Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»

Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи.

Речь является ключом к познанию окружающей действительности. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В формировании речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение.

Уровень развития речи во многом определяет дальнейшие успехи ребёнка при обучении в школе, его социальную адаптацию и для комфортного общения с окружающими.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

 

Дети с ОНР малоактивны, недостаточно общаются со сверстниками, не сопровождают рассказом игровые ситуации. У дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Для детей с нарушением речи является сложным решение наглядно-образных задач, они не могут вычленить отдельные части сложного, многосоставного комплекса, сложность вызывает и составление рассказа, даже с применением опорных картинок. Это говорит о слабо развитом творческом мышлении. Не говоря уже об абстрактном мышлении: дети с трудом формируют обобщение, решение задач по аналогии.

Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и во время непосредственно образовательной деятельности.

Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи был непосредственно связан и с учетом изменений требований к содержанию дошкольного образования.

Я пришла к выводу, что необходимо изменить способы и средства взаимодействия с детьми по речевому развитию. Таким средством могут являться инновационные технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Средства ОТСМ-РТВ-ТРИЗ включают в себя внушительный потенциал, дающий возможность качественно изменить процесс развития речи, мышления, воображения, творческих способностей детей.

ОТСМ-РТВ-ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, творческих заданий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Использование адаптированных методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, по мнению практиков (Крохиной И.Н., Кондрашиной О.Е.) даёт несомненные преимущества в активизации познавательной деятельности детей, в создании мотивационных установок на проявление творчества, а также условий для развития образной стороны речи детей.

Одним из средств развития речевых способностей детей является метод «Каталога», который не только обогащает словарь детей, совершенствует связную речь, но и позволяет детям самим создать творческий продукт.

Составление сказок с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, с помощью какой-либо книги. Сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм составления сказки

  • Выбор главного героя
  • Определение его характера, мотивов и цели поступков
  • Выбор объектов взаимодействия
  • Описание действий главного героя, которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов.
  • Подведение итога-результата изменений героя (героев) и выведение жизненных правил.
  • Придумывание названия получившейся сказки.

Во время работы с книгой необходимо собирать сюжет в быстром темпе и эмоционально реагировать на каждый “найденный ” ответ (радость, удивление, радость, страх и т.д.).

«Составление сказок с помощью метода «Каталога»

в старшей группе

Цель: учить детей связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение сочинять сказки методом каталога

- формировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели); их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место).

Развивающие:

  • развивать познавательную сферу
  • развивать связную речь
  • активизировать и обогащать словарь детей

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к сочинению сказок.

Материал: книга, пластилин, дощечки, стеки, клеенки, салфетки

Ход деятельности

Ребята, я знаю одну девочку, которую зовут Даша. Она очень любит слушать сказки, её бабушка прочитала и рассказала ей все сказки, и теперь не знает, что ей делать. Ребята, какая проблема возникла у Дашиной бабушки? (выделение проблемы).

- А вы готовы помочь бабушке? Хотите сочинить новую сказку? (дети отвечают)

Ребята, давайте превратимся в сказочников и сочиним сказку.

- Как мы начнем нашу сказку?

- Жил-был. Кто? (главного героя находим в книге)

- Какой он был?

- Пошел гулять (путешествовать) куда?

- Встретил злого кого?

- Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- У нашего героя был друг? Кто?

- Что стало со злым героем?

- Что они стали делать?

- Как назовем нашу сказку? (придумываем название)

(Собираем в единое целое ответы, найденные в книге).

Один или несколько детей восстанавливают текст получившейся сказки.

Получилась сказка, которую бабушка сможет рассказать своей внучке Даше.

- Давайте вспомнить, на какие вопросы мы отвечали с помощью книги?

Такая интересная сказка получилась, вот бы увидеть героев из новой сказки.

Давайте их слепим. Каких героев из новой сказки вы хотите слепить?

Физминутка

Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.

Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.

Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.

На два поднимались, всем поулыбались.

И опять потопали, и ручками похлопали.

Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!

Организация продуктивной деятельности

Лепка героев из получившейся сказки.

- Хотите ли вы подарить своих героев девочке Даше?

  1. Как вы считаете, помогли ли Дашиной бабушке?
  2. Получились ли у нас новая сказка?
  3. Что вам больше всего понравилось?
  4. Интересная сказка получилась?
  5. Хотите дома рассказать сказку, которая у нас получилась?
Просмотров: 689
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Милеева Наталья Михайловна. Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Сабитова Миляуша Фаиловна. Пособие с использованием здоровьесберегающих технологий и технологии ОТСМ — ТРИЗ – РТВ
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Алешинская Анна Вениаминовна. Сказка, как средство развития связной речи у детей с ОНР
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Болотова Наталья Викторовна. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Ямова Наталья Викторовна. «Использование дидактических игр для развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Хвостова Ирина Владимировна. «Использование нетрадиционных средств в аппликации для развития творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Стрелецкая Светлана Валентиновна. «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь