В раннем возрасте у ребенка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период перед воспитателем стоит задача учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать с однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов (игрушек) от основной группы, с помощью взрослого отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы (такие же), передвигать их в разных направлениях – вперед, назад, туда – сюда, нанизывать, накладывать один предмет на другой и т.д. Такие же действия с предметами можно делать вместе с детьми и дома, в кругу семьи.
В первой младшей группе с детьми не проводятся специальные занятия по развитию математических представлений. Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприятные условия для развития таких представлений. Наряду с этим отдельные понятия, такие как, «много — один», «один — много», «много — мало», «мало — много», могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр занятий в качестве их составной части (занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, лепке и др.)
Подробные занятия с математическим содержанием проводятся с небольшими подгруппами детей (6 – 8 человек). Важное требование к таким занятиям строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания детям, их деятельно-игровой характер.
В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих задач.
Необходимо:
Приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать как эти действия характеризуются;
Привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однорядных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;
Побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем (о количестве, величине, форме предметов).
Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи. В процессе игр – занятий воспитатель учит рассматривать различные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину), группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много — один», «один — много», «много — мало», «мало — много». Для детей раннего возраста методические рекомендации по ознакомлению детей с элементарными математическими представлениями четыре раздела: «количество», «величина», «форма», «ориентировка в пространстве».
|