Воспитатель МКДОУ д/с №466 города Новосибирска Заречная Ольга Сергеевна,
Работая с детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к агрессии, враждебности, в нежелании делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В силу занятости родителей, дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, смотря и играя, далеко не нравственные мультфильмы и игры. В итоге у детей искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, справедливости, милосердии. С каждым днем, эта проблема становится актуальнее.
В период дошкольного детства надо формировать нравственные категории: как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно показывать на своем примере и с помощью народных и литературных сказок. Ведь сказка является одним из доступных средств, для духовно – нравственного развития ребенка с самого раннего возраста и остается с ним на всю жизнь. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.
Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по реализации программы по нравственному воспитанию, начала с возрождения интереса у детей к детскому фольклору.
Для чтения детям, я подбираю сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев. После прочтения или рассказывания сказки, провожу с детьми беседу. Анализ произведения организую так, чтобы он представлял собой интересный и полезный разговор для детей, который провожу путем постановки вопросов. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы детям помочь вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос помогает ребенку думать, размышлять, приходить к правильным выводам.
Например:
После рассказывания детям русской народной сказки «Зимовье зверей», я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила представления дошкольников о дружбе. Просила объяснить, как по вашему мнению:
- Что означает крепкая дружба?
- С кем ты хочешь дружить?
- Какими качествами должны обладать друзья?
После беседы перешли к анализу самой сказки:
- Сколько героев было в сказке?
- Как они строили зимовье?
- Каково им было вместе жить?
- Зачем волк и медведь пришли в зимовье?
- Как звери защитили свой дом?
При помощи этих вопросов, дети усвоили нравственный урок «В согласии жить – никто не одолеет».
Использую в своей работе этические беседы. В процессе беседы я не только задаю вопросы для обсуждения, но и нахожу, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать и доказывать свою точку зрения. Беседы постепенно усложняю как по содержанию, так и способу подачи материала. В начале года акцент делала на эмоциональный отклик детей, то к концу года дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Вопросы продумываю заранее, но могу изменить в зависимости от реакции детей. Подача материала в образной форме, вызывает интерес дошкольников и привлекает их внимание. В ходе бесед использую художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения и развитию диалогической речи.
Изменения в духовно – нравственном воспитании детей стали заметны. Они стали более внимательными, трудолюбивыми, помогают товарищам, если у них не получается. Если раньше дети могли бросить свою работу не доделанную, то теперь они доводят начатое дело до конца, так как ребята знают с чего начать, чем закончить. Меня порадовало, что ребята научились анализировать, правильно общаться друг с другом.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что в ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
|