Автор: Елембаева Балслу Айткуловна МБДОУ №76 «Капелька» (г. Сургут Тюменская область)
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Проблемой дошкольного образования остаётся развитие умственных способностей у детей. Только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное развитие дошкольника. Содержание образовательной области «Познание» направлено именно на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, в том числе через формирование элементарных математических представлений.
Известно, что процесс развития элементарных математических представлений у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях данного вида деятельности. Исследования М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцевой и др. свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по развитию элементарных математических представлений с использованием в непосредственной образовательной деятельности более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методов, приёмов, средств, способных создать интерес к деятельности с первых минут и удерживающих его на всём её протяжении. Это обеспечивает не только формирование у детей математических представлений, но и развитие психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения) – залога успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
В решении этой задачи особое значение принимает проблема педагогики игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, т.е. являющейся центральной в формировании психических процессов и способностей ребенка, расширении его представлений об окружающем мире.
Отличительная особенность игры при формировании элементарных математических представлений — возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности. Сущность игры в том, что с одной стороны, эта игра рассматривается как средство обучения, с другой, как разновидность детской игры вообще, назначение которой развлекать, веселить, радовать, занимать. В игре дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Все определяется тем, что игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников и, по Л.С. Выготскому, создает «зону ближайшего развития ребенка»
Библиографический список:
- Л. Г. Петерсон «Практический курс математики для дошкольников»
*
- Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» — М.; Просвещение 1992г.
- Н. А. Арапова-Пискарёва «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез. 2006.
- В. Волчкова Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 45.
- З. А. Михайлова «Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М.: Просвещение, 1990.
- И. Морозова «Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет» – М. Мозаика-Синтез, 2007.
- В. П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Под ред. А.А. Столяра «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» – М., 1988.
- К. В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
|