Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников г. Орска»
Выполнили: учитель-дефектолог Рябчикова Н.Г. г. Орск, 2021 г.
Возрастная группа: подготовительная
Мотивация деятельности детей: — проблемная ситуация (девочка Женя из сказки «Цветик — семицветик» обращается к детям за помощью; организация решения проблемы через игровую деятельность детей)
Методы и приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:
наглядные: сенсорная панель, картинки;
словесные: объяснение, рассказывание стихотворения, загадывание загадок;
практические: дидактические игры и упражнения;
игровые: создание игровой и воображаемой ситуации.
Приемы поддержки интереса у детей:
- проблемная ситуация, игры, поощрения, физминутка
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная, двигательная.
Планируемые результаты:
личностные: эмоционально реагирует на игровые ситуации, созданные педагогом, желает сотрудничать с педагогом и другими детьми, умеет самостоятельно действовать, любознательный, коммуникативный;
интеллектуальные: умеет обобщать и классифицировать предметы по высоте, величине, длине, используя приемы наложениия и приложения; обсуждать собственную деятельность, делать выводы.
физические: подвижный, активный.
Организация среды для проведения ОД детей:
сенсорная панель, плоскостные изображения предметов (елочки, животные, стулья, кровати, тарелки, ложки), лепестки цветика – семицветика на магнитах, индивидуальные фланелеграфы.
Предварительная работа:
чтение сказки; рассматривание предметных, сюжетных картинок, иллюстраций к сказке; разучивание физминутки, заучивание стихотворения.
Цель: повысить уровень познавательного и сенсорного развития у дошкольников.
Задачи
Образовательные:
- продолжать формировать элементарные математические представления у детей; закреплять навыки порядкового и количественного счета
- составлять и соотносить сериационные ряды по высоте, величине, длине, используя приемы наложения и приложения
- усваивать на практике представление об относительности величины
- закреплять умения анализировать объекты
- закреплять представления о высоте, величине, длине в слове
- продолжать учить детей согласовывать существительное с числительным
- учить детей использовать в активной речи фразы из 2-3 слов; отвечать на вопросы педагога полным предложением.
Коррекционно-развивающие:
- развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (величина, количество)
- развивать познавательные процессы
- развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, способствовать развитию логического мышления, умению делать простейшие умозаключения
- развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике
- воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов; — воспитывать навыки коллективной работы, чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности.
Словарь: низкий, высокий, самый высокий, выше, ниже; маленький, большой, самый большой, больше, меньше; короткий, длинный, самый длинный, длиннее, короче.
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент:
Создание у детей благоприятного психологического настроя на занятие:
Учитель-дефектолог:
Добрый день!
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
Улыбнемся, подмигнем.
И работать все начнем
Учитель-дефектолог:
Ребята, к нам в группу пришло письмо.
Педагог читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Женя, я – из сказки «Цветик — семицветик». Случилась беда: налетел ветер, сорвал все лепестки с цветика-семицветика и унес их в лес. Помогите, пожалуйста, собрать цветок, чтобы я могла помочь мальчику. Вам надо будет выполнить задания и тогда ветер сможет возвратить лепестки».
Поможем Жене собрать цветик – семицветик? Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (Ответы детей) Тогда – в путь!
Нужно в путь нам отправляться,
Лепестки все отыскать,
Чтоб желанье загадать.
По тропинке мы пойдем,
В лес дремучий попадем.
I. Основная часть
Учитель-дефектолог:
Вот мы и пришли в лес. Смотрите, здесь растут елочки! (изображение елок разной высоты на сенсорной панели) Елочки по высоте одинаковые?
Дети: Разные — низкая, высокая, самая высокая (ребенок показывает елку и называет ее величину)
Учитель-дефектолог:
Ребята, перед вами на столах — индивидуальные фланелеграфы и елки, разные по высоте. Расставьте их по порядку (высокая, пониже, низкая). Как узнать: какая елочка выше (ниже) другой? (приемы наложения и приложения) Обратите внимание на то, что одна елочка ниже высокой и выше низкой.
Молодцы, дети, правильно выполнили задание. Посмотрите, а вот и первый лепесток, его принес нам ветерок. Какого он цвета?
Дети: Лепесток красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке на магнитной доске).
Учитель-дефектолог:
А какие животные живут в лесу?
Дети: Медведь, волк, лиса, заяц и т.д.
Учитель-дефектолог:
Это какие животные: домашние или дикие?
Дети: Дикие.
Учитель-дефектолог:
Отгадаете загадки о животных? (после того, как дети отгадали загадку, на сенсорной панели появляется отгадка — изображение животного)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (волк)
Любит он морковку кушать,
Оттопырив кверху уши.
Наш пугливый «попрыгайка»,
Детки, кто же это? … (заяц)
Молодцы! Вы отгадали всех животных. Давайте расположим их, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.
(Дети работают на индивидуальных фланелеграфах с плоскостными изображениями животных)
Кто из животных самый большой? самый маленький? Заяц больше медведя? Медведь меньше волка? Как вы догадались? (приемы наложения и приложения) Молодцы, дети! Задание выполнили и за это в награду вам- второй лепесток! Какой по счету лепесток? Какого он цвета?
Дети: Второй лепесток оранжевого цвета. (Дети крепят к доске оранжевый лепесток)
Учитель-дефектолог:
Отправляемся дальше в путь? Мы оказались на лесной полянке. Посмотрите, что вы видите? (избушку). А кого вы видите около избушки? (на сенсорной панели — изображение избушки и трех медведей)
Дети: Около избушки – три медведя.
Учитель-дефектолог:
Из какой они сказки?
Дети: Из сказки «Три медведя»
Учитель-дефектолог:
Правильно. Вспомним сказку: «Один медведь был отец, звали его… Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее …Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок и звали его… Мишутка» (дети заканчивают фразу педагога). Какие медведи по величине? Кто из них больше, а кто меньше? (используются плоскостные изображения медведей; дети путем примеривания расставляют медведей «по росту», начиная с самого большого Единая точка отсчета – медведи стоят на «траве» на одной линии)
Дети:
Михаил Иванович – самый большой, медведица – большая, Мишутка – маленький.
Михаил Иванович – больше, медведица – поменьше, Мишутка – маленький.
Учитель-дефектолог:
Ребята, Маша навела беспорядок в избушке у медведей, они просят навести порядок. Поможем?
(дети соотносят сериационные ряды: медведи и стулья, тарелки и ложки для медведей, медведи и кровати)
Учитель-дефектолог:
Мы выполнили сложные задания и за это ветер-озорник принес сразу два лепестка. Прикрепим к нашему цветку волшебные лепестки! Какие по счету лепестки? Какого они цвета?
Дети: Второй лепесток оранжевого цвета, третий – синего цвета (Дети крепят к доске оранжевый и синий лепестки).
Учитель-дефектолог:
Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?
Дети: Три лепестка.
Учитель-дефектолог: Правильно, а сколько ещё нужно найти?
Дети: Четыре лепестка.
Учитель-дефектолог: (Физминутка)
За тучку солнце спряталось –
Но это только в шутку!
А мы все дружно проведем
Спортивную минутку.
Говорит цветку цветок:
Подними свой листок
(поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой
(шаг на месте с высоко поднятыми коленями)
Да головой покачай-
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка!
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся
(встряхивания кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
(дети проходят на свои рабочие места)
Учитель-дефектолог:
Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё один волшебный лепесток. Какой по счету лепесток? Какого он цвета?
Дети: Пятый лепесток зелёного цвета. (Дети крепят лепесток на доску)
Учитель-дефектолог:
Ребята, что вы видите в лесу на земле? (сенсорная панель)
Дети: веточки от деревьев.
Учитель-дефектолог:
Как вы думаете: веточки одинаковые или разные по длине? Возьмите веточки и разложите их на индивидуальных фланелеграфах, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Назовите длину каждой веточки. А теперь разложите веточки, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих веточек? Проверьте друг у друга: правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, дети! Мы снова выполнили сложное задание и за это ветерок принес нам сразу два лепестка. Какие по счету лепестки? Какого они цвета?
Дети: Шестой лепесток голубого цвета, седьмой – фиолетового цвета. (Дети крепят к доске лепестки)
Ребенок читает стихотворение:
Вот мы встали все в кружок,
Вот он – сказочный цветок!
Всех приветствуем вокруг.
Здравствуй, наш волшебный друг!
Учитель-дефектолог:
Молодцы, ребята! Вот и отыскали мы с вами все лепестки волшебного цветка. Как вы думаете, теперь девочка Женя сможет помочь мальчику? Мне сегодня тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы были внимательными, активными. Я хотела бы вам сказать, что многое из того, что вы желаете, может случиться и без помощи волшебства, надо только постараться и потрудиться. На память о нашем волшебном путешествии я хочу подарить вам вот такие цветики – семицветикии и картинки-раскраски» (звучит волшебная музыка; детям раздаются цветики — семицветики на ленточках и картинки-раскраски с заданием: рассмотреть рисунки и раскрасить: тот гриб который ниже; ту ягодку, которая выше; ту ветку, которая короче; и т.д.)
Нам пора возвращаться в детский сад.
По тропинке мы пойдем
В детский сад свой попадем.
III Заключительная часть. Рефлексия
Учитель-дефектолог:
Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам! Вы так много знаете, помогали друг другу, поэтому так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия!
|