«Разноцветные игры. Формирование представлений о цвете у детей-дошкольников 3 – 7 лет»
Шайтанова Светлана Юрьевна – воспитатель муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 «Волжские капельки» городского округа Тольятти
Представленные ниже игры направлены на развитие восприятия цвета у детей 3-7 лет, знакомстводошкольников с основами цветовой грамоты.
Систематически используя эти игры в работе с детьми, педагог решает целый спектр задач:
- Овладение детьми последовательности расположения цветовых тонов в спектре;
- Знакомство и овладение системой цветовых эталонов;
- Закрепление знаний о цвете, холодной и теплой гамме цветов;
- Идентификация и восприятие сложных цветов, оттенков, полутонов;
- Формирование способов обследования цвета, экспериментирование с ним;
- Развитие аналитического восприятия цвета;
- Обогащение активного и пассивного словаря каждого ребенка, общее развитие речи, памяти, внимания;
- Освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной деятельности (ОТСМ-ТРИЗ-РТВ)
- Совершенствование мелкой моторики рук, глазомера;
- Совершенствование изобразительных умений и навыков;
- Развитие коммуникативных функций.
Скачать: «Разноцветные игры. Формирование представлений о цвете у детей-дошкольников 3 – 7 лет» (полный конспект)"
Всего представлено и описано 10 игр разной направленности, все игры имеют множественную вариативность. Это позволяет поддерживать интерес детей длительное время, использовать их в разных возрастных группах, играть индивидуально, в парах, в группе. Кроме того, многие игры – авторские, поэтому несут отпечаток особенностей моей личности (уж извините что ни так…). Во всех играх используется один и тот же игровой комплект (или его часть) что очень удобно и практично. Части игрового комплекта компактны, просты в изготовлении, легко заменяются, дополняются. Игры с цветом часто проходит на нескольких уровнях, поверхностях (пол, ковер, стол, подоконники, стулья, изоуголок и т.д.) Это тоже заранее следует учитывать при их организации.
Игры заинтересуют не только воспитателей, но и узких специалистов, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования, подростков.
Список игр:
- «Цветная семейка»
- «Веселая палитра»
- «Цветные особнячки»
- «Цветоазбука»
- «Заполни таблицу. Три системы»
- «Цветные фантазии»
- «Лаборатория красок»
- «Радужные сказки»
- «Цветные истории»
- «Цветостиль»
Игровой комплект «Разноцветные игры» составляется «под себя». Мой представляет собой большой бумажный короб, в котором находятся:
- 2 идентичных набора картонных карт- палитр разных цветов, оттенков, полутонов (2 * 100, 200 шт.);
- 1 набор нестандартных карт- палитр (8 шт.);
- Набор цветных домиков с окном- кармашком;
- Набор цветных женских силуэтов из бархатной бумаги;
- Пластмассовый кубик с цветными гранями;
- Набор знаков «3 системы» (6 шт.);
- Разрезная картинка «Радуга»;
- Пластмассовый игральный кубик;
- Комплект схем «ТРИЗ Волшебники»;
- Таблица цветов и оттенков (2 варианта);
- Набор наименоваванийсложных цветов, оттенков и полутонов названных в честь природных обьектов и явлений (40 шт.);
- Набор владышей с готовыми вариантами цветовых цепочек (11 шт.);
- Цветофильтры (24шт.);
- Набор чистых вкладышей для составления цветных цепочек (22 шт.);
- Набор «Игрушки» (картонные фигурки 2 размеров, 8 шт.);
- Комплект фишек (фантов);
- Комплект иллюстраций «ТРИЗ гномы- волшебники»;
- Набор наименований сложных цветов, оттенков и полутонов названных в честь рукотворных обьектов и явлений (40 шт.);
- Картонные карточки с названиями групп и обьектов (30 шт.);
- Комплект «Цветостиль»: набор тестеров для определения своего цветотипа (3 шт.), цветовые палитры для цветотипа «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» (2 шт.), двусторонний диск со схемами цветовых сочетаний, обьяснительные записки с описанием теории И. Иттена «Времена года», теории цвета и колористики внешности по Стаума, д/и «4 красавицы», д/и «Знаменитости».
Литература:
- Л.А. Ремизова «Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет: методика», Москва, «Школьная пресса», 2004 г., 96 стр..
- «Методы ОТСМ- ТРИЗ при решении педагогических проблем с детьми 3-10 лет. Третья международная конференция. Материалы конференции»; Ульяновск, 2005г., 124 стр..
3С. И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду»; Москва, 2005г., 144 стр..
Сложные цвета, оттенки и полутона названные в честь природных обьектов и явлений Сложные цвета, оттенки и полутона названные в честь рукотворных объектов и явлений
Цвета морской воды Цвета шампанского Бирюзовый Шоколадный Рубиновый Хром Изумрудный Стальной
Вишневый Экрю Малиновый Бронзовый Лимонный Кремовый Цвета ласося Цвета ржавчины
Сиреневый Кофейный Оранжевый Цвета красного вина Цвета мха Хаки Цвета верблюжей шерсти Кирпичный
Васильковый Цвета мокрого асфальта Жемчужный Цвета кофе с молоком Персиковый Индиго Болотный
Пепельный Оливковый Электрик Цвета авакадо
Пепел розы Коралловый Пурпур Салатовый Меренго
Цвета киви Сливочный Медовый Серебристый
Белоснежный Цвета платины Цвета венге Золотистый
Черничный Коньячный Цвета фуксии Чернильный Фисташковый Неоновые цвета Цвета зеленого чая
Флюоросцентные краски Махагон Кислотные оттенки Небесно-голубой
Цвета металлик Охра Льняной Мурена
Камуфляж Цвета слоновой кости Бисквит Телесный
Терракотовый Кукурузный Шартрез Цвета баклажана
Серобуромалиновый Пшеничный Сафари Цвета мяты
Медный Лавандовый Смоги
«Заполни таблицу. Три системы»
Цели и задачи: Упражнять детей в классификации обьектов на природные, рукотворные и смешанные группы, с обьяснением основания такого деления. Продолжать учить различать, называть и выделять различные цвета, оттенки, полутона.
Для игры необходимо: 2 идентичных набора картонных карт- палитр разных цветов, оттенков, полутонов (2 * 100 шт.), набор знаков «3 системы» (6 шт.), набор наименований сложных цветов, оттенков и полутонов названных в честь природных обьектов и явлений (40 шт.), набор наименований сложных цветов, оттенков и полутонов названных в честь рукотворных обьектов и явлений (40 шт.), три обруча.
1вариант. Игра проводится индивидуально или в парах. Педагог показывает детям картонные карты- палитры разных цветов, оттенков, полутонов, четко и громко называя их. Дети используют набор знаков «3 системы». Показывают карточками к какой группе тот или иной цвет относится, аргументируют свой выбор. Усложненный вариант-цвет не показывается, а только называется.
2 вариант. Игра проводится индивидуально, в парах, группой. Детям выдается 2 идентичных набора картонных карт- палитр разных цветов, оттенков, полутонов инабор знаков «3 системы». Первоначальное количество карт-палитр может быть небольшим, но со временем их обьем будет увеличиваться. Предложить ребятам назвать цвета и оттенки выложенные перед ними, разложить их в две кучки под знаками двух систем: природной, рукотворной. Обьяснить, обосновать причину такого деления. Данную игру можно провести как п/и. Детям раздаются карты- палитры. На полу — два обруча, в центре которых кладутся знаки двух систем. Под музыкальное сопровождение игроки свободно передвигаются. Как только музыка останавливается, дети подбегают к одному из обручей. Они помещают цветную карточку внутрь круга по правилу «цвет-его название-его происхождение».
3 вариант. Игра проводится индивидуально, в парах, группой. Детям выдается 2 идентичных набора картонных карт- палитр разных цветов, оттенков, полутонов. Предложить ребятам назвать цвета и оттенки выложенные перед ними, разложить их в три кучки под знаками трех систем: природной, рукотворной, смешанной. Обьяснить, обосновать причину такого деления. Данную игру можно провести как п/и. Детям раздается набор наименований сложных цветов, оттенков и полутонов названных в честь природных обьектов и явлений и набор наименований сложных цветов, оттенков и полутонов названных в честь рукотворных обьектов и явлений. Каждая выданная карточка озвучивается. На полу — три обруча, в центре которых кладутся знаки трех систем. Под музыкальное сопровождение игроки свободно передвигаются. Как только музыка останавливается, дети подбегают к одному из обручей. Они помещают карточку с наименованием цвета внутрь круга по правилу «цвет-его название-его происхождение».
«Цветные особнячки»
Цели и задачи: Обучение построению цветовых сочетаний и рядов по образцу, по замыслу. Развитие цветовосприятия, глазомера, внимания, памяти, воображения, речи, мелкой моторики рук.
Для игры подготовьте несколько больших наборов цветных карандашей разных производителей (это гарантирует разнообразие цветов, оттенков, полутонов), комплект цветных картонных домиков с кармашками, набор карт с цветами и оттенками, полоски белой бумаги по размеру кармашка, уже готовые полосы с «цветным» игровым заданием, цветокубик.
- вариант. Игра проводится индивидуально, в парах или малой подгруппой. В прорезной карманчик картонного особнячка определенного цвета вставляется полоска с «цветным» игровым заданием – цепочкой цветных пятнышек одного цвета, но разного оттенка. Количество цветных пятнышек варьируется: от 3 до 15 (в зависимости от возраста или подготовки детей). Из набора карт – палитр дети отбирают цвета, оттенки и полутона наиболее подходящие по цвету, выкладывают цветную гирлянду повторяющую цветное задание. Победитель выбирает следуюший цвет игры.
- вариант. Дети работают парами: выбирают цвет домика, на полоске рисуют отобранными по цвету карандашами цепочку в виде кружков (пятна, штрихи, геометрические фигуры). Из набора карт – палитр дети отбирают цвета, оттенки и полутона наиболее подходящие по цвету, выкладывают цветную гирлянду повторяющую цветное задание. Количество цветных пятнышек в цепочке выбирается и озвучивается предварительно, цвет особнячка для пары – с помощью цветокубика или победитель игры выбирает следуюший цвет.
- вариант. Дети работают парами: выбирают домик, на полоске рисуют отобранными по цвету цветными карандашами цепочку в виде кружков (пятна, штрихи, геометрические фигуры). Количество цветных пятнышек в цепочке выбирают и озвучивают предварительно. Особенностью является наличие внутри цепочки «посторонних» цветов. Из набора карт – палитр дети отбирают цвета, оттенки и полутона наиболее подходящие по цвету, выкладывают цветную гирлянду повторяющую цветное задание находящееся в домике. Победитель выбирает следуюший цвет игры.
- вариант. Дети работают парами или группой: выбирают особнячок, на полоске рисуют отобранными по цвету цветными карандашами цепочку цветных пятнышек. Количество цветопятен в цепочке выбирают и озвучивают предварительно. Особенность игрового задания в том, что количество «родных» и (или) «чужих» цветов оговаривается заранее, а вот расположение нет. Возможен обратный вариант: расположение-количество. Из набора карт – палитр дети отбирают цвета, оттенки и полутона наиболее подходящие по цвету, выкладывают цветную гирлянду повторяющую цветное задание. Победитель выбирает следуюший цвет игры.
- вариант. Дети работают парами или группой: цветокубикомвыбирают особнячок, на полоске рисуют отобранными по цвету цветными карандашами цепочку цветных пятнышек. Количество цветопятен в цепочке выбирают и озвучивают предварительно. Далее совместными усилиями создается «цветная история» в определенных тонах. Каждое пятнышко-это предмет (обьект, событие) связно вливающееся в общее цветное повествование. В конце можно предложить записать, проиллюстрировать историю или отдельных ее сказочных персонажей.
«Цветная семейка»
Цели и задачи: Овладение дошкольниками системы цветовых эталонов, развитие речи, воображения, восприятия цвета. Расширение знаний детей о холодных и теплых группах цветов. Учить создавать «цветоистории» с помощью метода каталога (ТРИЗ и РТВ), совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Для игры понадобятся: цветокубик, набор цветных силуэтов -девочек из бархатной бумаги, комплект карт- палитр, набор цветных домиков, материалы и оборудование для свободного изотворчества.
- вариант. Детям предлагается из набора девочек- красок выбрать одну (по желанию или с помощью цветокубика) и отобрав из большого количества карт – палитр все оттенки и полутона данного цвета выложить избранное вокруг бархатного силуэта. Обьяснить, почему именно этот оттенок является «родственником».
- вариант. Детям предлагается из набора красок выбрать одну (по желанию или с помощью цветокубика). Отобрать из большого количества карт – палитр все оттенки и полутона данного цвета. Выложить рядом с бархатным силуэтом «мамы» два ряда: светлые оттенки- сестрички и дочки, приглушенные –сыночки и братики. Аргументировать свой выбор, почему именно этот оттенок является «м» или «ж».
- вариант. Детям предлагается из набора красок выбрать одну (по желанию или с помощью цветокубика). Предложить поселить ее в доме подходящего цвета, завести цветного питомца, накормить- напоить подходящей по цвету едой. Продолжением темы может стать коллективный рисунок.
- вариант. Игра проводится с группой или подгрупппой дошкольников. Детям предлагается из набора красок выбрать одну (по желанию или с помощью цветокубика). Данная краска становится главным действующим лицом фантастической истории построенной на основе метода каталога (ТРИЗ и РТВ). Упражняя детей в создании из наугад выбранных героев, предметов, цветов и действий единой органичной сюжетной линии- истории, педагог стимулирует малышей не только на сочинительство, но и создание по теме разнообразных предметов продуктивного характера. Это могут быть иллюстрации, рисунки, схематизация сюжета, аппликации, поделки, подарки, открытки, элементы интерьера, дизайна, ланшафта и т д.
«Цветные фантазии»
Цели и задачи: Ознакомление детей с системой цветовых эталонов, развитие восприятия цвета, воображения, речи, познавательных способностей. Расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак какого либо цвета. Формировать обобщенное понятие, что у каждого обьекта есть цвет и он может меняться в результате разных условий.
Для игры нужно запастись набором предметных картинок, комплектом карт-палитр, цветокубиком, материалами и оборудованием для изодеятельности (бумагой, цв. карандашами или цв. восковыми мелками, предметными шаблонами и трафаретами по теме), круги Луллия (ТРИЗ и РТВ).
- вариант. Детям раздается набор предметных картинок. Используя комплект карт-палитр, малыши подбирают к картинкам «цветную пару». (Огурец-зеленый, цыпленок-желтый, морковка-оранжевый, лимон- лимонный, слива-фиолетовый, снежинка-белый, желудь-коричневый, капля крови- красный и тд.)
- вариант. С помощью цветокубика выбирается цвет. В комплекте карт-палитр находится необходимый цвет. К этой карте подбирается подходящая предметная картинка. Дети аргументируют свой выбор, придумывают истории реального или фантастического плана про «цветную пару», создают иллюстрации.
- вариант. Дошкольникам предлагаются шаблоны и трафареты различных объектов, материалы для изодеятельности. Контурные изображения зверей, птиц, овощей, фруктов, растений, предметов обводятся, раскрашиваются в нужные цвета. Далее дети рассказывают об объектах, составляют истории о жизнедеятельности, практической значимости, местоположении и тд. выбранного объекта, делятся впечатлениями из личного опыта.
4вариант. С помощью кругов Луллия, цветокубика, считалки, коллективного или свободного выбора подбирается нестандартная цветная пара. Дети обьясняют необычность сочетания, придумывают фантастическую историю про предмет или обобьет нестандартного цвета, рисуют иллюстрации. В процессе словотворчества педагог следит, чтобы соблюдался алгоритм повествования, предлагает озвучить + и – данной трансформации, придумать несколько вариантов начала и конца истории.
«Веселая палитра»
Цели и задачи: Выделение и учет отдельных признаков цвета- цветового тона, светлоты и насыщенности. Умение составлять линейки градации цвета.
Для игры вам понадобится: цветовой кубик, 2 полных набора карт- палитр, 2 комплекта картонных мишек (пирамидок), набор фишек-фантов, 2 таблицы цветов и оттенков, пластмассовый игральный кубик.
- вариант. Игра проводится индивидуально, в парах, малой подгруппой. С помощью цветового кубика (считалки) выбирается основной цвет игры. Детям выдается комплект отобранных по теме карт-палитр (от 3 до 12). Предлагается построить из них сериационный ряд. Картонные мишки разного размера помогают поддерживать градацию цвета: по возрастающей или убывающей степени светлоты. Победителю предлагается выбрать на свой вкус основной цвет следующей игры.
- вариант. Игра проводится индивидуально, подгруппами, фронтально. С помощью коллективного или случайного выбора выделяется основной цвет игры. Далее предложить детям отобрать из 2 одинаковых комплектов все карты- палитры «родственные» выбранному цвету. Игральным кубиком выбирается количество карт- палитр в сериационном ряду. Выкладываются 2 цветовых ряда из 2 комплектов: один по возрастающей, другой по убывающей степени светлоты. Оттенки в рядах должны дублироваться.
- вариант. С помощью цветового кубика, считалки, коллективного или случайного выбора выделяется основной цвет. Далее предложить детям выбрать из общей кучи все карты-палитры «родственные» определенному цвету, аргументировать свой выбор. Выборку выложить длинной дорожкой, постаравшись ранжировать объекты в порядке убывания или наращивания светлоты. Играть желательно подгруппами или группой.
Правило ранжирования объектов по цвету: «Каждый раз выбираю самый светлый (темный) обобьет из оставшихся».
«Радужные сказки»
Цели и задачи: Закрепление знаний о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, формировать умение соотносить цвет и его название, учить оперировать представлениями о цвете в реальных действиях, в пространстве. Развивать речь, внимание, память, воображение, умение взаимодействовать с ровестниками и взрослыми.
Для игры вам может понадобится: Набор цветных женских силуэтов из бархатной бумаги, 2 идентичных набора картонных карт-палитр разных цветов, оттенков, полутонов, разрезная картинка «Радуга», комплект фишек (фантов), материалы и оборудование для изодеятельности.
- вариант. Для закрепления знаний о последовательности расположения цветовых тонов в спектре детям выдается разрезная картинка «Радуга» и 7 женских силуэтов из бархатной бумаги. Педагог предлагает детям собрать из кусочков целую картинку, а из силуэтов «девочек-красок» составить радужный хоровод. Для проверки правильной последовательности цветов в спектре при выполнении задания можно воспользоваться и известной фразой — подсказкой «Про охотника и фазана».
- вариант. Игра проводится в парах или группах. Детям выдаются 2 идентичных набора картонных карт-палитр разных цветов, оттенков, полутонов. Предлагается на скорость составить из карт- палитр разные виды радуг: обычные, наизнанку, пастельных, или наоборот, темных насыщенных цветов. Выигрывает тот игрок или команда, что быстрее, качественнее выполнит задания (наберет большее количество фантов).
- вариант. Игра проводится индивидуально. Дети составляют из карт — палитр радугу. Опираясь на выполненное задание, пытаются найти в окружающей действительности предметы, имеющие тот же цвет, что и карточки в бумажной радуге.
- вариант. Игра проводится индивидуально. Дети составляют из карт — палитр радугу. Далее предлагается составить разнообразные радужные коллекции: сварить радужный компот, составить радужный букет (гардероб, пейзаж), приготовить радужный обед или десерт, построить многоцветный транспорт (дом, магазин, аквариум). Предложенные варианты зарисовываются или схематизируются.
- вариант. Игра проводится в парах или группах. Детям выдаются 2 идентичных набора картонных карт-палитр разных цветов, оттенков, полутонов. Предлагается придумать и составить из карт — палитр необычные, фантазийные радуги. В конце дети объясняют и аргументируют свой выбор цветов, их последовательность и количество в «чудо — радуге».
«Цветоазбука»
Цели и задачи: Знакомство дошкольников с хроматическими, ахроматическими, сложными цветами и оттенками. Закрепление знаний о цвете в памяти. Обучение действиям с цветом по словесной инструкции.
Для игр вам понадобится следующий игровой материал: 2 идентичных набора картонных карт- палитр разных цветов, оттенков, полутонов (2 * 100, 200 шт.); 1 набор нестандартных карт- палитр (8 шт.); таблицы цветов и оттенков (2 варианта), набор картонных бирок снаименованиями простых и сложных цветов, оттенков и полутонов, названных в честь природных и рукотворных обьектов.
- вариант. Игра проводится индивидуально, с подгруппой или группой детей. Используя полный комплект карт — палитр, набор нестандартных карт — палитр и набор картонных бирок снаименованиями сложных цветов, оттенков и полутонов названных в честь природных обьектов и явлений дети составляют пару – цвет и его название, обосновывая и проверяя свой выбор. Данную игру можно провести как п/и. Детям раздаются карты- палитры и картонные бирки с наименованиями цветов, оттенков, полутонов. Под музыкальное сопровождение игроки свободно передвигаются. Как только музыка останавливается, дети находят себе пару по правилу «цвет-его название».
- вариант. Игра проводится индивидуально, с подгруппой или группой детей. Используя полный комплект карт — палитр, набор нестандартных карт- палитр и набор картонных бирок снаименованиями сложных цветов, оттенков и полутонов названных в честь рукотворных объектов и явлений составляют пару – цвет и его название, обосновывая и проверяя свой выбор. Данную игру можно провести и как п/и. Детям раздаются карты- палитры и картонные бирки с наименованиями цветов, оттенков, полутонов. Под музыкальное сопровождение игроки свободно передвигаются. Как только музыка останавливается, дети находят себе пару по правилу «цвет-его название».
- вариант. Игра проводится индивидуально, парами, группой. Для игры понадобятся таблицы цветов и оттенков (2 варианта), набор картонных бирок с наименованиями простых и сложных цветов, оттенков и полутонов, названных в честь природных и рукотворных обьектов, а также полный комплект карт-палитр. Методом случайного выбора на таблице цветов выбирается цвет или оттенок, к нему подбирается картонная бирка с названием, в наборе карт –палитр отыскивается идентичный. Дети проверяют и объясняют свой выбор.
- вариант. Игра проводится индивидуально или парами. Педагог выкладывает ряд карт- палитр и предлагает запомнить последовательность цветов. Затем дети закрывают глаза, а педагог меняет местоположение одной из карточек. Дети открывают глаза, определяют какая карта и куда переместилась. В зависимости от возраста или подготовки детей игровые задания усложняются: увеличивается ряд карт- палитр, увеличивается количество меняющихся карточек и т.д.
- вариант. Игра проводится индивидуально или парами. Педагог выкладывает ряд карт- палитр и предлагает их запомнить. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну из карточек. Дети открывают глаза, определяют какой карты не стало. В зависимости от возраста или подготовки детей игровые задания усложняются: увеличивается ряд карт- палитр, увеличивается количество убирающихся карточек и т.д.
- вариант. Игра проводится парами, группой. Цветовым кубиком или по выбору детей выбирается основной цвет игры. Участникам раздаются карты- палитры разных оттенков этого цвета. Под музыкальное сопровождение игроки свободно передвигаются. Как только музыка останавливается, педагог называет какой-либо цвет, оттенок. Ребенок, в руках которого имеется подходящая карта- палитра, подходит к ведущему и рассказывает о цвете и предметах, окрашенных в этот цвет. Дети и педагог подтверждают (опровергают) озвученное, обогащают и углубляют рассказ.
«Лаборатория красок»
Цели и задачи: Формирование у дошкольников способов обследования цвета, экспериментирование с ним. Упрожнять детей вдифференции цветов, получении новых цветов и оттенков с помощью цветофильтров.
Для игр необходимо следующие материалы и оборудование: пластиковые цветофильтры разных цветов (2 одинаковых комплекта), картонные карточки с прорезным предметным силуэтом, набор карт-палитр, набор предметных картинок, набор орнаментов, материалы и оборудование для свободного творчества (бумага, краски, кисти, палитры, цв. карандаши, цв. восковые мелки, пастель и др.).
- вариант. Детям предлагаются карты с вырезанными в них силуэтами моркови, баклажана, бабочки и других объектов, а также пластиковые цветофильтры разных цветов. Дети рассматривают цветофильтры, называют их цвет, прикладывают поочередно по одному к картонным карточкам с прорезным силуэтом, озвучивают получившиеся сочетание. После этого под силуэт подкладываются сразу два цветофильтра. Дети называют новый, получившийся в процессе экспериментирования цвет.
- вариант. Дошкольники манипулируют с картами-палитрами, цветофильтрами и изоматериалами: создают теплые и холодные группы цветов прикладывая цветофильтры к картам-палитрам, находят «пару» новообразованному цвету среди второго комплекта карт-палитр, экспериментируют на бумаге и палитрах с красками, пастелью.
- вариант. Дети используя наборы карт-палитр и цветофильтры создают новый цвет. Новообразованный цвет накладывают на предметные картинки и (или) орнаменты, репродукции картин. С помощью изоматериалов пытаются создать как можно ближе к «оригиналу» бумажную копию.
- вариант. Дети работают в парах. Используя два одинаковых цветофильтра, внимательно рассматривают друг друга или окружающий пейзаж. Используя материалы и оборудование для свободного творчества (бумага, краски, кисти, палитры, цв. карандаши, цв. восковые мелки, пастель и др.) создают совместный портрет или пейзаж, такой какой он видится через цветофильтр.
«Цветные истории»
Цели и задачи: Расширять и углублять представления о цвете у дошкольников. Совершенствовать умение детей решать проблемные ситуации связанные с цветом с помощью типовых приемов фантазирования (ТРИЗ и РТВ).
Для игр вам понадобятся: цветокубик, 2 идентичных набора картонных карт-палитр разных цветов, оттенков, полутонов, набор нестандартных карт-палитр, комплект схем «ТРИЗ Волшебники», комплект иллюстраций «ТРИЗ гномы-волшебники», картонные карточки с названиями групп и объектов, материалы и оборудование для самостоятельного творчества.
- вариант. Игра проводится индивидуально, в парах, группой. С помощью коллективного или случайного выбора выбирается основной цвет игры и картонная карточка с названием группы или объекта. Выпавшая пара «цвет-группа (обьект)» становится основой игры. Далее дети решают проблемные ситуации при помощи ТПФ (волшебников) и реальных средств: делают преобразованияобьекта, его составляющих, видоизменяют надсистемы и подсистемы и т.д. В конце игры предложить детям зарисовать или обыграть результаты.
- вариант. Игра проводится индивидуально, в парах, группой. С помощью цветового кубика, считалки, коллективного или случайного выбора выбирается основной цвет игры и схема из набора, обозначающего какой либо прием фантазирования. Далее дети решают проблемные ситуации при помощи определенного ТПФ (волшебника) и реальных средств. В конце игры предложить детям зарисовать результаты.
I. Золотова А.П. «Моделирование приемов фантазирования как средство активации воображения дошкольников. Творческие задания с помощью куклы- волшебника», 51-53 стр. «Методы ОТСМ — ТРИЗ при решении педагогических проблем с детьми 3-10 лет. Общественная Организация «Волга-ТРИЗ» Международный проект «Джонатан Ливингстон». Третья международная конференция. Материалы конференции»; Ульяновск, 2005г., 124 стр.
II. Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»; Москва, 2008г.
«Цветостиль»
Цели и задачи: Познакомить детей-дошкольников с теорией типов внешности по И.Иттену, ее спецификой. В игровой, экспериментальной, творческой деятельностипримерить различные цветотипы на себя и окружающих.
Для игр вам небходимы следующие игровые пособия: комплект «Цветостиль»: набор тестеров для определения своего цветотипа (3 шт.), цветовые палитры для цветотипа «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» (2 шт.), д/и «4 красавицы», д/и «Знаменитости», двусторонний диск со схемами цветовых сочетаний, обьяснительная записка с описанием, 2 идентичных набора картонных карт- палитр разных цветов, оттенков, полутонов (2 * 100, 200 шт.); материалы и оборудование для самостоятельного творчества.
- вариант. Игра проводится в парах или подгруппой. Используя игровые пособия, наборы тестеров и набор картонных карт- палитр разных цветов, оттенков, полутонов определить цветотип каждого участника и создать ему индивидуальную подборку цветов. Аргументировать свой выбор, обыграть результат.
- вариант. Игра проводится подгруппой или фронтально. Предложить каждой группе детей создать с помощьюматериалов и оборудования для самостоятельного творчества дизайнерский ансамбль с упором на определенный тип внешности. Совместно придумывается стилевая тема-концепция, отбирается коллекция цветов и оттенков, проговаривается количество и внешний вид вещей и т.д. Создается два дизайнерских ансамбля: мужской и женский. Коллективные зарисовки одежды, обуви, аксессуаров оцениваются и обыгрываются.
- вариант. Игра проводится в парах или подгруппой. Используются игровые пособия, наборы тестеров, наглядность из д/и «4 красавицы» и набор картонных карт- палитр разных цветов, оттенков, полутонов. С помощью этого игрового материала дошкольники определяютцветотип каждой бумажной куколки, представленной их вниманию. Создают кукле индивидуальную подборку цветов в зависимости от типа внешности, колорита внешности. Из прилагающихся бумажных нарядов отбирают вещи стилистически подходящие каждой из четырех красавиц. Предложить ребятам создать с помощьюматериалов и оборудования для самостоятельного творчества новый дизайнерский наряд для бумажных модниц. Дети рисуют одежду, украшают ее, вырезают по контуру вместе с клапанами-фиксаторами, примеряют на куклу. Результаты коллективного творчества обсуждаются, обыгрываются.
- вариант. Игра проводится в парах или малой подгруппой. Используются игровые пособия, наборы тестеров, наглядность из д/и «Знаменитости» и набор картонных карт- палитр разных цветов, оттенков, полутонов. Вниманию дошкольников представлены многочисленные портреты известных сказочных и мультипликационных героев и героинь (фотографии звезд эстрады, кино, спорта, искусства, политики). С помощью игрового материала дошкольники определяют цветотип каждого портрета, кратко рассказывают о нем. Создают индивидуальную подборку цветов в зависимости от типа внешности, колорита внешности. Предложить ребятам создать дизайнерский предмет для этого человека: расческу, флакон духов, посуду, мебель. В процессе творчества дети опираются на базовые палитры, цветосочетания присущие каждому цветотипу.
|