Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Наше счастье» ст. Тбилисская Краснодарского края
учитель-логопед: С.Ю. Атаманюк ст. Тбилисская 2017г
Возраст: 5-6 лет
Форма занятия: итоговое фронтальное занятие.
Источники:
1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс», 2007.
3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр). – М.: «Вако», 2005.
4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.
Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение».
В работе я использовала пособие Нищевой Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий для детей старшей логопедической группы» оно входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет)». Пособие отражает все направления работы логопеда.
Материал пособия рассчитан на детей шестого года жизни с III уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи (второго года обучения).
В своей работе я так же использовала пособие Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». В настоящем пособии рассматриваются вопросы использования физкультурных минуток. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста, и рассчитаны на все возрастные группы.
Данные пособия содержат интересный материал для дошкольников, могут стать подспорьем в работе педагогов.
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук), ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, логопедическая игрушка – Бегемотик-Жужа, разрезные картинки (по количеству детей).
Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки».
Схема занятия
- Артикуляционная гимнастика.
- Упр. «Закончи предложение»
- Игра «Два-пять»
- Упр. «Угадай слово»
- Физ. минутка.
- Упр. «Божья коровка».
- Упр. «Собери цветок для мамы».
- Итог занятия.
Ход занятия
Учитель-логопед встречает детей, организует приветствие.
Орг. момент
Учитель-логопед:
Придумано кем-то Просто и мудро При встречи здороваться: - Доброе утро.
Дети: — Доброе утро! - Солнцу и птицам. - Доброе утро! - - Улыбчивым лицам.
- И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера.
Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости пришёл Бегемотик -Жужа, он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений., а сначала мы вместе с Жужей проведём артикуляционную гимнастику. Жужа будет показывать, а вы повторять за ним упражнения.
- Артикуляционная гимнастика для язычка.
- Упр. «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.)
Учитель-логопед: А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение».
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.
-Комнатные растения необходимо поливать…
1-… для того, чтобы они не завяли.
-Листья на комнатных растениях нужно протирать…
2-… для того, чтобы они могли дышать.
-Комнатным растениям нужен солнечный свет…
3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.
-Комнатные растения нужны человеку…
4-…для того чтобы украшать его дом.
-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
5-…для того чтобы очищать воздух.
-Комнатные растения нужно удобрять…
6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.
(Жужа задаёт детям вопросы.)
Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других?
Ответы детей.
3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
(Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)
Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.
Ответы детей.
1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.
2-й- У меня две герани и пять гераней.
3-й- У меня две традесканции и пять традесканций
4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.
5-й-У меня две фиалки и пять фиалок
6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.
Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.
4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)
А сейчас мы с Бегемотиком -Жужей хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.
Вопросы задаёт логопед.
Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к], последний [с]? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б"], последний — [я]? (Бегония.) А в этом слове первый звук [к], последний — [а]? (Камнеломка.)
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а. ] Какое слово можно из них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками.
Дети обозначают слово символами.
Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?
Ответы детей.
Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге… (рань), тра… (десканция). Сколько слогов в этих словах?
Ответы детей.
5. Физминутка «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением).
Бегемотик приглашает вас на зарядку.
Проговаривание хором с имитацией движений.
Наши алые цветки Распускают лепестки. Плавно поднимаем руки вверх. Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Качание руками влево-вправо. Наши алые цветки Закрывают лепестки,
Присели, спрятались. Головой качают, Движение головой влево – вправо. Тихо засыпают.
6. Упр. «Божья коровка». (Автоматизация звука [р] в предложении.)
Бегемотик пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р].
Ответы детей.
1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью.
2-й-Божья коровка летает над геранью.
3-й-Божья коровка спряталась под листок герани.
4-й-Божья коровка летает вокруг герани.
5-й-Божья коровка сидит около герани.
6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.
Ребята у меня произошла неприятность, Жужа нёс в подарок маме — цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать.
7. Упр. «Собери цветок для мамы». (Ориентировка на плоскости.)
Давайте соберем цветы, для мамы бегемотика Жужи:
Дети проговаривают свои действия.
-Я кладу стебелёк, …………………
8. Итог занятия.
Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, мы с Жужей хотим подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы), эти цветы исполняют желания…
|