Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи.
Речь является ключом к познанию окружающей действительности. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В формировании речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение.
Уровень развития речи во многом определяет дальнейшие успехи ребёнка при обучении в школе, его социальную адаптацию и для комфортного общения с окружающими.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Дети с ОНР малоактивны, недостаточно общаются со сверстниками, не сопровождают рассказом игровые ситуации. У дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Для детей с нарушением речи является сложным решение наглядно-образных задач, они не могут вычленить отдельные части сложного, многосоставного комплекса, сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок. Это говорит о слабо развитом творческом мышлении. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии.
Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и во время непосредственно образовательной деятельности.
Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи был непосредственно связан и с учетом изменений требований к содержанию дошкольного образования.
Я пришла к выводу, что необходимо изменить способы и средства взаимодействия с детьми по речевому развитию. Таким средством могут являться инновационные технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.
Средства ОТСМ-РТВ-ТРИЗ включают в себя внушительный потенциал, дающий возможность качественно изменить процесс развития речи, мышления, воображения, творческих способностей детей.
ОТСМ-РТВ-ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, творческих заданий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Использование адаптированных методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, по мнению практиков (Крохиной И.Н., Кондрашиной О.Е.) даёт несомненные преимущества в активизации познавательной деятельности детей, в создании мотивационных установок на проявление творчества, а также условий для развития образной стороны речи детей.
Одним из средств развития речевых способностей детей является метод «Каталога», который не только обогащает словарь детей, совершенствует связную речь, но и позволяет детям самим создать творческий продукт.
Составление сказок с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, с помощью какой-либо книги. Сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Алгоритм составления сказки
- Выбор главного героя
- Определение его характера, мотивов и цели поступков
- Выбор объектов взаимодействия
- Описание действий главного героя, которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов.
- Подведение итога-результата изменений героя (героев) и выведение жизненных правил.
- Придумывание названия получившейся сказки.
Во время работы с книгой необходимо собирать сюжет в быстром темпе и эмоционально реагировать на каждый “найденный ” ответ (радость, удивление, радость, страх и т.д.).
«Составление сказок с помощью метода «Каталога»
в старшей группе
Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение сочинять сказки методом каталога
- формировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели); их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место).
Развивающие:
- развивать познавательную сферу
- развивать связную речь
- активизировать и обогащать словарь детей
Воспитательные:
- воспитывать интерес к сочинению сказок.
Материал: книга, пластилин, дощечки, стеки, клеенки, салфетки
Ход деятельности
Ребята, я знаю одну девочку, которую зовут Даша. Она очень любит слушать сказки, её бабушка прочитала и рассказала ей все сказки, и теперь не знает, что ей делать. Ребята, какая проблема возникла у Дашиной бабушки? (выделение проблемы).
- А вы готовы помочь бабушке? Хотите сочинить новую сказку? (дети отвечают)
Ребята, давайте превратимся в сказочников и сочиним сказку.
- Как мы начнем нашу сказку?
- Жил-был. Кто? (главного героя находим в книге)
- Какой он был?
- Пошел гулять (путешествовать) куда?
- Встретил злого кого?
- Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- У нашего героя был друг? Кто?
- Что стало со злым героем?
- Что они стали делать?
- Как назовем нашу сказку? (придумываем название)
(Собираем в единое целое ответы, найденные в книге).
Один или несколько детей восстанавливают текст получившейся сказки.
Получилась сказка, которую бабушка сможет рассказать своей внучке Даше.
- Давайте вспомнить, на какие вопросы мы отвечали с помощью книги?
Такая интересная сказка получилась, вот бы увидеть героев из новой сказки.
Давайте их слепим. Каких героев из новой сказки вы хотите слепить?
Физминутка
Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.
Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.
Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.
На два поднимались, всем поулыбались.
И опять потопали, и ручками похлопали.
Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!
Организация продуктивной деятельности
Лепка героев из получившейся сказки.
- Хотите ли вы подарить своих героев девочке Даше?
- Как вы считаете, помогли ли Дашиной бабушке?
- Получились ли у нас новая сказка?
- Что вам больше всего понравилось?
- Интересная сказка получилась?
- Хотите дома рассказать сказку, которая у нас получилась?
|