Винокурова Татьяна Николаевна, воспитатель «Детский сад № 118 ОАО «РЖД», г. Самара
Аннотация: Работа будет интересна воспитателям, работающим с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В ней раскрываются виды работ по развитию речи на основе знакомства со сказками. Дети, ранее плохо владеющие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные, употребляют предложения с однородными членами.
Ключевые слова: сказка, средство, развития речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма.
Скачать конспект
Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». [2; 12]
В методике развития речи средних дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: З.А. Гриценко, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, Л.А Венгер, Д.И. Сергеевой, Шороховой О.А. и других педагогов. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования народной сказки для развития речи детей.
Поиск путей формирования речи дошкольников на основе знакомства с народными сказками стал целью моей работы с детьми 4 – 5 лет.
Диагностика развития речи детей проводилась по методике Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на основе наблюдения, анкетирования и анализа продуктов детских видов деятельности. [6; 256]. Результаты диагностики показали, что дети плохо владеют речью, мало говорят, речь невыразительна — 75%, малоэмоциональна, прерывиста. Воспитанники плохо пересказывают сказки — 74%, пересказывают с помощью воспитателя — 26% и не умеют брать на себя роли при разыгрывание сценок из сказок — 68%, разыгрывают сказки по ролям -32%.
Наметив последовательность своей работы, определяемую усложнением содержания и соответствием возрасту детей, поставили цели и задачи.
Цель: теоретическое обоснование и апробация методов и приемов работы со сказкой, направленных на развитие речи дошкольников.
Задачи: развивать грамматический строй, связной, выразительной речи, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь;
- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки
- развивать склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок
- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов
- воспитывать позитивные межличностные отношения
- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных (для детей среднего возраста).
Далее определили систему своей работы «Сказка в речевом развитии дошкольников среднего возраста", таким образом:
Познавательно — речевое развитие, осуществляем через следующие основные виды деятельности детей:
- Слушание и запоминание сказок.
- Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
- Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
- Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
- Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
- Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
- Пластические импровизации на тему сказок.
Иллюстрации познавательно — речевого развития являются фотографии рис. 1
Рис. 1 Развитие речи через познавательно – речевое развитие
Более эффективному восприятию сказки способствует специально созданное социокультурное пространство детского сада. Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями проходит через создание единого социокультурного пространства
Немало важную роль в развитии речи детей играют малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов. [6] Параллельно с данной работой проводится артикуляционная и пальчиковая гимнастики с использованием материала по устному народному творчеству.
Следующим важным этапом в развитии речи является художественное творчество — рисование сказок, аппликация, лепка. Дети передают несложный сюжет сказки «Веселый колобок» «Репка»; объединяют в рисунке несколько предметов «Избушка лубяная и ледяная», «Колобок и заяц (другие герои по желанию детей)», подбирают цвета, лепят пластилиновые сказки «Кто в теремочке живет?» Используют в работе различные материалы: карандаши, краски, цветные мелки, соленое тесто, глину, цветную бумагу и др. Из детских работ можно оформить, например альбом на тему: «Любимые сказки детей», книжки малышки, альбом с загадками «Дорисуй героя сказки», «Укрась костюм сказочного героя». Иллюстрации развития речи через художественное творчество являются фотографии на рис. 2
Рис. 2 Развитие речи через художественное творчество
Важно в группе создать все условия по развитию игровой деятельности детей: разные дидактические игры, кубики по сказкам, конструкторы для игры в сказку, атрибуты для сюжетно — ролевых игр, уголки театра и речевой деятельности, шапочки, маски, куклы – бибабо, и так далее. [1] Побуждая детей к совместным играм, необходимо учитывать дружеские привязанности их между собой, поддерживать индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс развития речи при ознакомлении со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Снижению уровня тревожности и агрессивности у детей, умению преодолевать трудности и страхи способствуют разминки: «Разозлились — одумались», «Поссорились – помирились», для выражения эмоций — «Собираем добрые слова» (Дети, кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей).
Непосредственно образовательную деятельность детей, с использованием интегративного подхода в развитии речи можно сочетать с кружковой работой «В гостях у сказки», в которой используются игры – драматизации. Важно отметить, что одна игра — драматизация проводится по блокам в течение месяца.
- блок Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций).
- блок Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок).
- блок Отражение в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов для игр.
- блок Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.
Развитие речи детей с использованием сказки, наиболее результативно, если находит продолжение в семье. Для этого проводятся беседы, круглый стол, консультации для родителей и детей, презентации, проекты для совместной деятельности, выпуск фотогазеты игр – драматизаций, изготовление атрибутов к играм — драматизациям, выставки поделок родителей с детьми, вечера развлечений и досуги.
Результат исследования развития речи средствами сказки с дошкольниками среднего возраста представлен в диаграмме рис. 3.
Рис. 3 Результат диагностики развития речи детей 4 – 5 лет в ДОУ № 118. в динамике на начало и конец учебного года
Исходя из данных диаграммы мы видим, что дети ранее плохо владеющие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками. На вопросы воспитателя стараются отвечать полными предложениями. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки. С желанием участвуют в играх — драматизациях, речь стала более выразительна, меньше пауз. Эмоциональное развитие постепенно становиться более осмысленным, подчиняется мышлению. Дети начинают различать эмоции других людей, увеличилось число проявлений сострадания, соучастия, взаимопомощи. У всех детей наблюдается развитие навыков произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия. Если посмотреть в динамике развития речи детей среднего возраста то мы увидим, что % развития речи с прошлой диагностики увеличился к концу учебного года на 24%.
По отзывам родителей, все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи, потешки, пальчиковые игры, любят рассматривать книжки с картинками, рассказывают, играют в сказку, наряжаются в героев, просят родителей принять участие в этом процессе, делают поделки по собственной инициативе.
Сказка, с ее богатым, выразительным языком, является доступной восприятию детей 4–5 лет, выступает могущественным средством развития речи детей. Целенаправленная работа в социокультурном пространстве ДОУ средствами народной сказки приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка. [4; 45]
Литература
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М: Просвещение, 1977г.
- Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1994.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2008. – 121 с.
- Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). – Ярославль, 2008.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Е. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2010. — 304с.
- Сергеева Д. “А как речь – то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994г. №9
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
- Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.
|