Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагога на организацию образовательной деятельности в рамках современных образовательных технологий,
Слайд 2
Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторов, которые при этом должны учитываться. Каждый ребенок, его семья, воспитатель, каждая группа детского сада – индивидуальны, поэтому педагогическая технология должна использоваться педагогом не как догма и самоцель, а как инструмент для проектирования и рефлексии своей деятельности.
С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата бОльшую надежность и гарантирует его более высокое качество.
Скачать презентацию
Слайд 3
Технология деятельностного метода разработана в середине 1990-х гг., т.е. около 20 лет назад под руководством Людмилы Георгиевны Петерсон. За это время данная технология прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность. Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, организовывать их познавательную деятельность на основе общих методологических законов деятельности (Г. П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).
Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество.
Слайд 4
Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.
Слайд 5
Таким образом, в результате освоения технологии «Ситуация» был разработан вариант шаблона технологической карты образовательной деятельности, который мы и хотим представить вашему вниманию.
Слайд 6
Технология «Ситуация» предполагает реализацию 6 этапов. Далее мы остановимся на них подробнее. В шаблоне будут обозначены ключевые вопросы, акцентные позиции каждого этапа образовательной деятельности, выделенные автором и позволяющие облегчить освоение данной технологии педагогом.
Слайд 7
1. Этап «Введение в ситуацию». Акцентные вопросы: «Хотите? Сможете?» Планируемый результат — сформулировать «детскую» цель.
Нужно отметить, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной ( «взрослой») целью, это то, что ребенок «сам хочет» сделать. Проектируя образовательный процесс, следует учитывать, что младшие дошкольники руководствуются своими сиюминутными желаниями (например, поиграть), а старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому–либо).
Слайд 8
2. Этап «Актуализация знаний и умений».
На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания При этом дети обычно находятся в некоем своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым «открытиям».
Слайд 9
3. Этап «Затруднение в ситуации».
Данный этап является ключевым.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов ( «Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины (причин).
Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение- это поиск причины затруднения и ее устранение. «Не знать – не страшно, страшно – не узнать».
В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа учебную задачу воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта ( «нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной задачи, при этом она проговаривается ими во внешней речи. Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто».
Слайд 10
4. Этап «„Открытие“ нового знания (способа действия)».
На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.
С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?») воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения могут быть способы «попробовать догадаться самому», «придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.
В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя различные формы организации детских видов деятельности, педагог помогает детям «открыть» новое знание, которое фиксируется ими в речи, или знаково.
Время реализации данного этапа может быть как краткосрочный, так и долгим -распределен и реализован в течение дня (или даже недели).
Слайд 11
5. Этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка». На данном этапе воспитатель создает ситуации, предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.
В старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др.).
Данный этап, как и предыдущий, может быть распределен во времени.
Слайд 12
6. Этап «Осмысление».
Завершающий этап, рефлексивный.
С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» — воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» — подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели ( «Удалось …, потому что узнали (научились) …»). В младшем возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия достижения цели.
Слайд 13
При реализации технологии «Ситуация» особо следует уделить внимание эмоциональной составляющей взаимодействия взрослого и детей: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела (от совершенного открытия, от совместной работы и т.д.). Таким образом, реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» ( «Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).
|