Лещенко Наталья Петровна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта».

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона посредством технологии «Интеллект – карта».

Лещенко Н.П, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида №105. г.Ангарск Иркутская область

Аннотация:

В статье раскрываются актуальные вопросы приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию народов Сибирского региона. Автором выявлена и обоснована необходимость использования технологии «Интеллект – карта» при ознакомлении воспитанников с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья. По мнению автора, «Интеллектуальные карты» способствуют облегчению усвоения детьми знаний, их систематизации, развитию познавательных и речевых способностей.

Ключевые слова:

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части.

Прибайкалье — горная область на юге Восточной Сибири, прилегающая с запада и востока к озеру Байкал в Иркутской области и Республике Бурятия.

Региональный компонент — это часть включающая материалы о регионе.

Буряты — монголоязычный народ, коренное население Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края России.

Тофалары — тюркоязычный коренной малочисленный народ России, проживающий в Восточной Сибири.

Эвенки — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь).

Современные концепции развития личности ребёнка предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития детей. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

 

Россия многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и уважительному отношению к представителям других культур.

Актуальность приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию народов России приобретают важную роль потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё не велик. По мере роста и развития, приобретения социального опыта в сознании ребёнка формируются определённые оценочные суждения, касающиеся явлений и фактов окружающей жизни.

Духовная составляющая личности формируется в детстве. Дошкольный период уникален, от детского восприятия окружающего мира во многом зависят последующие жизненные установки человека.

По мнению А.П. Оконешниковой: «Ребенок дошкольного возраста начинает осознавать свою этническую принадлежность задолго до обучения в школе».

Академик Д. С. Лихачёв отмечал, что: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

На современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС, внедрение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ является одним из приоритетных направлений дошкольного образования.

Благодаря реализации регионального компонента, формирование у старших дошкольников любви к малой Родине, гордости за свой народ, желания быть полезным своей Родине, сохранять и умножать её богатства, сохранять культурную самобытность, приобретёт иное качество. Дети получат возможность включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе.

Расширение круга познания детей в вопросе приобщения к истокам культуры Сибирского региона способствует формированию основ нравственности, возможности сохранения культурной самобытности народов, проживающих на территории Прибайкалья.

Ведь самобытная культура этих народов очень богата. Вокруг Байкала издавна жили и живут разные народы: буряты, эвенки, русские, тофалары…

Предки бурят и эвенков жили в районе Байкала с глубокой древности, а тофы (тоха – человек) – коренные жители юго-запада Иркутской области, точнее Нижнеудинского района.

В традициях, обычаях, мировосприятии каждого народа проявляется самобытность народной культуры, являющейся частью культуры мировой. Знание народной культуры помогает людям лучше узнать, а главное, понять друг друга.

Для коренных народов Сибири земля вокруг Байкала родная. Другие же народы она гостеприимно приняла, давая энергию жизни, энергию нашего священного озера.

Культурное наследие народов Прибайкалья необходимо сохранить и передать детям.

В процессе реализации регионального компонента по теме: «Народы Прибайкалья», опирались на педагогические технологии образовательной деятельности с детьми «Байкал – жемчужина Сибири» под редакцией О. В. Удовой, О.Ю. Зайцевой. Технологии ориентированы на социокультурное развитие ребёнка, позволяют создать условия для продуктивного, творческого взаимодействия всех участников образовательных отношений – педагогов, социальных партнёров, детей и их родителей.

Оптимальной формой организации исследовательской работы с воспитанниками по изучению темы «Народы Прибайкалья» являлась технология «Интеллект – карта», разработанная американским учёным Тони Бьюзеном.

«Интеллект-карта» — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

«Интеллект – карта» – это визуальный метод, основывающийся на наглядно-образном мышлении детей, которое является ведущим в дошкольном возрасте. Карты «ума» объединяют в сознании детей факторы: зрительные образы, план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте.

Использование интеллектуальной карты в работе с детьми по формированию представлений о народах Прибайкалья способствовало решению следующих задач:

  • Формирование представлений детей о коренных народах Прибайкалья: русские, буряты, тофалары, эвенки;
  • Знакомство с особенностями национальной культуры, традициями и обычаями народов;
  • Воспитание уважительного отношения к представителям других национальностей, проживающих на территории Прибайкалья.

Работа осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе выявляли уровень представлений детей о народах, населяющих наш край. Методы и приёмы: беседа, вопросы поискового характера, вопросы – гипотезы.

Создание условий в группе для стимулирования познавательной активности обучающихся по теме «Народы Прибайкалья» — обогащение развивающей предметно – пространственной среды. В развитии предметно – пространственной среды группы активное участие приняли семьи воспитанников. Совместными усилиями создан центр «Моё Прибайкалье».

Следующим этапом стало реализация задач по теме с использованием карт «ума».

Работа строилась по следующему алгоритму:

  • Постановка цели – рождение идеи. Цель исследования — какие народы живут в Прибайкалье?
  • «Мозговой штурм», цель которого – записать все появившиеся идеи, связанные с изучаемым объектом; Обучающиеся выбирают картинки, рисунки, фотографии с изображением представителей разных национальностей. Педагог не вмешивается в ход рассуждений, не даёт определённых подсказок, но может внести своё (подходящее) изображение, для коррекции исследуемого объекта на следующих этапах работы с картой.
  • Создание «Интеллект – карты», работа с второстепенными ветвями. Обозначение символами каждой ветви. Обучающимся предлагается самим разработать картинки с символами для каждой ветви, опираясь на мотивацию детей. Например, что мы хотим узнать о бурятском народе? Высказывания детей: в каких домах они живут, какую одежду носят, в какие игры играют и т.д., педагог может дополнить ветвь картинкой «книга», чтобы познакомить с фольклором, традициями бурятского народа.

Следующий этап – ход «детского исследования»: деятельность педагога по ознакомлению воспитанников с коренными народами Прибайкалья в образовательной ситуации.

Реализация данного этапа представлена в авторской «Рабочей программе дополнительного образования для детей 6 – 7 лет «Народы Прибайкалья». Образовательная программа предусматривает ознакомление обучающихся с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья в тематическом блоке «Мы разные, но дружные». Составлено комплексно – тематическое планирование совместной деятельности педагога и обучающихся.

Следующим шагом являлась деятельность детей по выбору верных решений при работе с картой, этап – «оформление «Интеллект – карты». Дети находили «неправильные» картинки, убирали их, оставляя верные. Когда из карты будут убраны все неверные картинки, можно предложить детям составить творческие рассказы с опорой на карту.

Готовая карта находится в зоне доступности детей. На следующем этапе работы с картой педагог побуждает детей продолжить одну из ветвей, создавая новую проблемную ситуацию.

В этом случае возможен уход от основного объекта. И целью становится уже новый объект. Воспитатель мотивирует детей на самостоятельное изучение данной проблемы, поиск решений.

Совместное составление и изучение карт помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Результативность использования технологии «Интеллект – карта» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями коренных народов Прибайкалья:

  • Обучающиеся проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям коренных народов Прибайкалья: о местах проживания, об отличиях внешнего вида; об основных занятиях народов; о традиционной пище, народных играх и праздниках;
  • Испытывают уважение к самобытности региональной культуры Прибайкалья;
  • Эмоционально реагируют на предметы прикладного искусства народов Прибайкалья, устное народное творчество (музыкальный фольклор, сказки, пословицы); могут запомнить некоторые слова на языке коренных жителей Прибайкалья;
  • Способны к созданию элементов русского, бурятского, эвенкийского, тофаларского народно – прикладного искусства, орнамента, в изобразительной деятельности;
  • Уважительно относятся к представителям разных народностей, к традициям и обычаям народов Прибайкалья.

Список литературы:

  1. Багадаева О.Ю., Галеева Е.В., Зайцева О.Ю., Удова О.В., Байкал – жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной деятельности с детьми. – Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2016.
  2. О методе «Интеллект-карт» http: //bershadskiy. ru/index/metod_intellekt_ kart/0-32URL: М.Е. Бершадского.
  3. Авторская Рабочая программа дополнительного образования детей 6 – 7 лет по направлению «Познавательное развитие» «Народы Прибайкалья».
Просмотров: 443
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Тазалова Наталья Александровна. Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Какие народы живут в России»
  • Матвиенко Тамара Анатольевна. Статья на тему: Педагогические условия формирования приобщения детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов севера
  • Денисенко Алёна Витальевна. Проект: «Полиэтническое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России»
  • Костенко Эльвира Леонидовна. Непосредственно-образовательная деятельность «Семья и семейные традиции» для детей старшей группы с использованием интеллект карты.
  • наталья мелехова. Ярмарка подвижных игр народов Поволжья для детей старшего дошкольного возраста.
  • Воробьева Вера Николаевна, Савинич Людмила Александровна. Творческий отчет по ознакомлению детей с традициями народов Севера
  • Лазарева Ольга Николаевна. «Этнокалендарь, как одна из эффективных форм ознакомления дошкольников с традициями и культурой народов Поволжья»
  • Подопригора Людмила Сергеевна. Фрагмент мероприятия совместной образовательной деятельности с использованием интеллект-карты план-конспект «Зима»
  • Гусева Валентина. ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО
  • Попугай Ирина Ивановна. Конспект беседы по экологии с использованием интеллект-карты в подготовительной к школе группе по теме «Что такое природа? Живая и неживая природа»
  • Вавилина Н.А Алтухова В.Н.. Доклад на тему: «Формы работы с воспитанниками по приобщению к культурному наследию в ДОУ методом интеллект-картирования»
  • Мамонтова Ольга. Народное и культурное наследие народов мира «Откуда мы родом?»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Шевчук Надежда Николаевна. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям»
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Кудымова Елена. Технологическая карта краткосрочной образовательной практики (КОП) по выбору для детей дошкольного возраста «Модель часов»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Тюрнина Евгения Николаевна. Опыт работы «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой коми народа»
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Ташкинова Виктория Иннокентьевна. Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Народы Сибири»
  • Федорова Наталья Сергеевна. Флеш-карты как средство ознакомления детей с русской народной культурой.
  • Вдовина Валентина Николаевна. Опыт работы «Приобщение детей к истокам культуры жителей Нижегородской области на основе проектной деятельности»
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Выскребенцева Ольга Николаевна. Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Пайметова Евгения Валерьевна. Методическая разработка конспекта мероприятия для детей средней группы (игровой тематический день) «День здоровья» (Игры народов севера)
  • Козлова Марина Анатольевна. Сценарий развлечения «Дети народов мира» Старший дошкольный возраст
  • Дюсекеева Сания Алтаевна. Приобщение дошкольников к этнической культуре народов Казахстана



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь