Пояснительная записка
«Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя — обучают. Во все занятия и режимных моментов включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.
Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Скачать конспект
Особое внимание уделяется дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, выход ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, честоговорок, рифмованных строчек.
Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико- грамматических игр.
Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью
- совершенствовать разговорную речь
- обогащать словарь
- формировать грамматический строй языка и т.д.
Методическая разработка адресована:
воспитателям ДОУ, для использования дидактических игр в детском саду на занятии и режимных моментах, а также родителям для использования в домашних условиях.
Условия реализации:
общеобразовательная группа, дети 5-6 лет, логопедическая группа, для развития речи ребёнка в домашних условиях.
Применение:
применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Представлена поэтапность дидактических игр для речевого развития детей. Подобран и систематизирован материал для овладения речи у детей.
Способы взаимодействия специалистов:
полноценная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, физ. инструкторов, логопеда, психолога), родителей.
Способы взаимодействия:
- систематическое проведение занятий с детьми воспитателем по программе
- консультации логопеда и семинары- практикумы
- внедрение элементов обучения грамоте с использованием динамических пауз с речевым материалом, попевок гласных звуков, звукоподражаний. Речевых игр в занятиях узких специалистов
- создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие фонематические представления (настольно – печатные, компьютеры), логоконструкторы, перфокарты.
Краткая характеристика содержания:
- представлены различные методы и приёмы овладения игрой
- описание дидактических игр для речевого развития детей для овладения необходимыми знаниями на каждом этапе.
Результативность использования данной методической разработки:
педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как развитие речи. Использование данной методической разработки на занятиях и режимных моментах с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
Перспективы использования методической разработки:
- коррекционно — образовательные учреждения
- детские сады общего вида
- специализированные детские сады
- группы кратковременного пребывания.
Принцип построения методической разработки:
- Доступность.
- Стимулирование познавательных процессов.
- Последовательность и системность.
- Познание через игровую деятельность.
- Взаимодействие с семьёй.
Ожидаемый результат:
Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам — антонимы. Данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, воспитывают внимание, память, развивают мышление.
Введение
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.
Данные методические рекомендации важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и общеречевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь.
Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка и литературы в школе.
Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе.
Для решения задач были разработаны и подобраны ряд дидактических игр, которые проводились в три этапа. (См. таблицу 1)
1 этап — подготовительный
Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме. Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.
2 этап — развивающий.
Цель 2-го этапа: повысить речевую активность и произвольность внимания, т.е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.
3 этап — закрепляющий
Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.
|