неразвитость воображения, а также внимания и мышления. Несформированность навыков и умений мешает ребенку выражать мысли, и затрудняет развитие познания и восприятия.
Несовершенство методики проведения любых занятий, в том числе и математики, может отрицательно сказаться на развитии ребенка. Личностно ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических методиках. На мой взгляд, мы должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, мы предлагаем ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.
Чтобы повысить показатели по формированию элементарных математических представлений детей, я поставила перед собой цель, развивать мышление детей через дидактическую игру.
2. Актуальность и перспективность опыта.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различии, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления дошкольников, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
3. Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта: определение путей повышение мотивации дошкольника в формировании математических представлений посредством использования дидактических игр.
Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. И самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в тоже время – основного вида деятельности дошкольников.
4. Теоретическая база опыта.
При разработке системы развивающих дидактических игр познакомилась с вопросами теории и практики дидактической игры таких исследователей как А.П. Усовой, П.А. Венгера, А.К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы. А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др. особо подчеркивают ее общеразвивающий характер, влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его латентные возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л. А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.П. Усова) отмечается огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии. И с этим стоит согласиться, поскольку данный вид игр способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза).
Другой отечественный педагог А.П. Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Вопросами теории и практики дидактической игры занимались такие исследователи, как А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф.Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. Н. Венгер.
В книге: «Дидактические игры в детском саду» Сорокина А.И. привела классификацию дидактических игр по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя.
Д.В. Менджерицкая книга: «Воспитателю о детской игре» выделила следующие требования к дидактическим играм:
- Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности — всегда плохая игра".
- Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.
5. Новизна опыта.
Новизна данного опыта заключается в модернизации различных игровых методов и форм при проведении непосредственной образовательной деятельности по математике. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.
6. Технология опыта.
Цель: формирование элементарных математических представлений через дидактические игры.
Задачи:
- Установить с детьми личностный контакт в атмосфере делового сотрудничества.
- Привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий.
- Развивать умение строить простые высказывания о сущности выполненного действия; находить нужный способ выполнения задания.
- Воспитывать целеустремлённость, настойчивость в достижении цели через дидактическую игру.
Работая в детском саду, я поставила перед собой цель: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Я заметила, что дети редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Провела обследование, с помощью которого смогла выявить детей, особо нуждающихся в помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры.
Затем составила перспективный план дидактических игр по ФЭМП.
К первой группе игр — отнесла обучение детей счету в прямом и обратном порядке.
Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Особое значение дидактические игры приобретают при формировании и развитии у дошкольников математических представлений, в том числе и количественных. Изучение количественных отношений – процесс сложный, поэтому не удивительно, что их усвоение вызывает у детей значительные трудности. Очень часто дети не понимают, для чего нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно.
Подбор дидактических игр для формирования и развития количественных представлений проводится в соответствии с программными требованиями, учитываются возможности участия детей в игре и интерес к ним. Играм с более трудным математическим заданием предшествуют игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами — одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой дошкольникам игре. Например, для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что изменилось?». В этой игре используется различный дидактический материал: вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами.
Во вторую группу входят игры — на ориентирование в пространстве. Научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Например, игра: «Художники»
Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т.д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Взрослый заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку, вверху на крыше дома, — трубу. Из трубы вверх идет дым, Внизу перед избушкой сидит кот. В задании могут быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от за перед, между, около, рядом.
В третью группу входят игры – для закрепления знаний о форме геометрических фигур.
Детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется.
Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
Составление изображения предмета из геометрических фигур.
Работа по готовому образцу.
Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье).
Работа по собственному замыслу (просто человека).
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Четвертая группа — дидактические игры на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Это задание на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
В пятую группу математических игр — путешествие во времени. Служит — для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.
Затем дети, начиная с любого другого дня недели.
Также мною используются занимательные задачи в стихотворной форме.
При проведении устного счета включаются упражнения и задачи. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.
С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат во след за ней: «Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало?
Скоро праздник — Новый Год, Встанем в дружный хоровод. Звонко песенку споем, Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки, Этот праздник очень яркий. Кате, Маше и Аленке Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше – По машине и по груше. Саша будет рад Петрушке И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке — Танюше – Бурый мишка в сером плюше. Вы, друзья, гостей считайте, Имена их называйте.
Важное условие эффективности обучения математике — это внимание детей.
Внимательно слушая объяснение, ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала, и тем самым, облегчает свою дальнейшую работу. Поэтому большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Вот несколько заданий, способствующих воспитанию интереса и внимания на занятиях ФЭМП.
Игра «Заметь все!» На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок и спросить, какая картинка исчезла, попросить описать ее.
Игру «Заметь все!» проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: Какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на столе, используя для этого индивидуальный счетный материал.
Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием «столько же».
Игра «Что изменилось? Ставлю перед детьми 3-7 игрушек. Даю сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убираю одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
Игра «Найди отличия». Показываю ребятам два почти одинаковых рисунка и прошу найти, чем один рисунок отличается от другого.
Игра «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
Работа с родителями.
Важная составляющая работы – это работа с родителями.
Работа начиналась с привлечения заинтересованных родителей, а затем вовлекались остальные. Значительная часть времени уделялась проведению совместных мероприятий родителей с детьми.
Были проведены консультация для родителей: «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
«Развитие математических способностей у дошкольников».
Провела родительское собрание по теме: «Путешествие в страну математики», устроила выставку игрового материала, дидактических игр. Также я провела с родителями практикум по руководству дидактической игрой. Эта работа принесла пользу, привлекла их внимание.
Родители принимали участие в оформлении и пополнении математического уголка в группе, помогали мне в изготовлении дидактических игр. Таким образом, игровая деятельность детей стала активным средством воспитания и развития не только в детском саду, но и в семье.
В своей работе с родителями я использовала следующие формы:
- Тематическое родительское собрание.
- Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные).
- Оформление письменных консультаций в родительском уголке.
- Совместное с родителями пополнение математического уголка в группе.
- Результативность опыта.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное — это привить ребенку интерес к познанию. Для этого непосредственная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди — его родители и педагог.
Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:
- широкое использование дидактических, развивающих игр в непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений
- системность в применении дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
- активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребёнка путём повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит проведения диагностики по формированию элементарных математических представлений. Результаты диагностики повысились.
Поэтому я рекомендую воспитателям использовать дидактические игры в процессе обучения детей.
С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.
8. Адресность опыта.
Данный опыт работы адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, раскрывает формирование элементарных математических представлений детей через дидактическую игру с детьми от 3 до 6 лет с учетом их психо-физического развития.
|