ОО (регион, город, поселок и др.): Краснодарский край, город Краснодар
Наименование ОО МАДОУ детский сад № 136
Должность, Ф.И. О. руководителя ДОО: заведующий Бойко Марина Юрьевна
Ф.И. О. ответственного за инновационную деятельность в ОО: Вовк Анна Сергеевна
Ф.И. О. педагога: Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Даниловна
Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа
Основные цели:
- формировать представления о лекарственных растениях их строении и лечебных свойствах;
- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
- закрепить знания детей о свойствах растений (растёт, дышит, питается).
Дидактические материалы: карточки с изображением различных предметов и растений;
- карточки с изображением лекарственных растений;
- игра «Собери лекарственные растения из частей»;
- лекарственные травы, прозрачный стакан;
- кукла Пилюлькин.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать их представление о сказках.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы сказки?
-Назовите свои любимые сказки?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
-Ребята, сегодня в детский сад принесли письмо от Пилюлькина. Пилюлькин просит нас помочь ему собрать лекарственные растения для изготовления настоя для малышей.
- Хотите помочь Пилюлькину?
- Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать умение находить и выделять растения по их признакам среди других предметов.
-Ребята, а как вы думаете, где надо собирать лекарственные растения.
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- В лесу, в поле, на лугу.
-На чём мы туда отправимся?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- На поезде, на электричке, на автобусе.
-Ребята, что нужно сделать, прежде чем сесть в автобус.
- Где покупают билеты?
-Как называется человек, который проверяет билеты?
Дети подходят к столу-кассе, на котором лежат карточки с изображением различных предметов. Карточек с изображением растений столько же, сколько и детей. Карточки лежат вперемешку.
-Ребята, в автобус контролер пропустит только того пассажира, у которого на билете будет изображено растение.
Воспитатель-контролер проверяет билеты и просит сказать, почему куплен этот билет.
Дети отправляются на автобусе в лес.
Приехали в лес.
Воспитатель предлагает послушать детям звуки леса и отдохнуть на мягкой травке.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с лекарственными растениями;
- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель собирает детей около себя и, показывая на стол, предлагает представить, что дети на поляне в лесу, где множество растений.
- Мы пришли на полянку, где растут разные растения, нас Пилюлькин просил собрать лекарственные растения.
-Давайте соберем.
У детей возникает затруднение, так как они не знают какие растения являются лекарственными.
-Сумели мы собрать лекарственные растения? (Нет)
-Почему? (Потому что мы не знаем, какие растения являются лекарственными)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- познакомить детей с лекарственными растениями, их полезными свойствами;
- закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
-Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
(Можно спросить у того, кто знает)
Воспитатель предлагает посмотреть ответ в энциклопедии лекарственных растений.
-Ребята, а почему некоторые растения называются лекарственными?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Потому что они лечат от разных болезней.
-Ребята я вас приглашаю в путешествие по энциклопедии лекарственных растений.
-Первая страница-первая загадка.
На зеленой круглой ножке вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал и развеял этот шар (одуванчик)
-Дети, найдите, пожалуйста, одуванчик (дети находят на столе карточку с одуванчиком). Это очень нужное и полезное растение. Оно произрастает по всей России. В листьях одуванчика много витаминов. Листья и корни помогают при кашле.
-Вторая страница — следующая загадка.
Стоит в поле кудряшка-белая рубашка.
Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка).
Дети находят карточку с ромашкой.
-Ромашку можно встретить по всей России. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы.
-Следующая страница — последняя загадка.
Растет на клумбе огонёк — оранжевый цветок.
Ты отыщи его, дружок, он очень нужный огонёк (календула).
Дети находят карточку с календулой.
-Верно. У нас на клумбе растёт календула. Мы её ещё называем ноготки. Календулу применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.
5. Включение нового знания.
Дидактические задачи: закрепить знания о внешнем виде лекарственных растений и их лечебных свойствах.
Воспитателю звонит телефон.
-Ребята, мне позвонил Пилюлькин. Он приглашает нас к себе в лабораторию.
Дети садятся в автобус и отправляются в путь. Детей в лаборатории встречает Пилюлькин.
- Ребята, у Пилюлькина случилась беда. Все растения перемешались, помогите ему их разложить.
Игра: «Собери лекарственные растения из частей» (Дети собирают каждое растение из трех частей- цветок, стебель с листьями и корень). Пилюлькин благодарит детей за помощь и предлагает приготовить настой из лекарственных трав.
- Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений (дети помогают). Теперь залить травы кипятком. Настой должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, была какого цвета?
-Бесцветная.
- А теперь смотрите, как вода меняет цвет. Растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
-Где мы сегодня были?
-Кому мы сегодня помогли?
Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Пилюлькину, потому что они узнали какие растения являются лекарственными.
Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, опыты, общение, познавательная деятельность.
На 1 этапе — введение в ситуацию, предлагаются приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей — актуализировать их представление о сказках), и осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели с помощью вопросов «Хотите помочь Пилюлькину собрать лекарственные растения для изготовления настоя для малышей?». «Детская» цель будет соответствовать познавательному интересу детей, если в предварительной работе педагог познакомит детей с разными видами лекарственных растений, обыграет ее в разных формах. Тогда ситуация будет осознана в личном опыте и принята детьми. Цель педагога (образовательная цель) — познакомить с лекарственными растениями, их строением и лечебными свойствами.
На 2 этапе — актуализация знаний и умений, предлагается найти и выделить растения по их признакам среди других предметов. Этого будет достаточно для «открытия» детьми нового определения «лекарственные растения». Здесь, на этапе подготовки к ООД, должно быть продумано расположение детей во время игр.
На 3 этапе — затруднение в ситуации, продумана связь затруднения с достижением «детской» цели (дети не знают какие растения являются лекарственными) соответствует образовательной задаче, «открываемому» детьми новому знанию. Была четко сформулирована инструкция к действию – «Сумели мы собрать лекарственные растения?».
На 4 этапе — «Открытие» нового знания, с помощью побуждающего, подводящего диалога, дети должны максимально самостоятельно справиться с затруднением – рассказать почему эти растения «лечебные», ответить на загадки и найти соответствующую картинку.
На следующем этапе — предлагается провести серию игр и опытов, для закрепления знаний о внешнем виде лекарственных растений и их лечебных свойствах. Здесь продумано оптимальное соотношение групповых, парных и индивидуальных форм работы и взаимооценки детей.
На этапе осмысления, дети проговаривают условия, которые позволили восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха, тем самым достигнуть «детскую» цель. Так же на этом этапе соединяются «детская» и «взрослая» цели: «мы смогли помочь Пилюлькину, потому что они узнали какие растения являются лекарственными».
Комментарии к сценарию
Использованная литература:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
- Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Институт СДП, 2011.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012.
- Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012.
- Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.
- Интернет ресурсы.
|