Шахрайчук Елена Вячеславовна. Конспект по ручному труду в старшей группе Декоративно — прикладное искусство «Акань – хантыйская кукла»

Конспект по ручному труду в старшей группе Декоративно — прикладное искусство «Акань – хантыйская кукла»

Цель:

Знакомить детей с предметами быта и декоративно – прикладным искусством народов – Ханты.

Задачи:

Обучающая: Учить детей изготавливать хантыйскую куклу – Акань, показать последовательность её изготовления: голова складывается из разных прямоугольных лоскутов, платье из прямоугольника, и на него нашиваются прямые полоски.

Воспитательная: Воспитывать у детей интерес к хантыйской кукле – Акань, и к национальным традициям народов ханты.

 

Скачать презентацию

Развивающая: Развивать мелкую моторику рук, через работу с тканью (свертывание ткани в трубочку, накладывание ткани друг на друга).

Материал: демонстрационный материал (картины и предметы быта народов Ханты), слайды (жизнь и быт народов Ханты), ткань однотонная прямоугольной формы 13x10см, однотонная ткань трех видов 4x16см, белая ткань 20x15см, полоски, магнитофон, записи Хантыйской спокойной музыки.

Ход

Дети заходят в зал вместе с педагогом (в костюмах с элементами украшений народов – ханты).

Ребята, встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и поприветствуем друг друга по хантыйским обычаям и (гостей).

Дети присаживаются на стулья.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорим о жизни и быте народов Ханты.

Ханты очень трудолюбивый народ,

Есть много пословиц о труде.

А вы знаете пословицы о труде?

Пословицы:

  1. Труд человека кормит, а лень корчит.
  2. Умелые руки не знают скуки.
  3. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  4. Много спать – дела не знать.
  5. Глаза страшат, а руки делают.
  6. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
  7. Лень мужика не кормит.
  8. Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
  9. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Давайте вместе посмотрим выставку по декоративно – прикладному искусству народов- ханты и предметы быта изготовленные из различных материалов (береста, ткань, сукно, бисер).

Дети рассматривают, берут в руки предметы быта.

Ткань.

Посмотрите этот платок из ткани квадрата обшитый краями однотонной ткани. Такие платки шьют сами женщины народов – ханты.

Сукно.

А это нарядный халат, сшитый из сукна руками женщин народов – ханты.

Халат украшен по краям полоской из другого цвета сукна. Немного отступив от края, расшитая бисером кайма, а так же манжет тоже украшен бисером. Пояс сделан из однотонной ткани другого цвета, чем халат.

Посмотрите, какие халаты красивые.

Вам нравятся? (ответы детей).

Кукла «Акань» — игрушка.

Посмотрите вот на эту куклу, она изготовлена из кусочков тканей, ее тоже делают сами женщины и дети народов ханты. И дети с удовольствием играют этими куклами, т.к. они очень уважают традиции своего народа. Для них такая кукла лучше и красивей, чем из магазина кукла.

А вы бы хотели поиграть такой куклой? А почему? А чем она вам понравилась? (ответы детей).

Раз вам кукла понравилась, я хотела вы вам рассказать ее историю, что эта кукла непростая, а священная – оберегает от плохих глаз людей.

Рассказ воспитателя.

“Акань” — хантыйская кукла.

В такие самодеятельные куклы, сшитые из ткани сукна или меха, играли хантыйские дети.

Куклы эти рядом с хантыйскими мальчиками и девочками, словно настоящие члены семьи.

Кукол дарили своим родственникам и сами получали в подарок.

Вместе с маленькими хозяйками Акань отправлялась в оленеводческие стада, на рыбалку, на праздники.

На лице Акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как эта кукла считалась священной. По поверью в такую куклу мог вселяться злой дух из Нижнего мира, а это в свою очередь могло повлечь несчастье.

Пример: как в сказках в хорошего человека вселялся злой волшебник и он становился злой. А когда злого волшебника изгоняли, то человек снова становился хорошим, добрым.

Поэтому кукле и не делали ни рот, глаза, нос, чтобы в нее никто не мог вселиться.

Физминутка «Юрта»

Юрта, юрта, круглый дом, (шагаем на месте)

Побывайте в доме том! (развили руки в стороны)

Гости явятся едва (повороты туловища влево вправо)

В печку прыгают дрова. (прыжки на месте)

Печка жарко топится, (хлопаем в ладоши)

Угостит торопится (присели)

Ладушки, ладушки (хлопаем в ладоши)

Круглые оладушки. (шагаем на месте).

Посмотрите, в этой юрте живет кукла – Акань. Как вы думаете, не скучно ли ей одной? Как по – вашему, можно ее развеселить? (ответы детей: да, надо сшить кукол).

Воспитатель предлагает детям пройти к столам.

Сядьте поудобней и посмотрите слайды о жизни народов Ханты.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа за столами сопровождается Хантыйской спокойной музыкой.

Теперь мы с вами приступим к изготовлению куклы Акань.

  1. Сверните трубочкой 4 квадрата из ткани.
  2. Накладывайте цветные трубочки друг на друга.
  3. Согните пополам 4 трубочки вместе.
  4. Сложите квадрат однотонной ткани по диагонали и оденем платок.
  5. Закрепите голову (поверху закрепляем круговыми движениями ниткой).
  6. Покажите друг другу, какие у вас получились куклы.

Какие вы все молодцы.

Подведение итогов обсуждение детских работ.

Каждый из вас мастер и мастерица хорошо потрудились.

Куклы получились красивые и нарядные.

Можете своих кукол поселить в юрту к большой Акань.

Просмотров: 547
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Стародворская Ирина Юрьевна. Расширяем знания дошкольников о творчестве народов ханты
  • Голова Елена Александровна. Ханты и Манси — жители Севера
  • Абдуразакова Дженнет Муратбековна. Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные узоры ханты»» для детей старшей группы
  • Козлова Марина Анатольевна. Сценарий развлечения «Дети народов мира» Старший дошкольный возраст
  • Рогулина Нина Анатольевна. Презентация 'КУКЛЫ НАРОДОВ СЕВЕРА'
  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Гусева Валентина. ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО
  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Редактор. Бисер в истории народов
  • Меденко Динара Рашидовна. План-конспект развлечения в старшей группе «Игры народов Мира»
  • Лазарева Ольга Николаевна. «Этнокалендарь, как одна из эффективных форм ознакомления дошкольников с традициями и культурой народов Поволжья»
  • наталья мелехова. Ярмарка подвижных игр народов Поволжья для детей старшего дошкольного возраста.
  • Самко Татьяна Евгеньевна. Проект — презентация 'Подвижные игры разных народов'
  • Асадуллина Айсылу Искандеровна. Проект 'Народная культура и традиции татарского и русского народов'
  • Мамонтова Ольга. Народное и культурное наследие народов мира «Откуда мы родом?»
  • Воробьева Вера Николаевна, Савинич Людмила Александровна. Творческий отчет по ознакомлению детей с традициями народов Севера
  • Завгороднева Ольга Александровна. «Умелые руки не знают скуки»
  • Денисенко Алёна Витальевна. Проект: «Полиэтническое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России»
  • Наталья Мыжевских. Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка»
  • Матвиенко Тамара Анатольевна. Статья на тему: Педагогические условия формирования приобщения детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов севера
  • Никитина И.В.. Игры народов Поволжья. Игра «Звери»
  • Кадиева Фарида Устархановна. ПРАЗДНИК СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ
  • Вафина Юлия Юсуповна. Игры народов Поволжья
  • Лещенко Наталья Петровна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта».
  • Скобёлкина Елена Викторовна. Сценарий спортивно-музыкального праздника для средней, старшей и подготовительной групп ФЕСТИВАЛЬ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
  • Фролова Е. В. Згурськая Е. А. Чаусова О. А. Проект «Кузбасс – содружество народов»
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Занятия с детьми старшей группы - День Дружбы народов Поволжья



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь