Психологи доказали, что заинтересованность и познавательная активность являются самым важным в развитии ребенка. Каждый педагог должен стремиться добиваться истинной познавательной активности, а это возможно только в том случае, если занятие для малыша будет радостным, интересным, увлекательным. Цель взрослых, которые рядом с детьми, оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, совершенствоваться в мире вещей и окружающем мире.
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует личностные качества, жизненно важные для каждого человека – аккуратность, трудолюбие, алгоритмические навыки, творческие способности. Развивает психические процессы — внимание, память, мышление, речь.
Автор программы математического развития детей в системе «Школа 2000» Л.Г. Петерсон, говорит: «Важно не наполнять ум ребенка, а правильно его устраивать».
Педагогам важно всегда помнить: каждый ребенок имеет право на свой собственный, уникальный путь развития. Это возможно только в том случае, если педагог видит каждого ребенка с его особенными интересами, склонностями, трудностями и переживаниями.
Приоритетное направление нашего детского сада – познавательно-речевое развитие и одним из основных направлений работы является формирование у детей познавательного интереса, творческого воображения, способности радоваться и удивляться в процессе общения с окружающим миром. В 1998 году мы познакомились с программой математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа 2000» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. В процессе работы по данной программе, педагоги изменили подход к организации занятий – ввели сюжетную основу, т.е. каждое занятие стало путешествием в лес, в подводное царство, лесную полянку; оказанием помощи героям сказок, Домовому, Мальвине, Буратино. Например, во второй младшей группе на занятии «Столько же, больше, меньше» дети отправляются в осенний сад собирать фрукты для бабушки; на занятии «Сказочное путешествие» дети, отправляясь в гости к медведю, перешагивают через «ручеек», сопоставляют существенные признаки путем деятельностного метода – решают проблемную задачу: «Какой мостик нужно проложить через речку? Узкий или широкий?» Помогая мишке «собрать бусы» для Машеньки, учатся выявлять закономерности в выкладывании геометрических фигур по разным признакам: цвет, форма, величина. На таких занятиях ребенок выступает в роли исследователя, т.к. знания не даются в готовом виде, а постигаются путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков. Воспитатель подводит детей к определенному «открытию», грамотно организует и направляет их действия, ведет проблемный диалог между взрослым и ребенком, между детьми, учит обсуждать ситуацию, умению находить истину, обосновывать свой вывод. Дети приходят к единому мнению: «Через речку нужно проложить широкий и длинный мост, иначе можно промочить ноги и заболеть; мишка огорчиться, потому что бусы для Машеньки рассыпались и т.д.». Все занятия проходят в виде игр-занятий и в процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные жизненные ситуации в созданном ими мире.
Для стимулирования активности детей, положительного эмоционального настроя на занятии важно использовать творческие задания: загадки, умышленные ошибки со стороны педагога — это особенно нравится детям, аудиозаписи со звуками природы: шум моря, ветра, дождя, пение птиц. Например, закрепляя понятия «равенство и неравенство совокупностей» в старшей группе, дети отправляются в морское путешествие под музыку Н. Римского – Корсакова из балета «Шахеризада» (тема моря), рассматривают видеозаписи из серии «О море», все это способствует не только знакомству с жизнью морских обитателей, но и развитию креативности, речевой и познавательной активности, любознательности. Созданная проблемная ситуация стимулирует умственную деятельность, побуждает детей умению сопоставлять, анализировать, рассуждать, обосновывать свои выводы, строить простейшие умозаключения, выражать их в своей речи, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей.
В содержание занятий педагоги интуитивно стали вводить региональный компонент, за счет которого дополняется, углубляется и расширяется представление детей о флоре и фауне Крайнего Севера.
На всех занятиях используются физминутки, считалки, веселые стихи, тематически связанные с темой занятия, это позволяет переключить умственную активность детей на двигательную, речевую, зрительную не выходя из образовательной задачи. Для развития интереса воспитатели разработали физминутки собственного сочинения развивающего характера, в которых задействованы зрительные, слуховые, двигательные или тактильные анализаторы — все это способствует развитию образного мышления, творческого воображения. Вот одна из них:
Мы по лесу шли, шли Подберезовик нашли Барабан гремит сейчас Хлопнем столько же мы раз.
Мы по лесу шли, шли Подосиновик нашли Приседай опять сначала Сколько ноток прозвучало.
Первостепенное значение имеет дифференцированный подход, дозировка сложности заданий позволяет создать ситуацию успеха для каждого малыша, в зависимости от уровня его развития. Ребенок должен быть твердо убежден — он преодолеет трудности, у него все получится, он молодец. Без состояния уверенности в своих силах невозможно формировать свободную творческую личность.
Педагог сам отбирает материал для занятия в соответствии с особенностями развития детей группы, личностным подходом и в связи с создавшейся ситуацией.
Знакомя детей с образование числа 3, мы знакомим их с целостным представлением цифры 3 и с треугольником и умением соотносить цифру с количеством. В дальнейшем дети знакомятся и с другими геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; и объемными телами: шар, цилиндр, конус, пирамида, куб. Одним из таких механизмов является принцип «минимакса», который означает, что знания даются по возможному максимуму (в зоне их ближайшего развития), а требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения. Каждый ребенок на занятиях может узнать все, что его интересует, но может понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум. Использование принципа «минимакса» позволяет всем детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов обучения, не замедляя развитие более способных детей. Таким образом, решается вопрос об уровневой дифференциации дошкольной подготовки — каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе.
Программа математического развития детей включает два курса: «Игралочка» и «Раз-ступенька, два — ступенька». Концентрический прием построения программы, т.е. расширение и углубление материала, а не линейное ее продолжение, позволяет включаться ребенку сразу со второй части «Раз-ступенька, два — ступенька». Новый материал вводится на основе принципа деятельности, т.е. не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Чтобы помочь детям в познании трудной науки ( «Игралочка», «Раз — ступенька, два – ступенька») педагоги детского сада руководствуются принципами «Школы 2000»:
- максимальное внимание уделяем более слабым детям. Новый материал с ними начинаем усваивать раньше, чем со всей группой (опережать, а не догонять)
- исключается отрицательная оценка деятельности ребенка и результат его действий
- сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей
- поощрять все умения ребенка и само его стремление, желание узнать что-то новое, хотеть научиться новому
- обеспечивать возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса)
- при введении нового раскрывается взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире)
- новое вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности).
Исходя из этих принципов можно сделать вывод о том, что инновационная система усвоения детьми математических знаний отличается от традиционной.
Сравнительные особенности традиционного и инновационного обучения.
Параметры сравнения
|
Традиционная или знаниевая педагогика
|
Инновационная (развивающая) педагогика или способностная
|
Цель
|
Передача ЗУНов
|
Развитие способностей (ребенок выбирает способ решения проблемы).
|
Интеграционная характеристика
|
Школа «памяти»
|
Школа мышления
|
Характер и стиль взаимодействия
|
Субъект – воспитатель, он учит, показывает. Объект – ребенок. Закрытость, монолитность. Отсутствие рефлексивности.
|
Субъект – субъективное взаимное, личностно – ориентированное взаимодействие. Открытость, диалогичность. Присутствие рефлексивности. Творческое выполнения задания, ребенок вносит свой личностный вклад, имеет свою точку зрения.
|
Формы организации
|
Фронтальная, индивидуальная.
|
Групповые, коллективные.
|
Методы обучения
|
Информационные, репродуктивные.
|
Проблемные методы и рефлексивные.
|
Способы усвоения
|
Заучивание, репродукция, деятельность по алгоритму.
|
Создание ситуации успеха.
|
Функция педагога
|
Носитель информации, хранитель норм и традиций.
|
Сотрудник, консультант, помощник.
|
Из выше сказанного следует, что для формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка, педагогу необходимо организовать соответствующую образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей, поощрять элементарную познавательную инициативу, экспериментирование, познавательное общение между детьми. Всем известно, что в начальной школе наибольшую трудность испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание думать, стремление узнать что-то новое. Ведь самое главное для успешного обучения в школе является развитие у ребенка любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на возникающие вопросы, решении проблемных ситуаций, желании наблюдать, экспериментировать.
|