Домрачева Людмила Викторовна. Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.

Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.

Воспитатель. Л.В. Домрачева высшая квалификационная категория МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок»

«Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал»

Народная мудрость.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие дошкольника, наиболее мощным является культура. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков. В рамках ФГОС большое внимание уделяется нравственному, духовному воспитанию, приобщению к истокам русской народной культуры.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений. Игрушки – носитель народных ценностей, информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. В настоящее время дети разучились играть в куклы, в разные игры с мягкими игрушками. Чтобы привить детям умения игры с игрушками, вернуть любовь игры с куклами, я решила разработать программу кружка «Кукольный сундучок». Изготавливая собственноручно игрушку, ребенок познакомится с историей ее создания, научится фантазировать. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Таким образом, работа над созданием игрушки, является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус.

 

В рамках кружковой работы учимся изготовлять мягкую игрушку своими руками, знакомимся с историей развития, технологией изготовления, эти знания помогут детям пополнить свой кругозор, приобщиться к истокам народной культуры, научиться играть с куклой, развить навыки домашнего быта, бережно относиться к изделиям, которые впитывают в себя тепло ваших рук и души.

Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Я использую различные формы работы с детьми: совместная деятельность, включая различные виды деятельности: продуктивную, двигательную, коммуникативную, музыкальную, использование художественного слова. Также включаю элементы: музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, формами организации занятий являются обучающие игровые занятия в обстановке непринужденного общения со сверстниками и взрослыми.

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи: обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Кружковая работа по приобщению детей к истокам народной культуры с помощью народной куклы позволяет мне достичь положительных результатов в воспитании и развитии детей, помогает обогатить внутренний мир ребенка, формировать систему знаний об обычаях и традициях русского народа, повышать интерес к русской национальной культуре.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное введение в тему. Степень новизны заключается в реализации программы через интеграцию образовательных областей: социализация, труд, художественное творчество, музыка, познание, коммуникация. Мною разработана рабочая программа и перспективный план кружка «Кукольный сундучок».

За небольшой период работы кружка дети научились изготавливать несложные куклы — пеленашки, куклы — кувадки и т.д. Дети стали чаще включать элементы народного быта и кукол в самостоятельную игровую деятельность. Силами детей и родителей была организована выставка детских и совместных работ детей с родителями.

Я планирую продолжить работу по выбранному направлению: разработать план работы по изготовлению народной куклы с использованием природных материалов.

Список использованной литературы

  • Е. Берстенева, Н. Догаева «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками» — Москва издательство «Белый город», 2010
  • Г. Дайн «Детский календарь» — Сергиев Посад издательство «Весь Сергиев Посад», 2010
  • О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — Санкт-Петербург издательство «Детство-Пресс», 2006.
Просмотров: 676
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Каширина Евгения Сергеевна. Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
  • Грязнова Наталья Викторовна. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Салова Мария Кузьминична Кирьякова Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и здорового образа жизни на примере русской игры «лапта».
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Дюба Марина Владимировна. Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Домнина Людмила Александровна. «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
  • Беляева Валентина Николаевна. Сообщение по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Жучкова Ирина Петровна. Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Ознакомление с русским народным костюмом» (старшая группа)
  • Телешева Галина Николаевна. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
  • Домрачева Людмила Викторовна. «Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество»
  • Сидорук Лидия Оскаровна. Педагогическая статья 'Приобщение к истокам русской народной культуры'
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Гаврилова Ирина Геннадьевна. Инсценированное занятие для детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуре «В гостях у Кузи»
  • М.Т. Саликова. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
  • Бедарева Наталья Викторовна. Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры, «Весенняя птичка»
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Домрачева Людмила Викторовна. Куклотерапия — в помощь сказкотерапии. Из опыта работы кружка «Кукольный сундучок»
  • Безматерных Елена Анатольевна. Тема: «Мастер – класс по изготовлению Русско-народной тряпичной куклы Отдарок»
  • Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна. Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры».
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Русанова Людмила. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
  • Зенкевич Елена Владимировна, Квасюк Ирина Мирославовна. Проект по познавательному развитию – приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Весенняя ярмарка»
  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь