Домнина Людмила Александровна. «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

«Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла — детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям.

 

Скачать конспект

В далекие времена, когда жили наши предки, куклы нужны были не только детям, а особенно девочкам, но и взрослым. Славянскими куклами-оберегами украшали интерьер дома, с ними играли дети. Они всегда были очень сильными помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Типы традиционных кукол

Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы-обереги.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете.

Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу — оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы

Предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью, перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

Обрядовые куклы.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы.

Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Современная кукла

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки,

с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх — эмоциональный контакт. Дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.

Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Игровая народная кукла зайчик на пальчик

Детские народные игрушки простые и в тоже время в них огромные возможности для воспитания и развития малышей. Современные дети с интересом и радостью принимают такие незатейливые игрушки, а если такую игрушку смастерила мама, то радости нет предела. Предлагаю смастерить вместе с вашим малышом традиционную народную игрушку «Зайчик на пальчик».

Материалы для поделки: заранее заготовленные лоскуты ткани 10х20 см, набивочный материал (вата), красные нитки, ножницы.

От основного отреза ткани отрываем полоску ткани прямоугольной формы. Размер зайчика зависит от размера заготовки.

Складываем ткань пополам, формируем будущие «ушки» как показано на фото. Перевязываем их у основания ниткой.

Из ваты скатываем шарик — голова нашего зайчика. Помещаем шарик у основания под ушками и перевязываем ниткой.

Переворачиваем зайчика «спинкой» вверх. Ткань укладываем внахлест. С конца по направлению к голове делаем небольшую скатку — «лапки зайчика».

Складываем фигурку пополам, как показано на фото и перевязываем ниткой через шею, по диагонали.

Наш зайчик готов! Образовавшаяся петелька между брюшком и спинкой позволит легко надеть его на пальчик и играть!

А если зайчика сделать немного побольше, в кармашек можно положить конфетку или яйцо – крашенку, и зайчик из простого превратится в пасхального. Можно сделать зайчиков разного размера, и получится целая заячья семья. Если немного пофантазировать, то вы вместе с малышом придумаете много увлекательных занятий с зайчиком.

Просмотров: 421
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Редактор. Как играть в куклы
  • Редактор. Как украсить волосы куклы
  • Драгилева Владлена Ивановна. Куклы ручной работы как средство развития речи дошкольников.
  • Домрачева Людмила Викторовна. Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.
  • Власова Галина Ивановна. 'Картотека: куклы-обереги своими руками'
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Таскина М. Игра: Украсим платье для куклы.
  • Главный Редактор. Поделки из соломы - Куклы
  • Матвеева Марина Александровна. Презентация проекта 'Такие разные куклы'
  • Наталья Абраменко. Роль куклы в жизни дошкольника
  • Белоусова Наталия Владимировна. Конспект занятия «Переставим мебель для куклы»
  • Крохина Оксана Александровна. Мастер-класс 'Тряпичная Кукла оберег'
  • Романович Марина Анатольевна. Проект Тема: «Секреты бабушкиного сундука» (куклы-обереги)
  • Прудникова Светлана Николаевна. Образовательно–познавательная деятельность: «Необычные куклы из соломы».
  • Мещерякова Азалия Рамильевна. НАРОДНАЯ КУКЛА В ИГРАХ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Мастер класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица»
  • Безматерных Елена Анатольевна. Тема: «Мастер – класс по изготовлению Русско-народной тряпичной куклы Отдарок»
  • Азарова Наталья Александровна. Конспект творческой мастерской «В гостях у тряпичной куклы»
  • Землянская Галина Александровна. План – конспект НОД По изобразительной деятельности (лепка) По теме: «Человек» «Друзья для куклы Даши»
  • Семенова Екатерина Леонидовна. Открытое занятие «Фартук для куклы Тани с применением игр по ТРИЗ»
  • Евлахова Елена. Народная тряпичная кукла: лоскутная история
  • Романович Марина Анатольевна. Мастер-класс для родителей и детей «Куклы из бабушкиного сундука»
  • Жаркова Нина Анатольевна. Консультация для родителей и воспитателей 'Куклы для мальчиков'
  • Андреева Лидия Константиновна, Почкай Елена Александровна. Проект «История куклы»
  • Вощенко Светлана Петровна. Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Угощение для куклы Маши»
  • Андреева Оксана Юрьевна. Конспект занятия в средней группе (аппликация) Тема: «Платочек для куклы Кати».
  • Кудинова Татьяна Александровна. Куклы из бросового материала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь