Искандерова Татьяна Геннадьевна. ТРИЗ технологии в детском саду

ТРИЗ технологии в детском саду

Искандерова Т.Г. Воспитатель МАДОУ ДС № 476 г. Челябинска

В конце 50-х гг. XX в. появилась наука ТРИЗ — теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ — отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

Уже в 80-е гг. возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педа- гогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Как педагогу мне не хочется упустить период формирования ребенка, творческой личности, ведь этот период выпадает на дошкольный возраст. Девиз работы по ТРИЗ – «Творчество во всём»

 

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремле-ния к новизне; речи и творческого воображения.

Мне хочется поделиться с вами планом-конспектом непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы, с использованием ТРИЗ технологии. Тема: «Транспорт для нашего города». Ознакомление с окружающим миром

Программное содержание:

-Расширить представления детей о видах транспорта и его функциональном назначении; познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный

  • формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности
  • развивать воображение и фантазию, позицию активного творца, созидателя

-воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем,, расширять кругозор детей

Оборудование: круги Луллия, карты для создания нового транспорта, маркеры, точилки в виде машинок.

1. Организационный момент, создание интереса

Приготовить на полу рисунки с изображением транспортных средств с их гаражами, ангарами, гаванями и пристанями. Разложить на полу, так чтобы, дети не мешали друг другу выполнять задания.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Это твой «пропуск наклейка», находи свой кружочек на полу и занимай место!!!

Дети: Здравствуйте!

В: Мне очень приятно видеть вас здесь в такой красивой уютной обстановке! Меня зовут Татьяна Геннадьевна. Сегодня мы будем с вами фантазировать, отгадывать, размышлять и увидим то, чего ещё в мире нет. Согласны?

Д: Да!

В: Ребята я сегодня к вам на занятие приехала на автобусе! А вы как добрались сюда?

Дети: На машине, трамвае, автобусе

(если дети не называют транспортные средства то нужно им помочь)

В: Ребята, а каким одним словом можно объединить: автобус, маршрутка, троллейбус, автобус и трамвай, машина, мотоцикл

Д: Транспорт

В: Какие вы молодцы! Конечно же транспорт!

2 Мотивационно-побудительный

В. Ребята, к нам на игру прилетит гость, вы должны будете угадать кто это, задавать мне наводящие вопросы, на которые я буду отвечать да либо нет. А подсказка будет такая: этот гость умеет жужжать.

Д/и «ДА-НЕТка»

Д. А может это комар, муха, паук, жук, шмель?

В. Нет, это не насекомое.

Д. Может это телефон, пылесос, стиральная машина?

В. Это человек, сказочный герой.

Д. Щелкунчик, человек-паук, карлсон.

В. Да, это Карлсон. На чем прилетел?

Д. На своем пропеллере. Включил кнопку и прилетел.

В. Значит, он сам на себе прилетел. Вот вы сказали, что он сам на себе прилетел. А на чем еще Карлсон мог прилететь?

Д. На самолете, ракете, вертолете, птице, воздушном шаре, на летучем голландце (слайд воздушный транспорт).

В: Правильно ребята, а какой вид транспорта вы только что перечислили? Если он летает только по воздуху?

Д: Воздушный…

В: А какие виды транспорта вы ещё знаете?

Д: перечисляют виды транспорта

В:Молодцы. А теперь я вас попрошу всех сесть на стулья за один стол, я хочу вам показать одну игру, которую я взяла с собой. Кто-нибудь из вас знает что это за игра? Эта увлекательная игра называется круги Луллия.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает карточки с изображением воды, воздуха, земли космоса. Карточки с изображением транспорта разложены на первом круге в произвольном порядке. Дети должны повернуть второй круг, чтобы совпала «среда» транспорта, повернуть третий круг, чтобы определить одежду водителя выбранного транспортного средства, в окна большого круга картинки разложить части от транспорта соответствующие видам транспорта, чтобы дети, смогли выбрать подходящую часть.

Во второй части задания, воспитатель даёт задачу, почему тот или иной объект мог совпасть с другим.

В: Итак ребята, первом круге у меня изображены картинки транспортного средства

Во втором круге место работы транспорта. В третьем человек в спец одежде, водитель данного вида транспорта. В Четвёртом круге часть от транспортного средства

Вы должны повернуть так сектор, чтобы совпали все картинки правильно!!!

Итак пример: Ракета — в небе — иллюминатор — космонавт.

В: А теперь усложним, как пожарник, мог оказаться в скорой помощи.

Д: Был сильный пожар, приехали и скорая помощь и пожарные машины, но водитель скорой помощи надышался дымом, поэтому скорую смог вести водитель пожарной машины, чтобы помочь врачам госпитализировать водителя, пока они спасали других людей.

В: Ребята, вы такие молодцы, справились с задание очень быстро. А вы сможете так же быстро повторить движения, которые вам будут выведены на экран.

Д: Да

В: Тогда, я вам предлагаю встать из за стола, подойти поближе к экрану и внимательно выполнять движения! начали

(на проекторе включается видео)

Физкультминутка:

Смотрите в небе самолет,

А в самолете том пилот

Штурвалом ловко управляет

И между облаков летает

Под самолетом то гора,

То лес дремучий, то нора,

То в небо дивится народ,

То зайцы водят хоровод

В: Какие вы быстрые ребята. Со всеми заданиями вы справляетесь легко.

Вы повторяли движения так правдиво, что мне на минуту показалось, что летят много самолетов. Как вы думуете, а человек сразу научился летать на самолете?

Д: нет, не было самолетов

В: Верно ребята, в прошлом человек передвигался пешком.

А как вы думаете, это было удобно? Докажите почему да или нет.

(слайд человек едет на лошади верхом) вспомните потешку про такой вид транспорта:

Из за леса, из за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, жена на коровке, детки на телятках, внуки на козлятках.

Но человеку стало неудобно ездить на животных, ведь необходимо было и грузы различные перевозить, и что человек придумал?

(слайд человек едет на телеге)

Но вскоре и такой вид транспорта стал неудобным, почему (холодно, укрыться негде)

И человек приделал крышу к телеге и получилась

(слайд человек едет на карете)

Карета была более удобна, в ней помещалось больше народу, она уже состояла из кабины, где сидели люди, высокие колеса помогали карете легко передвигаться по улицам города. В карете можно было отправиться на бал.

Но и карета перестала со временем устраивать человека –почему? (неудобно совершать поездки на дальние расстояния, Ломались, коней необходимо было кормить и поить)

Шли годы, и человек решил заменить коня, на железного, чтобы он никогда не уставал и в дальней дороге не просил пить и есть, как конь.

И человек придумал? Что движет машиной?

Д: Мотор, двигатель

В: конечно ребята, в 18 веке человечество изобрело двигатель

А в 20 веке была выпущена первая машина, и сейчас уже наши машины современные.

(слайд человек в машине)

Чем удобна современная машина?

Д: легкостью передвижения, не надо ходить пешком, можно прицеплять прицепы, перевозить большие грузы.

А теперь я хочу вам предложить создать, для себя какой-нибудь транспорт. Чтобы мы с вами придумали интересный и новый вид транспорта мы должны себе поставить цель, для чего мы его создадим. Может это будет такой транспорт для детей, чтобы они могли сами добираться до садика?

А я вам дам вспомогательный лист, что можно дополнить к вашему транспорту!

В: вот у меня например будет машина, которая гудит как микроволновка, спереди у меня будет огромный телевизор по которому я могу видеть что происходит вокруг моей машины. И заводится моя машина, будет при помощи телефона. Теперь ваша очередь ребята.

Д: придумывают свой вид транспорта

Итог занятия

-Вы сегодня пофантазировали? Какое задание вам больше всего понравилось? Вы узнали что движет машиной? Вы бы хотели покататься на машине которую вы придумали?

Просмотров: 325
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Нелюдимова Ольга Анатольевна. Конспект открытого занятия (НОД) в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Понятийный рефлексивный круг «Самостоятельный человек – это…»
  • Комиссарова Екатерина Сергеевна. Конспект открытого интегрированного занятия «Виды транспорта».
  • Степанова Ольга Николаевна. Интегрированное занятие по закреплению знаний по ПДД «Виды транспорта»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Дербуш Жанна Владимировна. Конспект проектного занятия с элементами методики ТРИЗ «Транспорт. Машина будущего»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Коробицына Анжелика Сергеевна. Конспект открытого занятия младшей группы «Путешествие в мир транспорта»
  • Ефремова Светлана Юрьевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Экскурсия в музей транспорта»
  • Кулакова Екатерина Александровна. КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ТРАНСПОРТА»
  • Имаметдинова Ирина Владимировна. Развлечение в старшей группе детского сада. Путешествие в мир транспорта.
  • Федосова Ольга Николаевна. Развлечение по ПДД для второй младшей группы «Как ребята учили Лисичку правилам дорожного движения»
  • Телегина Наталья Васильевна.,  Воловикова Ольга Анатольевна. Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Человек. Как на земле появились люди»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Светлана Николаевна Прудникова. НОД: «РАСТЕНИЕ КАК ЧЕЛОВЕК».
  • Владислав Войтанник. КАК ЭТО БЫЛО НА КРЕПОСТИ
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Ефременкова Надежда Николаевна. «Как человек в Крыму здоровье нашел».
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект НОД «Олимпиада...как это было...»
  • Матвеева Ирина. Итоговое тематическое занятие, посвящённое празднованию 75-летия Победы. «Как это было».
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Милеева Наталья Михайловна. Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Бекетова Лариса Константиновна. Игровая программа для дошкольников «Как ребята клад искали»
  • Астахова Елена Николаевна. Конспект подгруппового занятия на развитие зрительного восприятия (подготовительная группа) «Я человек. Части тела».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь