Олейник Светлана Валерьевна. Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Технологическая карта педагогического мероприятия

ФИО педагога Олейник Светлана Валерьевна

Участники Педагоги, специалисты ДОО.

Форма проведения, количество Мастер-класс, 6 человек.

Используемые технологии и методики

Ритуал приветствие «Знакомство!»,

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

сообщение сопровождаемое презентацией, игры, игровые приемы, моделирование сказочных историй с использованием карт В.Я. Проппа, синквейн «Сказка»

Цель мероприятия

Повышение профессиональных компетенций педагогов по формированию гуманных чувств детей дошкольноговозрастапосредствомиспользования «карт Проппа» при моделировании собственных сказочныхисторий.

Задачи

  1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приемов в формировании гуманных чувств детей дошкольного возраста.
  2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В.Я Проппа при моделировании собственных сказочных историй.
  3. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с картами В.Я. Проппа.

Подготовительная работа: обобщение педагогического опыта работы по теме, подготовка карт В.Я. Проппа, разработка технологической карты для работы с картами В.Я. Проппа, подбор материалов для рефлексии.

Оборудование и материалы:

  • мультимедиа;
  • презентация;
  • цветы разного цвета;
  • наборы карт В.Я. Проппа;
  • листы формата А3.

Список используемой литературы

  1. Большева, Т.В. Учимся по сказке[Текст]/ Т.В. Большева. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Пропп, В.Я. Русская сказка[Текст]/ В.Я. Пропп Собрание сочинений. Лабиринт. – М., 2000.
  3. Пропп, В.Я. Мофология «волшебной» сказки[Текст] / В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Лабиринт. — М., 1988.

Организационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вам поприветствовать друг друга и познакомиться.

Тани – руки вверх подняли,
Оли, Юли – дружно встали,
Лены, Светы – в ладоши похлопали.
Ну а Ларисы– ногами потопали,

Веры, Любы – в окно посмотрели,
А Наташи все тихонько посидели.
Про кого я не сказала
И сегодня промолчала,

Как единая семья,

Давайте крикнем дружно: «Я»

Вот мы и познакомились.

Слайд 1. Ритуал приветствие «Знакомство»

Обучающий этап

Свой мастер-класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари: «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее». Слайд 2.

Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В них пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Слайд 3.

В настоящее время, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, особенно актуальны творческие методы взаимодействия педагога с детьми. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребёнок в то же время упражняется в решении целого рода сложных задач, учится обосновывать свои действия, выстраивать взаимоотношения. Слушая и сочиняя сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, помощи, защите. Несмотря на простоту образов и сюжетную незатейливость, преобразованные детьми сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, и воспитательное значение их огромно. Для этого можно использовать метод моделирования с картами В.Я. Проппа, который поможет детям в развитии связной речи, творческого воображения, фантазии. Слайд 4. Сообщение в сопровождении слайдов презентации.

Информационный обзор. Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?

А известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».

Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.

Одна карта — это определённое событие сказки.

Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки.

Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных картах. Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки, а так же сочинять свои сказочные истории. При этом дети могут наделять отрицательных героев новым обликом, положительными качествами, придумывать волшебные средства, особые обстоятельства и задания для героев. Слайд 5.

Итак, для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа нами работа была разделена на несколько этапов:

На первом этапе мы знакомим детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);

На втором этапе играем в подготовительные игры:

«Любимый сказочный герой»;

«Чудеса в решете»;

«Кто на свете всех злее?»;

«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки). Слайды 6-7.

На третьем этапе идет знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читаем небольшую сказку, потом сопровождали ее выкладыванием из 4 — 6 карт.

На четвёртом этапемы предлагаем детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе дети сочиняют собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения. Слайды 8-9.

Сейчас мы продемонстрируем, как работать с данным пособием, Но для начала я хочу вас познакомить с картами Проппа и их функциями (презентация карт) Слайды 10-13. Сообщение в сопровождении слайдов презентации.

Игровой практикум Сейчас, коллеги, мы приступим к играм-заданиям. Приглашаем выйти в зал тех педагогов, кто выбрал следующие цветы (показывает карточки).

У нас есть две команды. Начнем.

Игра – разминка «Скажи наоборот»:

Необходимо называть сказки, придумывая их названиям противоположный смысл.

  1. «Зеленый беретик» ( «Красная шапочка»)
  2. «Мышь босиком» ( «Кот в сапогах»)
  3. «Петушок бесцветный» ( «Курочка Ряба»)
  4. «Девочка с ладошку» ( «Мальчик с пальчик»)
  5. задание:
  6. команда — называет героев из сказок, тех кто на свете всех злее.
  7. команда — называет героев из сказок, тех кто на свете добрее всех.
  8. задание: — Сейчас я прочитаю знакомую вам сказку. Ваша задача внимательно её прослушать. (Читает сказку «Кот, лиса и петух»)

Как называется эта сказка?

Теперь с помощью карт В.Я. Проппа вам необходимовыстроить сюжет этой сказки (педагоги выполняют задание). Слайд14.

Далее необходимо используя дополнительные картытрансформировать услышанную сказку (педагоги выполняют задание). Давайте озвучим получившиеся сказки (педагоги рассказывают, что у них получилось). Игры, игровые приемы.

Моделирование с использованием карт В.Я. Проппа

Заключительный этап

Рефлексия. Сложно ли вам было работать с картами? Будет ли такая работа интересна детям? Благодаря проводимой работе, мы видим положительные результаты деятельности. Слайд 15.

Подводя итоги мастер-класса, предлагаю вам составить синквейн с существительным «сказка».

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Сочинять нам сказки

Карты помогали:

Речь нам развивали,

Мыслить заставляли.

Интересна техника

Представленная нами,

В этом убедились

Вы сегодня сами! Слайд 16. Синквейн

«Сказка»

Просмотров: 1162
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Капорская Евгения Леонидовна. «Формирование нравственности у детей дошкольного возраста с помощью использования карт В.Я. Проппа»
  • Дудник Олеся Николаевна. Карты Проппа как средство развития речи старших дошкольников.
  • Никульникова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия по творческому рассказыванию в группе дошкольного возраста с 6 до 7 лет с использованием карт-пиктограмм «Сочиняем сказку»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Флюра Смашникова. Сборник психологических карт по исследованию познавательной деятельности детей с 3-х до 7-ми лет «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Пучкова Наталья Викторовна. Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками с нарушениями речи
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Мартынова Жанна Валерьевна. Оформление карты развития и карты выпускника
  • Попугай Ирина Ивановна. Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.
  • Соловьева Наталья Юрьевна. Конспект занятия «Любят сказки все на свете».
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Логвиненко Ольга Ивановна, Баринова Екатерина Анатольевна. Народная сказка как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
  • Подопригора Людмила Сергеевна. Статья на тему: «Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Дзятская Светлана Михайловна. Занятие для детей старшего дошкольного возраста на профилактику лжи в школе с использованием сказки М.Панфиловой 'Задача для лисёнка'
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь