Конспект занятия с детьми старшей группы Тема: «Божья коровка»
Вид занятия: комплексное (познавательное, художественное творчество).
Цели и задачи:
«Художественное творчество»:
- развивать художественно - творческие способности;
- развивать, поддерживать интерес к изобразительной деятельности;
- продолжать развивать у детей творческие способности, фантазию, воображение;
- учить самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять замысел используя ранее усвоенные навыки и умения воспитывать творческую активность;
- учить самостоятельно отбирать содержание своей работы и выполнять замысел используя ранее усвоенные навыки и умения воспитывать творческую активность.
«Социализация»:
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- формировать умения соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной области.
«Коммуникация»:
- формировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, воспитывать желание взаимодействовать со сверстниками;
- расширять речевой запас новых слов: пятиточечная, семиточечная.
«Познание»:
- активизировать на разнообразном содержании самостоятельную познавательную активность детей закреплять конкретизировать и расширять имеющие сведения о божьих коровках.
«Чтение художественной литературы»:
- Формировать целостную картину мира через познавательную литературу и стихи.
Ход занятия
Дети отгадайте загадку:
«Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это …. (божья коровка)»
Правильно ребята послушайте, как про нее еще говорят (читаю стихотворение).
Точка, точка, два крючочка - это лапки у жука
Два блестящих лепестка
Раздвигаются слегка,
Справа точка, слева – точка
В черных крапинках бока
Я подую на жука -
Улетай за облака
Словно крошка вертолет.
Словно в небо он уйдет. (Ф. Грубин)
Воспитатель:
Божья коровка – красивый маленький жучок. У нее выпуклое округлое тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Как вы думаете, зачем ей такая яркая окраска? Этот цвет предостерегает других животных от нападения на божьих коровок. Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные и поэтому их не едят. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать. В поисках пищи она может преодолевать очень большие расстояния. А чем она питается?
Дети: - (Высказывают свое предположение) нектаром, травкой, маленькими жучками.
Воспитатель: - Эти красавицы, ребята, поедают большое количество маленьких жучков, которых называют тля и, которые наносят вред растениям. Особенно на огородах, в садах, на ягодных кустах. Тем самым божьи коровки помогают людям сохранять урожай от вредителей.
- Ребята, а сколько у божьей коровки лапок? (шесть)
- А кто из вас знает, что означают точки на крыльях у коровки? (Дети высказывают свои предположения.)
- Говорят в народе: сколько точек у коровки столько ей и лет. Но это предположение неверное. Точки жука рассказывают не о его возрасте, а о его «имени». Есть коровки с двумя точками и ее имя «двуточечная», а с пятью… (взрослый предлагает детям продолжить фразу(пятиточечная), с семью точками (семиточечная).
Коровки с такими именами встречаются в нашем крае чаще всего (5,7). Но есть и 10, 11, 12, 13, 19, 20 – точечные. Вот как их много.
Ребята как вы думаете, всегда ли божьи коровки бывают красными? Что вы об этом знаете. (Дети высказывают своими суждениями, делятся знаниями полученные совместно с родителями.)
- Да ребята божьи коровки бывают красными с черными пятнышками, или желтые с черными пятнышками (показываю карточки с нарисованными божьими коровками разных вариантов), а бывают желтыми с белыми пятнами, черные с красным рисунком и совсем черными.
- А у нас с вами чаще всего, какого встречаются божьи коровки цвета (ответы детей). Вот мы с вами и рассмотрели божьи коровки, узнали, какие они бывают. А я вам предлагаю сделать свою божью коровку из природного материала ( скорлупа грецкого ореха).
Физкультминутка
Мы божьи коровки (прыжки)-
Быстрые и ловкие (бег на месте)!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх)
и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы (наклоны)!
И кушать мы давно хотим (гладим животик)…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места).
Практическая часть:
Воспитатель : - Я предлагаю вам, ребята, нарисовать нашу гостью себе на память. Рассаживайтесь на свои места.
Дети рисуют, воспитатель по необходимости подсказывает, помогает.
По окончании работы рассматриваются.
Воспитатель: - Каких красивых божьих коровок вы нарисовали ребята! Молодцы!
- Ребята, прежде чем с вами закончим я хочу прочитать вам стихотворение А. Усачева «Божья коровка»
Гуляла за городом божья коровка,
По стеблям травинок карабкалась ловко.
Глядела, как в небе плывут облака…
И вдруг опустилась большая рука.
И мирно гулявшую божью коровку
Засунули в спичечную коробку.
Ах, как тосковала в коробке бедняжка!
Ей снилась лужайка. И клевер и кашка.
Не уж то в неволе остаться навек?
Коровка решила готовить побег!
О боже! Взмолилась несчастная крошка
И вдруг увидала за шторкой окошко.
А там, за окном, все от солнца светло.
Но к свету ее не пускает стекло.
Однако, коровка на редкость упряма:
Нашла, где неплотно захлопнута рама,
И вот вылезает она из окна…
Ура! Наконец на свободе она!
Воспитатель: - Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними мы настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать.
Дети убирают свои рабочие места.
|