Подготовила: воспитатель Таетваль Л.А. 2020 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» города Билибино Чукотского автономного округа»
Тема: «Комнатные цветы»
Цели:
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними, обогащение словарного запаса.
Задачи:
- Обучающая: познакомить с новым комнатным растением, его условиями жизни, его способом размножения, с правилами посадки в землю луковиц.
- Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к живой природе, к комнатным растениям, вызвать желание заботиться о них.
- Развивающая: обогащать словарный запас детей новыми словами: «гипеаструм», «монстера», «сальсивиерия», «пульверизатор»;
- закрепить знания детей о том, что нужно для жизни растений: воздух, вода, свет, земля (почва), удобрения, бережный уход.
Скачать конспект
Материалы:
-фотографии с изображением комнатных цветов, магниты, доска, аудиозапись «плач ребенка», лейки с водой, палочки для рыхления почвы, влажные тряпочки для удаления пыли с листьев цветов, пульверизатор для опрыскивания цветов, семена (посевной материал) гипеаструма, большой лоток с землей, салфетки для рук, комнатные растения в горшках, расставленные возле доски, карточки для игры «Найди цветок», фартуки для детей, косынки, набор карточек для игры «Что растениям нужно для роста?»
Ход занятия.
Мотивация.
Воспитатель вместе с детьми находится в раздевалке. Слышится чей-то плач.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то плачет! Что же случилось? Давайте с вами пойдем и узнаем, кто же это плачет. Может быть, кому-то нужна наша помощь? Вы согласны выручить из беды того, кто плачет? (Ответы детей)
Дети заходят в группу и становятся полукругом у доски, возле нее стоит большой комнатный цветок.
Воспитатель-Ребята, посмотрите, это же плакал цветок. Что же с ним случилось?
Дети рассматривают цветок и говорят, что у него сухая земля. Воспитатель говорит название этого цветка: сансевиерия или «Щучий хвост».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем много нового о комнатных цветах и тогда мы сможем помочь этому бедному цветку, который плакал. Вы хотите ему помочь? (Ответы детей)
1. — Ребята, отгадайте загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
- Правильно, это растение!
- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)
- Как дышит растение? (через листья, корни)
- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)
- Правильно, ребята, именно корни кормят растение.
- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)
- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
- Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
- Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое из них здесь лишнее? (одуванчик) Почему? /ответы детей/
- Правильно! Одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут только в помещении. Поэтому их называют. … Как? (комнатные растения)
2. дети рассказывают стихотворения о растениях, с которыми они познакомились ранее.
На окне цветочков много,
Только мокрый – он один.
Мокрым Ванькой называют
Всем известный … (Бальзамин)
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные цветы)
Накрыт бокал с водицей
Ежовой рукавицей. (Кактус)
У садовницы — первой модницы
Платье то ли полиняло,
То ли краску поменяло:
Все было лиловое,
Стало — васильковое. (Гортензия)
Плоский, длинный, а не брус,
Полосат, а не арбуз. (Сансевиерия или щучий хвост)
Чтобы солнце сквозь стекло
К нам в окошко не пекло,
Я повешу шторочку,
На белую распорочку,
Не крючком плетеную -
Живую и зеленую. (Традесканция)
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза. (Фикус)
Вверх по стенке крутой,
По бетонке литой
Многоножка ползет,
С собой листья везет. (Плющ)
Лист с горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)
С горы на паутинках
Свисают паучки -
Зеленые пучки. (Камнеломка)
3. Рассказ воспитателя о ядовитых комнатных растениях.
Ребята, я хочу вам рассказать о ядовитых комнатных растениях. Эти фотографии я обвела в красную рамочку. Красный цвет означает опасность. Хотите узнать, почему?
Монстера (Monstera) входит в семейство ароидных растений и включает в себя до 50 видов. Ареалом обитания считается Южная и Центральная Америка. Название свое Монстера получила из-за своих крупных размеров и страшноватого внешнего вида (чудовище – monstrum).
Этот род – вечнозеленые растения (кустарники и лианы). Стебли толстые, лазящие. Часто имеют воздушные корни. Листья больших размеров на длинном черешке, на ощупь – кожистые, имеют отверстия и прорези разных размеров и формы; темно-зеленой окраски. Толстый, цилиндрической формы початок является соцветием. Цветки сверху обоеполые, а у основания – стерильные.
Монстера – один из самых распространенных представителей флоры, выращиваемый в комнатных условиях. Причин тому много, одна из них – растение весьма неприхотливо и просто в уходе. Монстера ионизирует воздух в комнате, что не может не быть плюсом для содержания этого растения.
Ядовитость:
В соке Монстеры есть вещества, которые вызывают раздражение кожи и воспаление слизистой оболочки. Сок недозрелых плодов приводит к кровотечениям в желудке и кишечнике и воспалению слизистой оболочки ротовой полости.
Диффенбахия (Dieffenbachia) – растение семейства ароидных. В зависимости от источника в состав рода входит 30-40 видов растений. Родиной этих травянистых многолетников являются тропические зоны Америки. Назван род был в честь Диффенбаха – немецкого ботаника 19 века.
Диффенбахия – вечнозеленые растения с мощным стволом и красивыми листьями, за которые род и ценится в культуре. В зависимости от вида у Диффенбахии отличается окрас листьев: белые, зеленые, с полосами, пятнами, окантовкой и много других разных сортов и форм. Если условия подходящие, а уход надлежащий, то Диффенбахия может зацвести – выражен цветок початком, обернутого зеленовато-белым покрывалом.
Диффенбахия очень популярное растение, выращиваемое в комнатных условиях, но при этом довольно требовательна к условиям ухода. Растение требует регулярного полива и опрыскивания, не любит сквозняки и резких перепадов температур. Покупая Диффенбахию, нужно обратить внимание на ядовитость млечного сока растения – вызывает раздражение кожи, а при попадании в полость рта вызывает немоту. В зависимости от вида и сорта Диффенбахии вырастают до 1-2 метров в высоту буквально за 5 лет.
Ядовитость:
Млечный сок растения при попадании на кожу может вызвать раздражение, а при попадании на слизистые оболочки рта – опухоль желез и языка. Работать с растением нужно аккуратно. При пересадке или размножении растения нужно пользоваться резиновыми перчатками, и всегда мыть руки с мылом после контакта с растением.
4. Игра «Найди такой же цветок»
Давайте с вами поиграем.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением комнатных растений, а дети находят их в групповой комнате и говорят название цветка. Трудные слова произносятся хором по слогам: сан-си-е-ве-рия, тра-дес-кан-ция,
5. Знакомство с новым растением.
Воспитатель: Ребята, я хотела познакомить вас с новым комнатным растением. (показывает фотографии) Этот цветок называется Гипеаструм. Это луковичное комнатное растение.
Далее воспитатель демонстрирует картинки с изображением цветов фиалки (корень, листья и цветы) и гипеаструма (луковица с корнями листья и цветы) для сравнения. Обращает внимание детей на то, что у обоих растений нет стебля, только листья, и цветонос, на котором появляются цветы).
Слово «цветонос» произносится вслух как трудное слово.
6. Физминутка
На окне в горшочках
(Дети сидят на корточках лицом в круг)
Поднялись цветочки.
(Медленно встают.)
К солнцу потянулись,
(Тянутся на носочках, подняв руки вверх.)
Солнцу улыбнулись.
(Разводят руки в стороны ладонями вверх.)
К солнышку листочки.
(Поворачиваются вправо – влево, руки на поясе)
Повернут цветочки,
(Соединяют ладошки над головой.)
Развернут бутоны,
(Раскрывают ладошки – бутоны.)
В солнышке утонут.
7. Беседа «Для чего нам нужны комнатные растения?»
Комнатные растения – это источник здоровья, доброты, хорошего настроения, чистого воздуха и красоты.
Правила ухода за комнатными растениями:
- Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
- Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
- Что нужно делать для того, чтобы комнатные цветы росли, цвели, были красивыми? (Ответы детей.)
- Да, для этого нужно вовремя поливать растения водой, вода – это их пища, удобрять удобрениями, удобрения – это витамины для растений. Необходимо рыхлить землю в горшке, чтобы воздух проникал к корням. Если на листьях пыль, их следует протереть влажной тряпочкой.
- Посмотрите на наши комнатные растения. Какой уход им требуется сейчас? (Дети осматривают растения, отвечают на вопрос.)
Дети ухаживают и за тем цветком, который они увидели в начале НОД.
Детям предлагаются лейки с водой, влажные тряпочки, пульверизатор с водой, палочки для рыхления земли.
Сообщения детей о комнатном растении (живущем у них дома).
(Предварительно было дано задание: узнать какое растение есть дома, его название, как попало в дом, как за ним ухаживать).
- Расскажите, как растение попало к вам в дом, как оно называется, как вы (ваши родители) ухаживаете за комнатными растениями дома. (Выслушиваются рассказы детей.)
8. Закрепление нового материала.
Игра «Что растениям нужно для роста?». Ребята показывают картинки и называют: воздух, свет, почва, вода и другое.
- Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!
Игра «Что было бы, если бы…»
- Что было бы, если бы растение поставили в темное место? /ответы детей/
- Что было бы, если бы растение забыли полить? /ответы детей/
- Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? /ответы детей/
Итоговая беседа.
Цель: систематизировать знания детей, развивать память.
- Что вам сегодня больше всего понравилось, запомнилось? Что нового узнали? Зачем люди разводят комнатные растения?
- Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
Какие ядовитые комнатные растения мы знаем? Ребята называют названия растений, затем мы произносим слова по слогам: монс-те-ра, диф-фен-ба-хия. Ребята, как вы думаете, нашему цветку понравилось, как вы ухаживали за ним? Будет ли он опять плакать, или нет? (ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
|