Алла Ушкова. Значение игр с использованием элементов ТРИЗ для развития математических способностей дошкольников

Значение игр с использованием элементов ТРИЗ для развития математических способностей дошкольников1. Математическое развитие как значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений, связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач воспитателей и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Особую остроту этой проблемы подчеркивал Л.С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой взрослым, однако лишь в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л.С.Выготский называл спонтанно-реактивным.
И если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой.
По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжений всей активности его собственной мысли. При этом математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, в его ориентации на воспитание и развитие детской личности. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Крутецкий В.А. выделил девять компонентов математических
1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания абстрагированного, от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне разном;
3. Способность к последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательстве, обосновании, выводах;
4. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами;
5. Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
6. Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой. Свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
7. Математическая память - память на обобщенные формализованные структуры, логические схемы;
8. Способность к пространственным представлениям.

2. Использование игр с элементами ТРИЗ в развитии элементарных математических представлений. Работая с играми с элементами ТРИЗ, я заметила, что они позволяют в большей степени решить задачи обучения математической деятельности: вначале мотивационно–целевых, затем операционных и , наконец, задач контроля. Использование адаптированных методов ТРИЗ-РТВ дает несомненные преимущества в выполнении этих задач.
Происходит: 1.Активизация познавательной деятельности детей,
2. Создание мотивационных установок на проявление творчества,
3. Повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами,
4. Гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности. ТРИЗ для дошкольников -это система коллективных игр, призванная не изменять основную программу. А максимально увеличить ее эффективность. Занимаясь с дошкольниками играми с элементами ТРИЗ я разработала систему работы по развитию математических способностей с использованием дидактических игр.

В этой работе я прошла следующие этапы: 1. Научить ребенка находить сходства и различия в цифрах, геометрических фигурах для закрепления навыков счета( игры «Теремок», «Держи вора», «Мои друзья» «Да- нет»)
2.научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях- для осмысления значимости математики в жизни людей: игры «хорошо-плохо», «давай поменяемся».
3. Научить детей составлять задачи: «морфологический ящик»
4. Знакомить с мерами объема при помощи метода маленьких человечков (ММЧ). В итоге, в процессе игр дети эффективно овладевали навыками счета. Способностью сопоставлять, сравнивать цифры, соотносить количество предметов и цифру, находить нестандартные решения в развивающих играх.

Просмотров: 728
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Чечетенко Татьяна Юрьевна. Проект по математическому развитию дошкольников: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Милеева Наталья Михайловна. Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Искра Виктория Васильевна. «Важная роль игры в развитии и воспитании ребенка»
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Людмила Маслова. Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте» Программа «От рождения до школы»
  • Загайнова Татьяна. Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представлений
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Клюбина Инна Викторовна. Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»
  • Галина Михайловна Горшунова. Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Горзина Татьяна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы с элементами ОТСМ-ТРИЗ по теме: «Как появился календарь»
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Белан Галина Иосифовна. Обучение дошкольников 4-7 лет составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества.
  • Иванова Надежда Владимировна Завацкая Ольга Михайловна. Развитие элементарных математических представлений в раннем возрасте.
  • Кинева Альбина Иосифовна. Консультация «Занимательный материал в развитии элементарных математических представлений дошкольников».
  • Латыпова Эльвра Глюсовна. Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие в Королевство Математики»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Дзюба Татьяна Александровна. Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь