Шолмова Елизавета Викторовна – учитель-логопед, ГБОУ ООШ № 11 СП «Детский сад «Лужайка»
Работая с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, мы отмечаем, что большинство детей ослаблены, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной систем, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Практически у всех детей плохо развита память, мышление, внимание.
Логопедическая работа при ФФН включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Как повысить интерес детей к занятиям, мобилизовать все процессы ребенка? Д.Б. Эльконин считал, что: "Игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных". Восприятие речи не может происходить в полном объеме, если у ребенка нарушено хотя бы одно из психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие). Систематическая коррекционная работа по развитию этих процессов положительно сказывается на преодолении речевого недоразвития. Все сказанное свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексной работы, в которых бы работа по развитию речи успешно сочеталась с развитием памяти, мышления и внимания Используя игровые методы, мы активизируем речь и познавательные процессы, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество. Я подготовила сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.
Вашему вниманию представлены несколько игр.
Для расширения и активизации словаря использую игры и игровые упражнения типа «Продолжи…», «Что лишнее?», «Скажи наоборот», «Подбери слово» и т. п.
Формирование и развитие грамматического строя речи:
«Какое слово не подходит», «Собери предложение», «Сосчитай до пяти», «Исправь ошибку», «Назови ласково».
Развитие связной речи: «Когда так говорят», «Объясни словечко», «Что не так».
Развитие зрительно-моторной координации: пальчиковые гимнастика, выкладывание из палочек по образцу, лабиринты, копирование.
Развитие мышления: «Подбери пару», «Что не так», «Скажи наоборот», «Запомни слова, пары слов, цепочку слов».
Развитие внимания: «Умные задачки», «Хитрые вопросы», «Что общего».
Развитие памяти: «Запомни и повтори», «Выкладывание по памяти».
Игра «Цветы и пчёлка». Ребёнку предлагается два цветка: у одного серединка синяя, а у другого – зелёная. Педагог называет слова, если первый звук в слове мягкий согласный, то ребёнок должен поднять цветок с зелёной серединкой, а если звук твёрдый, то с синей.
Игра «Разноцветные корзинки». Материал: картинки с изображе-нием аиста, астры, арки, утки, улья, ушек (зайца), щуки, облака, карто-феля, глаза, ложки.
Описание. На наборном полотне — красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, на желтой — У. Отдельно стоят предметные картинки. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [a], [у]. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картинки. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправлена, игра продолжается.
Игра «Воздушные шары». Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах. Материал: стакан, замок, роза, кактус, звезда, ваза, бусы. Описание. На картинке изображе-ны девочки (Зоя и Соня), держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое — со звуком [з], Соне — со звуком [с].
Игра «Построим пирамиду». Цель: формировать умение опре-делять количество звуков в словах. Материал: 1) Рисунок пирамиды, выполненный из квадратов. В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратиков, вершину составляет два квадратика. 2) Предметные картинки, названия которых включают от двух до пяти звуков: еж, ус, мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба; сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка. Описание. Педагог демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия которых состоят из одного слога, ниже — из двух, еще ниже — из трех. Сколько кармашков в основании пирамиды? Сколько слогов в таких словах?»
Игра «Веселая рыбалка» (автоматизация звуков [р] и [рь]) На основе игры «Аквариум»
Материал: картинки с изображением рыбака, рыбок (к рыбкам с помощью степлера прикрепить скобы), удочка с магнитиком, ведерки зеленого и синего цвета, предметные картинки на звуки [р], [рь]. Правила игры: ребенок с помощью удочки «ловит» рыбок, на обратной стороне которых приклеены картинки. Как только рыбка поймана, ребенок переворачивает картинку и называет, что на ней изображено, определяет какой звук, твердый или мягкий. Затем кладет р.
Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА». Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.
ЦЕЛИ: автоматизация и дифференциация всех групп звуков. Развивать звуко-слоговой анализ. Совершенствовать грамматически правильную речь. Развивать мелкую моторику. Коррекция фонематического слуха. МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого, зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру. СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.
ХОД ИГРЫ: На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.
- ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.
- ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.)
- ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.
- ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.
- ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты).
Игра «Весна идет!» Цель игры: закрепление в речи детей правильного произношения звука «Ль». Игровая задача: Кто быстрее доберется до гнёздышка птички.
Количество игроков — 2. Для игры необходимо игровое поле (распечатать на плотной бумаге или картоне), 2 фишки или фигурки персонажей, игровой кубик.
Правила игры: Автоматизация в словах: ребенок бросает кубик и, в соответствии с выпавшим количеством точек, передвигает свою фишку по картинкам, называя их, четко произнося звук «Ль». (Если на кубике выпало 3 точки, то ребенок называет последовательно три картинки: лиса, лейка, лимон и т. д.). Попав на картинку, от которой идет стрелка, игрок передвигает свою фишку на картинку, указанную стрелкой и называет её. Встав на кружок, ребенок закрывает глаза и называет 3 слова со звуком «Ль». Автоматизация в предложениях: Можно не просто называть картинки, а составлять с ними предложения, например, «В лесу живет лиса.»
Также, по ходу игры, можно обсудить с ребенком признаки весны. Например: «Почему снеговик тает?», «Какие еще изменения происходят в природе весной (с птицами, со снегом, с деревьями?», «Что такое капель, первоцветы, проталины?» и т.д.
Картинки: лиса, лейка, лимон, лист, лямки, липа, лев, лента, лютик, лебедь, линейка, лимонад, колесо, телефон, малина, калина, олень, тюлень, билет, балет, валенки, самолёт, улитка, дельфин, пельмени, тюльпан, альбом, фасоль, пудель, медаль.
Литература
- Васильева С.В., Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2010;
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 2008;
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 2008;
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 2010
- Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 2009;
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 2010;
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 2009;
- Т.Р. Кислова По дороге к азбуке – М. 2007;
- Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 2007;
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР – Программа. – М. 2008.
|