Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»

«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта. Г.С. Альтшуллер

Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные и творческие способности ребёнка, – характерная особенность современной методики математического развития. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

 

Скачать конспект

В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций.

Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ — важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. ТРИЗ это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию.

В 2008 г. я принимала участие в Шестой Всероссийской конференции «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами ТРИЗ» в городе Саров, конференцию проводили Сидорчук Татьяна Александровна и Корзун Анна Валерьевна. Нас познакомили с воспитателями детских садов, которые внедряли технологию Триз, с развивающей предметно-развивающей средой групп, а самое главное я увидела как Татьяна Александровна проводила занятие с незнакомыми ей детьми, построенное на ТРИЗ- технологии. Меня поразили и знания детей и ответы, которые давали дети. Поведение детей было раскрепощённое. У детей настолько было развито воображение, ни одна поставленная перед детьми проблема, не привела их в тупик и не вызвала никаких затруднений, наоборот – дети давали такие решения этой проблемы, которые решил бы не каждый взрослый. Именно поведение детей, их творческое решение проблем привело меня к мысли изучить эту технологию и попробовать внедрить ей в свою практику.

Игры по технологии ТРИЗ, которые я использую в своей работе по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности. ОТСМ- ТРИЗ – единственная технология, позволяющая обучить эффективному решению проблем, а для их анализа необходимы навыки самостоятельно построенных классификаций, т.е. классификационные навыки. Данная технология позволяет не только качественно сформировать классификационные навыки, но и даёт возможность развивать творческое мышление детей. В процессе игры ребёнок учится САМ выбирать по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Для этого необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да-нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска на основе отсечения половины. Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, число, геометрическую фигуру и т д Отгадку можно найти при помощи вопросов. Загадывать вопросы – не такая лёгкая задача. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить «да» или «нет». Эту игру я использую как в образовательной деятельности (занятии), так и в свободной деятельности. Дети с удовольствием играют в эту игру, их интересует раскрытие «тайны» и поиски неизвестного. В основе этой игры не угадывание, а целенаправленная система сужения поля поиска. Например, игру «Да-нет», которую я использую в своей практике, которая основана на поиске картинки, расположенной в линейном ряду и в объёмном пространстве. Играющие должны определить предмет, который загадали, используя математические определения- справа, слева, посередине (линейный ряд) и в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т д. Так же я использую игры «Да-нет» с использованием цифр и чисел в линейном ряду.

В- своей работе широко использую игру «Хорошо- плохо». Это метод «мозгового штурма». Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Например: на чём можно отправится в волшебную страну Математика? Чем хорошо лететь на самолёте? Чем плохо?

Достоинства метода мозгового штурма.

  • Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны. Не требуется предварительное обучение участников кроме ведущего, который должен знать теорию метода, методику проведения сеансов и виды мышления.
  • Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект — увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.
  • Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
  • Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий.
  • Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
  • Можно научить слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс). — Можно поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, если обращать общее внимание на его решения, пусть и слабые.
  • Можно научить детей позитивной критике.
  • Метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям.

Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребенке качества активного созидателя, воображения, формировать навыки, позволяющие самостоятельно решать свои проблемы, учить думать.

Для этого нужно, прежде всего, научить различать объекты, познавать их через признаки и их проявления. Самые простые и привычные предметы таят в себе массу необычного — нужно лишь уметь это видеть.

Многообразный мир состоит из объектов. Любой реальный объект имеет признаки: цвет, форму (объёмную, плоскостную), количество, части, изменения во времени и др. В ТРИЗ технологии есть методика, которая способствует обогащению и активизации словаря ребёнка, развивает познавательную активность, расширяет представления о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия.

В своей работе я использую игры с кругами Луллия.

Основная цель работы с кругами Луллия:

  • Развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения
  • Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

С помощью кругов Луллия можно такие решать задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:

  • учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание
  • закрепить состав числа из двух меньших чисел
  • закрепить счёт
  • учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число
  • учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения
  • развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.

Виды кругов Луллия, которые я использую в своей работе:

Метод кругов Луллия, как и многие другие инновационные технологии и методические приёмы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!

Литература:

  • Сидорчук Т.А. «Игра «Да-нет». Методика формирования у дошкольников классификационных навыков». (Технология ТРИЗ)» Издательство Аркти, Москва, 2017г
  • Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. (Технология ТРИЗ)» Издательство Аркти, Москва, 2018г
  • Фурман В. В. Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №22. 4. — С. 48-52. — URL (дата обращения: 04. 01. 2019).
Просмотров: 835
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Милеева Наталья Михайловна. Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста через технологию ТРИЗ
  • Алла Ушкова. Значение игр с использованием элементов ТРИЗ для развития математических способностей дошкольников
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Путешествие»
  • Афонина Алена Михайловна. ТРИЗ технологии в развитии творческого воображения дошкольников
  • Вахитова Наталья Александровна. Конспект игротренинга по развитию коммуникативных навыков с использованием игр и упражнений ТРИЗ технологии у детей 4-5 лет Тема: «Чебурашка и крокодил Гена»
  • Аношина Марина Николаевна, Утина Наталья Павловна. «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ — технологии»
  • Гончарова Ольга Игоревна. Конспект видео-занятия для детей старшей группы с применением ОТСМ-ТРВ-ТРИЗ технологии на тему «День Космонавтики»
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Гулиева Сона Вагифовна. Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста (ознакомление с окружающим миром, ОБЖ, развитие речи) с использованием ТРИЗ- технологии «Поросята в опасности»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Горзина Татьяна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы с элементами ОТСМ-ТРИЗ по теме: «Как появился календарь»
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Детская мультипликация, как средство решения наиболее актуальных задач возрастного развития дошкольников.
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Вощенко Светлана Петровна. ТРИЗ в работе с детьми с сенсо-моторной алалией 'Колобок ищет детей'
  • Сабитова Миляуша Фаиловна. Пособие с использованием здоровьесберегающих технологий и технологии ОТСМ — ТРИЗ – РТВ
  • Ткаченко Елена Александровна. Картотека игр по технологии ТРИЗ первая младшая группа
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Редактор. Можно ли развить чувство юмора?
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь