Авторы: Логвиненко Ольга Ивановна, Баринова Екатерина Анатольевна
Одним из мощных средств в нравственном воспитании дошкольников является народная сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Народная сказка обогащает эмоции, воспитывает воображение, перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель. Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, гуманистическим ценностям, накопленным человечеством.
У народной сказки нет конкретного автора. Издавна истории-байки передавались из «уст в уста». Новый рассказчик обязательно добавлял или изменял что-то в истории, которую пересказывал, воплощая свою мечту о счастливой жизни. Те, кто сказывал сказку, передавали слушателям свои представления о красоте, добре, честности, справедливости, тем самым воспитывая в человеке самые ценные человеческие качества. Конечно, только лучшие истории передавались от человека к человеку и от поколения к поколению, они выделялись особой занимательностью и являлись художественным совершенством. Известный русский писатель Алексей Николаевич Толстой, любитель и собиратель народных сказок, говорил: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».
Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык…
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.
Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию.
К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу».
В связи с этим перед взрослыми, и в первую очередь перед воспитателями, встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.
Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма и изображение этих явлений- особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, поэтому те уроки, которые даёт сказка – уроки на всю жизнь для больших и для маленьких. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, помощи, защите. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребёнок в то же время упражняется в решении целого рода сложных задач, учится обосновывать свои действия, выстраивать взаимоотношения. Несмотря на простоту образов и сюжетную незатейливость, сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, и воспитательное значение их огромно. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Методы работы со сказкой в современном мире весьма разнообразны. К ним можно отнести и традиционные, такие как прочтение сказки, беседа по ней, так и нетрадиционные – создание игровых ситуаций, творческие задания по сказкам, различные виды драматизаций.
Таким образом, можем сделать вывод, что одним из действенных методов воспитания гуманных чувств у дошкольников является народная сказка. Необходимо сохранить и в наших детях этот великий свободолюбивый дух предков, гуманность их отношений. А где, как не в сказке, можно смоделировать такую ситуацию, вызывающую переживания маленьких слушателей, заставить их пропустить сказочные события через свое сердце, напитать душу красотой, узнать свои корни, историю своего народа, его подвиги, замечательных героев. И начинать эту работу нужно с дошкольного возраста, когда душа ребенка открыта для диалога и способна впитывать, как губка, всё доброе и вечное, когда его память способна уяснить и надолго сохранить в своих арсеналах эти добрые зёрна, чтобы потом, во взрослой жизни, суметь всё это достойно применить.
|