Игра – один из основных видов деятельности детей. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Так как возраст детей моей группы с 2х до 4 лет- самый динамичный и вместе с тем продуктивный в жизни детей я применяю в проведении игровой деятельности разные виды игр. Каждый вид игры выполняет определённые функции:
Дидактические игры- представлены умственными задачами, составленными взрослыми в занимательной игровой форме. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
- бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых
Сюжетно-ролевые игры — наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт.
Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
Подвижные игры- способствует повышению работоспособности детского организма, двигательной активности, ловкости движений. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности.
Сенсорные игры- служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров, цвета различных предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика.
Социально-коммуникативное развитие направлено на всестороннее развитие у детей навыков игровой деятельности, дальнейшее приобщение их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о семейной принадлежности.
для развития игровой деятельности я изготовила и использую сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты», «Угостить животных супом» и «Угостить кукол компотом» с использованием пособия «Кастрюля», «Доктор Айболит», «Магазин (игрушек, овощной, продуктовый,)», «Путешествие на поезде», «Катание животных на поезде», «В гости к солнышку», «Автопарк для машин», «Кафе», «Театр»; «Летим в космос на ракете» с использованием пособий, «Прогони волка», «Карусель с животными», «Хоровод матрешек», театрализованные игры: Би-Ба-Бо «Маша и медведь», «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка», театр на ковролине: «Репка», «Колобок», «Давай бодаться», «Красная шапочка» и др.; настольный театр «Волк и семеро козлят», «Репка»; настольно-печатные игры: «Одень куклу», «Наша семья», плакаты по темам. Все игры дополняются и обновляются в течение учебного года.
- для развития нравственных качеств, освоения детьми правил культуры поведения в общественных местах, правилам уличного движения, безопасного поведения использую набор карточек «Что такое хорошо и что такое плохо», «Правила поведения в общественных местах», «Правила дорожного движения», изготовленные мной пособия-плакаты «Буратино на дороге», «Пожарная машина», «Светофор», макет перекрестка, полицейский жезл.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, времени), отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Для этого я использую: Фотографии, иллюстрации, детскую литературу, детские энциклопедии, развивающие игры «Я познаю мир», «Назови одним словом», «Найди различия», «Все работы хороши», «Что я ем и где живу»; Я создала методические пособия: «Геометрические фигуры», «Разноцветные трубки», «Разноцветные вагоны», «Солнышко лучистое», «Полянка с цветами основных цветов» для дидактических игр (цель: формирование представлений о свойствах объектов окружающего мира: цвете, формы, размере, количестве, материале); развивающие игры математической направленности: настольно-печатные игры «Сложи картинку», «Фигуры», «Учимся сравнивать»; «Весёлые палочки»; «Больше-меньше», «Цветное лото»; «Выкладываем дорожки», «Волшебный комодик», конструктор «Мозаика», «Логические блоки Дьенеша», «Развивающие игры Воскобовича», «Счетные палочки Кюизенера», плакат «Цвета». Карточки: «Транспорт», «Одежда», «Обувь», «Продукты», «Посуда», макси-пазлы «Фрукты», «Овощи», «Машины», «Профессии» и др. Календарь природы- «Весна», «Осень», «Зима»
Постоянно предлагаю детям демонстрационно-наглядный материал и дидактические игры по ознакомлению с природой: Карточки «Правила поведения в природе», «Кто где живет», «Найди парочку», «В мире животных», «Малышам о малышах», Набор диких и домашних животных, домино «Домашние любимцы», Настольная игра «Домашние животные», пазлы: «Животные», Настольная развивающая игра-лото «Автобус для зверят».
3. Речевое развитие включает формирование и развитие общения и средств общения, развитие активной речи.
- для развития активной и связной речи, обучения рассказывания, употребление элементов описания, героев литературы, фольклора, мультфильмов и т. п. в пересказе произведений художественной литературы и фольклора; беседы по содержанию произведений, заучивание стихотворений, пересказ, развивающие игры «На что это похоже?», «Что к чему и почему». Сочиняем сказки, Рассказ «Моя семья», Рассказы по картинкам.
- знакомство с книжной культурой, детской литературой: книги подобранные по возрасту и по текущей теме, сюжетные картинки, аудио- записи литературных произведений, сказок песен. пазлы, кубики по сказкам, игры «Герои мультиков», «В гостях у сказки», настольная ширма, различные виды театров, игрушки-персонажи, уголок ряженья. Совместно с родителями создается мини-библиотека «Книжки-малышки».
Дидактические игры по развитию речи, изготовленные мной:
«А что у вас», «Это что? это кто?, это какой?», «Где мишка?», «Я могу», «Волшебный сундучок», «Поймай рыбку», «Что растет на грядке, что на дереве», лото «В гостях у сказки», набор кубиков «Собери сказку». — для формирования звукопроизношения и развития дыхания: упражнения на поддувание: сдуть бабочек, листики, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши; дидактические игры: «Шумелки», «Свистелки», «Вьюга», «Кто какой звук издаёт?», игры на звукоподражание; «Кто больше слов скажет», «Подскажи конец слова»; «Ответь на вопрос».
4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). — формирование элементарных представлений о видах искусства проходит в виде дидактических игр: «Узнай элементы узора», «Народные игрушки», «Что перепутал художник»; разрезные картинки «Разноцветные узоры». Рассматривание альбомов с репродукциями картин (пейзаж, натюрморт, портрет), художественная литература с иллюстрациями (сказки); скульптура малых форм (глина, дерево, металл, солома). — для восприятия музыки, фольклора и реализации самостоятельной музыкальной деятельности в группе имеются различные музыкальные инструменты. Дополнительно сделала шумелки (для восприятия на слух игры: «Что звучит?», «Как звучит?», «Тихо-громко»), «На чем играю». Организовала «Музыкальный магазин», где собрала диски с музыкой и сказками, со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев, картотека музыкальных и театрализованных игр. — для стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений и восприятия художественной литературы я оснастила группу наборами кукольных театров (театр картинок, настольный, с прищепками, деревянный и плоскостной театр для ковролина), дидактическими играми, моделями к сказкам и стихам. — для реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной) группа оснащена комплектами, специально подобранных и разработанных демонстрационных материалов: белая бумага разного формата, цветной картон, цветная бумага, самоклеющаяся бумага, раскраски, трафареты, шаблоны, обводки, краски (гуашь, акварель), кисти, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, мелки (восковые, пастельные), пластилин, доски, стеки, бросовый и природный материал для художественного труда; игрушки, муляжи, настольно-печатные игры «Цвет», «Форма», «Ассоциации»; альбом с образцами рисунков «Нетрадиционные техники рисования.
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей: Подвижные игры не только способствуют укреплению здоровья, но и развивают внимательность, память, ловкость, а также помогают разнообразить виды активности на занятиях.
Среди применяемых в работе с детьми младшего дошкольного возраста подвижных игр можно выделить:
Подражательные: попрыгать «как зайчики», потопать «как медведь» и т. д.; Я провожу с детьми подвижные игры под песенки: «Эх, шел козел дорогою, …», «Шел по лесу Дед Мороз» и др.
Сюжетные: наши любимые: «Догони мяч»; «Самолёты», «Мой весёлый звонкий мяч»; «Зайка серенький сидит»; и т. д., требующие от детей знания сюжета литературного произведения, на основе которого игра придумана. Хороводные: Хоровод вокруг елки. Соревновательные: бег, прыжки, лазание, бросание. Я придумала такие подвижные игры: «Попади в корзинку», «Прогони волка»; «Козлятки прыгают через ручеек», «Поезд», «Медведь», «Ручеёк», «Во поле береза стояла», «Карусель с обручем». Подобрала материал в физкультурный уголок: мячи разных размеров (резиновые, пластмассовые, тряпичные), флажки, кегли, мешочки для метания, дорожки здоровья; игры «Поймай рыбку», массажные мячи, кубики, ленты, флажки, картотеку подвижных игр, дыхательной гимнастики.
Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать первостепенное место.
Методическое обеспечение (литература)
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Москва Мозаика-Синтез, 2010
Т.Е. Харченко «Организация двигательной деятельности детей в детском саду». — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.
Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
О.Б. Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. Мозаика-Синтез, 2009-2010
Гербова В.В., Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, М., Мозаика –Синтез, 2007-2010;
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. М. Мозаика – синтез 2009
Богачкина Н.А., Молодцова Е.Е., Огурцова Л.А., Петровская В.Н., Ткаченко И.В. "Ролевые игры для детей"
|