Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Кравченко Елена Саввельевна. «Применение ИКТ в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»



Кравченко Елена Саввельевна. «Применение ИКТ в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

«Применение ИКТ в духовно — нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Актуальность. Проблема формирования духовных и нравственных качеств личности дошкольников стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей и те и другие считают доброту и отзывчивость.

Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольном учреждении ведущая роль в данном процессе принадлежит педагогу. Его педагогическая деятельность становится еще более эффективней при активном взаимодействии с родителями воспитанников и применением разнообразных форм, методов и приемов в образовательно-воспитательном процессе. Это ставит психологов и педагогов перед необходимостью совершенствовать дошкольное образование ребенка, систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.

 

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Через сказку ребенок получает знание о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах, которые возникают у человека в жизни, учится верить в силу добра, любви, справедливости. В сказке заложена вся педагогическая мудрость наших предков. Разнообразить и сделать беседу по сказке интересной и увлекательной, можно с помощью подбора детских мультфильмов. Групповые просмотры мультфильмов делают беседу не только интересной, но и надолго запоминающейся. Применение ИКТ позволяет в доступной форме ярко, образно преподнести детям информационный материал о вечных человеческих ценностях. Подбор добрых и познавательных мультфильмов не только интересен детям и вызывает положительные эмоции, но и поможет внести разнообразие в воспитательно-образовательный процесс.

Психологи убеждены, что роль мультфильмов в воспитании ребенка огромна. Мультфильмы помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, развить память, фантазию и воображение. С помощью мультфильмов детям легче увидеть и осознать нравственные ценности: что такое «добро», и «зло»; какими качествами характера обладает настоящий друг; кого можно называть сильным и смелым; почему надо всегда прислушиваться к советам старших; почему даже в сказках не любят лентяев, непослушных и злых. Конечно, речь идет не обо всех мультфильмах.

В старые, добрые советские времена выпускали много позитивных мультфильмов. В советских мультфильмах создавался волшебный мир, наполненный правильным мировоззрением, где плохие действия героев осуждались, а доброта вознаграждалась.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления: о доброте, милосердии, справедливости. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через просмотры добрых мультфильмов оказывать позитивное влияние на детей.

Главная задача — показать ребенку нравственную суть каждого поступка человека, и поэтому нужно подобрать детям только позитивные и добрые мультфильмы, где дети могут высмеять зло, лень, сочувствовать одиноким, восхищаться смелости, ценить дружбу.

Планируя работу по нравственному воспитанию детей, педагоги опираются на методологические исследования отечественных психологов Ирины Яковлевны Медведевой и Веры Васильевны Абраменковой.

Просмотр мультфильмов во всех возрастных группах проводится во вторую половину дня, длительность просмотра не более 10 минут 2 раза в месяц. В младшей группе длительность просмотра 6-7 минут 2 раза в месяц.

Ожидаемый результат заключается в стремлении ребенка к добру и неприятию зла, любви к родному краю, усвоении ребенком духовно — нравственных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия.

Мультфильмы:

  1. Советский мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве», созданный режиссером Борисом Степанцевым, давно стал классикой анимационного жанра. Школьник Вовка, лентяй и озорник, мечтает попасть в мир сказок: ведь там любые чудеса происходят «по щучьему веленью, по моему хотенью». Однако там Вовку ждет далеко небезоблачная жизнь: оказывается, что в сказках тоже многое приходится делать собственными руками. Мораль: лодырей и лентяев не любят даже в сказке.
  2. "Три дровосека" Позитивный мультфильм снят по мотивам русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть Мультик о том, с какими помощниками можно сварить вкусную кашу.
  3. «Подарок для слона». О кознях злой Дюдюки, которая напрасно пыталась поссорить дружных зверей. Скверная Дюдюка все время строит им козни, но все время сама попадает в них. Ни что не способно остановить веселых друзей, в итоге день рождения заканчивается веселым чаепитием с ананасовым тортом.
  4. «Мисс Новый год». Новогодний мультфильм о том, как в лесу проходил конкурс красоты. И как добрая и честная маленькая Ворона, которую хлопотами мамаши признали первой красавицей новогоднего бала, отдала свою корону красавице Лисичке и тем заслужила общую любовь и звание "Мисс Честность".
  5. «Трям! Здравствуйте!» Добрый мультфильм о том, как медвежонок подарил друзьям новую страну-Тилимилитрямдию ", особенно запоминается песенка «Облака». М/ф учит доброте и дружбе.
  6. «Крошка Енот». Трогательный, добры мультфильм с позитивной песенкой «От улыбки», и о том, как мама помогла крошке Еноту побороть страх.
  7. «Мороз Иванович». Советский мультфильм для детей по мотивам русской народной сказки про дедушку Мороза и двух девочек, трудолюбивой Дуняше и ленивой Малаше, и о Морозе Ивановиче, наградившем одну девочку и наказавшем другую.
  8. «Нехочуха». История о мальчике-лодыре, который попал в страну «Нехочухию», где ничего не надо делать но, увидев во что он может превратиться, решил быть аккуратным и трудолюбивым и перестал обижать свою бабушку.
  9. «Просто так!» Добрый мультфильм о том, как мальчик подарил грустному ослику букет цветов просто так. Ослик так обрадовался и в свою очередь подарил этот же букет собачке. Точно так букет попал к медвежонку, а потом и к белочке. И все, к кому попадал этот букет, становились радостными, ведь так приятно получать подарки просто так. Мораль: доброта делает счастливыми всех окружающих.
  10. «Дудочка и кувшинчик» Советский мультфильм, снят по сказке Валентина Катаева в 1950 г. Девочка Женя и её друзья пошли в лес собирать ягоды для варенья. Как потом оказалось, это был нелёгкий труд, который очень не понравился Жене. В лесу ей повстречался старик-боровик, местный покровитель грибов и ягод. Он подарил девочке волшебную дудочку, которая, играя, раскрывала траву так, что ягоды становились хорошо видны. Правда, в обмен на дудочку он попросил кувшинчик. Для сбора ягод ей обязательно нужно было и то и другое. В итоге Женя пришла к правильному решению и стала собирать землянику своими руками.
  11. «Олень и волк». Волка придавило упавшее дерево. Благородный Олень помог ему выбраться, услышав просьбу о помощи. Но волк, вопреки обещанию не трогать Оленя, не сдержал данного слова и вместо благодарности напал на него. Мудрый Медведь рассудил спорщиков, потребовав, чтобы ему показали как всё было, и проучил неблагодарного Волка. Мораль сказки: злые и неблагодарные обязательно будут наказаны.
  12. «Песенка мамонтенка». Песенка, которую Мамонтёнок поёт на пути через океан, в настоящее время является неофициальным гимном учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ней каждый ребёнок выражает надежду, что обязательно будет кому-то нужен и в новой семье обретёт долгожданное счастье. Мультфильм учит понимать и сопереживать детям, оставшимся без родителей.
  13. «Лето кота Леопальда». Советский мультипликационный сериал про доброго кота Леопольда, которого в многочисленных ситуациях донимают двое хулиганов-мышей. Тема доброго отношения друг к другу.
  14. «Большой Ух». Странное существо по имени Большой Ух — инопланетянин приземляется в самом обычном лесу. Он любит слушать, что происходит в космосе, особенно музыку звёзд. А здесь он найдет новых друзей, увидит, как в лунном свете распускается водяная лилия (Кувшинка белая), и научится быть полезным для других.
  15. «Ох и Ах». У Аха все получается, любая работа ему по плечу, он весельчак и хохотун. Оху все время не везет. Может быть потому, что Ох ворчун и всего боится? Мультфильм учит детей видеть в каждой ситуации положительные моменты, воспитывает в ребенке позитивное отношение к окружающему миру.
  16. «Змей на чердаке». Советский мультипликационный фильм издания 1983 г. Позитивный мультфильм показывает, кого совсем не стоит бояться. Ведь все эти страшилки на самом деле очень боятся храбрых людей.
  17. «Грибок -теремок». Позитивный мультфильм о том, как доброе сердце укрыло от грозы маленьких героев, а дружба спасла их от врагов.

После просмотра мультфильма, проводится беседа с детьми. Дети встают со стульчиков и рассаживаются в круг на ковре. Анализ просмотренного мультфильма организуется так, чтобы он представлял собой интересный и полезный диалог взрослого и ребенка, путем постановки вопросов. Вопросы формулируются так, чтобы помочь детям вычленить главное: действия основных героев, их взаимоотношения, переживания и поступки. Дети учатся думать, размышлять, приходить к правильным выводам, понимать смысл сюжета, ставить себя на место героя в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.

Как писал советский психолог Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов, раскрепощение, стимулирующее развитие духовного потенциала и речевой активности, развитие реальных мотивов (общение проходят не по принуждению, а радостно, так как просмотр мультфильмов пользуются у детей неизменной любовью), преобладание внутренних, личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; включение во внутренние мотивы, мотивации быть полезным и добрым как герои мультфильмов.

ИКТ при разумном применении является эффективным средством в воспитании духовно нравственных качеств личности дошкольника.

Беседа с детьми по просмотренным мультфильмам оказывает положительное влияние на социально – коммуникативную деятельность, так как именно слово, живая речь позволяют детям вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Диалогическое общение способно структурировать эмоциональный мир, содействовать его развитию, навыкам самопонимания, самовыражения, так как возникающее в эмоциональном контакте чувство близости и доверия позволяет ребенку полнее открываться и глубже осмысливать себя, ведь только в диалогическом контакте с другим человеком формируется важнейший механизм человеческого развития – рефлексия. Без доверительного эмоционального контакта невозможна истинная передача нравственных ценностей. Прежде всего, речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, что позволяет дошкольникам усваивать систему норм поведения и нравственного отношения к окружающим людям.

Кравченко Елена Саввельевна

Воспитатель, МБОУ «ССОШ» (дошкольное отделение)

Чижова Ольга Васильевна

Педагог-психолог, МБОУ «ССОШ» (дошкольное отделение)

Иркутская обл., Ангарский район

село Савватеевка

Просмотров: 305
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Миронова Елена Николаевна, Смирнова Ирина Дмитриевна. Доклад из опыта работы «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством отечественных мультфильмов»
  • Степанова Ольга Геннадьевна? Голубкова Любовь Витальевна. Творческий проект для детей 5-6лет «Мультфильм своими руками»
  • Большевых Елена Витальевна. Проект «Развитие у дошкольников познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов»
  • Круглова Наталья Александровна. Проект «Развитие воображения у старших дошкольников через создание мультфильмов»
  • Головкина Татьяна Александровна. Краткосрочная образовательная практика «Мультфильм своими руками»
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Бокова Наталья Александровна Ладохина Татьяна Валерьевна. Презентация «Мультфильм — это увлекательно и забавно» (проектная деятельность детей подготовительной группы)
  • Абакарова Нюрсият Дагировна Чурилова Елена Владимировна. Мультфильм как один из эффективных способов в коррекционной работе с детьми.
  • Мочуга Ульяна Юрьевна. Значение сюжетно – ролевых игр и мультфильмов в жизни современных детей дошкольного возраста
  • И.В. Копьева А.Абрамович Б.Д. Григорян. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТФИЛЬМОВ
  • Пескова Людмила Александровна. Мультфильм 'Азбука безопасности'
  • Шульц Ирина Владимировна. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста».
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Чемирисова Светлана Петровна.. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИВИТИЮ ДЕТЯМ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
  • Светлана Овсянникова. Организованный вид деятельности по развитию речи, составление рассказа из личного опыта, тема: 'Мой любимый мультфильм'
  • Газизова Луиза Хамитовна, Шеина Александра Павловна. Игровая викторина с участием родителей «В стране мультфильмов»
  • Багрова Татьяна Анатольевна. Родительское собрание «Чтобы избежать пожаров, нужно много детям знать»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Мельникова Есения Владимировна. Технология создания мультфильмов в ДОУ
  • Губайдуллина Вера Николаевна. Воспитательный аспект современных мультфильмов.
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Мигалева Марина Владимировна. «Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
  • Цветова Ольга Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь