Ребенок воспринимает внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека. От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ваш ребенок — не исключение.
Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Поэтому, вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что выбор игрушки — дело чрезвычайной важности. Она служит для забавы и развлечения ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Ее развивающий потенциал издавна известен в народе и именно поэтому всегда привлекал особое внимание философов, педагогов, этнографов, психологов.
Массовая игрушка, которую родители могут приобрести ребенку, заполонившая прилавки магазинов и зачастую изготовленная по западным образцам, но из дешевых и не очень качественных материалов, фактически такая же одноразовая, как посуда и прочие товары потребления, которые предлагает использовать высокотехнологическое общество потребления. Как правило, серийная игрушка, доминирующая на рынке благодаря доступной цене, не оставляет места для «домысливания сюжета», самостоятельного духовного и художественного поиска, творчества ребенка. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка, правда, на английском языке с китайским акцентом или же на русском: «Привет, как дела?»
Игрушка, преобладающая теперь в детских играх, формирует у ребенка потребительский подход, невостребованность любознательности, фантазии, поиска, собственной активности. Как специфический способ информации она пропагандирует и искривленные ценности. Она несет в себе угрозу нормальному физическому, психологическому и духовному развитию. Провокации информационной среды — техногенные и сексуальные образы, игрушки с мертвыми, отвратительными лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и скелеты — приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному.
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому очень бы хотелось, чтобы в наше время дети знали и видели не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных не тиражированных изделиях.
Выбранная мною тема показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.
Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы не поселился человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами праздничных обрядов, а некоторые из них бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения.
Вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом.
Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы — помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Раньше в семье был обычай — когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег.
Такая кукла практически полностью забыта современными людьми. Потерян большой пласт нашей истории и культуры. В то время, как кукла сопровождала человека с рождения до смерти.
Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её
характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби – повар». У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и
фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
Я считаю, что идеальных кукол в магазинах не продают, но их можно изготовить своими руками. Традиционная тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других подручных материалов — это очень добрая и полезная игрушка. Кукла — это отображение человека, с ее помощью мы ищем собственное я. Сделанная своими руками кукла, предназначена для того, чтобы в нее играли, ее любили, обнимали ее. Использование натуральных материалов очень существенно для здорового развития ребенка. Тяжеленькая, мягкая кукла, которую «мама» прижимает к себе, способствует формированию привязанности, она получает от куклы что-то взамен.
Ознакомившись с этой проблемой, я поняла, что дети не играют с подобными игрушками, не потому что не хотят, а потому, что попросту не знают об ее существовании. Исходя из этого, мною была проведена организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы, целью которой было знакомство с традиционной народной куклой, способами и приемами ее изготовления, а также знакомство с обычаями и обрядами русского народа. В итоге, я была приятно удивлена появлению у детей познавательного интереса к этой теме и возникновению необычайного стремления самостоятельно изготовить традиционную русскую игрушку, причем не только у девочек, но и у мальчиков.
Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя
в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
Работая над этой темой, можно сделать вывод: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство». Я думаю, поэтому и детей в семьях было больше, чем сейчас, меньше было жестокости и насилия.. А сейчас, в век компьютеров и сверхскоростей, при огромном засилии российского рынка заграничной продукцией, эффектные на первый взгляд, а по сути — безликие, удручающе однообразные Барби и Винкс не способны воспитывать у детей теплые, человеческие чувства, чувства материнства. Такие куклы способны лишь воспитывать праздное отношение к жизни, потому, что это не «дочки», а скорее подружки в шикарных нарядах, в которых можно только веселиться, гулять и ждать принца. Но жизнь – это не сплошной праздник, нам нужно чаще обращаться к традициям своего народа, помнить и знать свое прошлое.
|