Составила Рыбакова Ирина Михайловна воспитатель Москва 2017 ГБОУ Школа №1467 ДО№2
Пояснительная записка
Старший дошкольный возраст является важным этапом в развитии детей. Любознательность, активность дошколят, их желание совместно действовать с взрослыми и сверстниками – все это хорошие предпосылки для успешного развития и обучения детей 6-го года жизни.
Новизна работы состоит в том, что в работе были применены ТРИЗ приемы по математике, содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, активизирует внимание, интерес и незаметно втягивает ребенка в процесс «думания» над задачей. Ребенок входит в ситуацию, требующую от него четких, последовательных действий: анализа содержания, осознания цели, поиска средств, способов, путей ее выполнения, планирования и получения результата. Задействуются психические процессы: память, мышление и речь. А также личностные качества: настойчивость, самостоятельность, усидчивость и др.
Данная работа представляет собой методическую разработку по теме: Повторение пройденного
«Что узнали? «Чему научились?».
Данный сценарий образовательной деятельности может быть использован как начальное занятие в подготовительной группе.
Цель: Показать педагогам как можно использовать триз приемы при формировании элементарных математических представлений в игре –путешествии.
Задачи:
Совершенствовать и закреплять счета в пределах 8 ти
Совершенствовать знания геометрических фигур
Развивать у детей геометрическую зоркость, умение определять из каких фигур состоит предмет.
Закрепить умения соотносить цифру и количество предметов
Развивать внимание и логику
Форма занятия: игра –путешествие
Методы обучения:
Наглядные, игровые, словесные.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: сундук, конверты с заданиями, план города Математика, яблоки бумажные, обручи, презентация «Считаем вместе с котом», проектор, музыкальное сопровождение.
План занятия
Организационный момент 1мин
Разминка 1 мин
Математическая игра «Соберём яблоки» 2мин
Презентация «Считаем вместе с котом» 3мин
Динамическая пауза «Самолет» 3мин
Теремок 2мин
Круги Луллия 2мин
Отсчитай сколько 2 мин
Полминутки для шутки 2мин
Конструирование по таблицам схемам 5мин
Рефлексия 1мин
Итог 1мин
Всего 25мин
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром я по электронной почте получила электронное письмо.
Видеописьмо: Здравствуйте ребята! Меня зовут Узнавай-ка, живу в городе, «Математика»,
но вот беда у меня исчезли некоторые цифры с плана города. Помогите мне их вернуть. Мои сыщики выяснили, что цифры увезли в город «Тематика».
Воспитатель: Ребята поможем Узнавайке вернуть цифры? (Ответы детей).
Тогда давайте подготовимся к путешествию и проведем разминку для ума.
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы ответить правильно, нужно внимательно слушать:
- сколько глаз у светофора?
- сколько пальцев на одной руке?
- сколько солнышек на небе?
- сколько ушей у двух мышей?
- сколько лап у двух собак?
- сколько хвостов у двух котов?
- если сегодня понедельник, то завтра будет …
- какой день недели идет после пятницы?
- какой первый день недели?
-а как называется время суток, когда вы просыпаетесь?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо подготовились к путешествию. На чём же мы отправимся? (варианты ответов детей).
Предлагаю отправиться на самолёте. Согласны? (Ответы детей).
После того, как воспитатель получает согласие детей, воспитатель предлагает детям закрыть глаза и произносит слова:
Воспитатель: Вокруг себя мы повернемся,
В город «Тематика» перенесемся.
На ковре появляется конверт
Воспитатель: Ой, ребята что это? (Ответы детей).
Давайте я его прочту.
Воспитатель читает письмо.
Ребята мы увезли числа из города «Математика».
Вы можете их вернуть, если выполните задания, которые находятся в сундуке.
Воспитатель: Ну, где же сундук?
Ребята вы не видите?
Посмотрите внимательно.
После того как нашли сундук
Воспитатель раскладывает конверты на столе.
Первое задание лежит в конверте с геометрической фигурой желтый овал.
Проводится математическая игра «Соберём Яблоки».
Воспитатель:
Какое сейчас время года? Какие изменения произошли в природе?
(Ответы детей)
Сейчас мы поиграем с яблоками.
Вы будете бегать под музыку, как только она остановится
возьмите по яблоку.
В яблоках есть семечки, посчитайте сколько их, и встаньте возле цифры, которая соответствует количеству семечек.
Проверьте друг друга: правильно ли выполнили задание. Возле какой цифры вы стоите и почему?
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием и за это нам возвращают цифру 3.
Второе задание лежит в конверте с геометрической фигурой красный треугольник.
Воспитатель показывает презентацию «Считаем вместе в котом».
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием и за это нам возвращают цифру 5.
Воспитатель: Ребята предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать.
Проводится динамическая пауза «Самолет».
Третье задание лежит в конверте с геометрической фигурой зелёный квадрат.
Проводится игра Теремок.
Воспитатель: Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, яблоко. А ты кто?
- Я, дерево. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у яблока и у дерева есть листочек на веточке. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием и за это нам возвращают цифру 1.
Четвертое задание лежит в конверте с геометрической фигурой синий круг.
Проводится игра с кругами Луллия.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть с кругами Луллия.
I круг Луллия: с помощью стрелки выбираете цифру. Рассмотрите ее, правильно назовите ее, затем подберите на нижнем круге количество предметов, в соответствии с цифрой.
II круг Луллия: на стержне три круга. На большом изображены предметы (книжки, яблоко, лимоны, подушки ит. д), на среднем круге геометрические фигуры, на маленьком цифры. Я назову изображение предметов, вам предстоит при помощи стрелки выбрать форму и цифру в соответствии с изображением.
Воспитатель: Что-то конверт с заданием какой-то тяжёлый. Я посмотрю что там.
Ребята посмотрите, что у меня в руках? (ответы детей). Я вам предлагаю поиграть с треугольником. Поиграем?
Посмотрите перед вами расположена полоска, разделённая на две части (верхняя и нижняя), покажите мне где верхняя часть? где нижняя? В тарелочках разложены морковки или грибочки. Отсчитайте столько морковок или грибочков, сколько ударов о треугольник вы услышите и разложите на верхней части.. Отсчитайте столько морковок или грибочков, сколько ударов о треугольник вы услышите и разложите на нижней части. На какой части морковок или грибочков больше?
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием и за это нам возвращают цифру 4.
Воспитатель: Ребята предлагаю вам немного отдохнуть.
Проводится игра «Полминутки для шутки». Воспитатель показывает презентацию.
- Сколько ёлочек зеленых, столько выполним наклонов (3).
- Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас 5 ().
- Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (4).
- Присядем столько раз, сколько бабочек у нас (7).
- Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (1)
Пятое задание лежит в конверте с геометрической фигурой оранжевый прямоугольник.
Проводится конструирование по схеме.
Воспитатель:
Люди всегда верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки про Ковёр- Самолёт, Емелину Печь, Сапоги- Скороходы, потому что всегда была необходимость куда- то перемещаться. Но это всё сказочный, ненастоящий транспорт, который "работает" только в сказке.
А в нашей жизни транспорт другой- это то, что перемещается на самом деле: ездит, плавает, летает, перевозит грузы, пассажиров. Если надо куда- то ехать, плыть, лететь, мы пользуемся транспортом.
Какие виды транспорта вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Для выполнения этого задания вам предстоит выбрать себе пару. Я буду загадывать загадки про транспорт. Чья пара быстрее отгадает получает таблицу- схему и складывает то, что он отгадали.
Загадки про транспорт:
Дайте мне скорей ответ: Вот пройдёт немного лет, И с Земли быстрее света К звёздам полетит... (ракета).
Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином... (автобус)
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?
(машина)
В океане среди волн, Металлический весь он, Но не тонет, а плывёт, За собою след ведёт!
(корабль)
Крылья есть, есть нос и хвост, Но, поверьте, я не прост. Есть моторы у меня – Очень быстрый я, друзья. (самолет)
Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием и за это нам возвращают цифру 2.
Воспитатель: Посмотрите на план города. Все ли цифры на месте? (ответы детей).
Предлагаю вернуть цифры Узнавайке. Включается видеосообщение от Узнавайки:
Спасибо ребята, что помогли вернуть мне цифры в город.
В благодарность я вам дарю лабиринты. Ловите.
Воспитатель: Ребята вам понравилось путешествовать?
Какие задание вам пришлось выполнить? Что было трудным? Легким?
Если вы считаете, что задания были трудным возьмите красный кружок, если лёгкими, то жёлтый.
А вы будете продолжать заниматься математикой? (ответы детей). Давайте сядем в самолет и отправимся в нашу группу.
Используемая литература:
- Ингрида Николаевна Мурашковска, 1991. Перепечатано из сборника "Педагогика+ТРИЗ" N3, 1997, Гомель
- И.А Помораева В.А Позина формирование элементарных математических представлений для детей старшего возраста.
- Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, -112с.
|