Цель: Закрепить знания детей о народах, населяющих Сибирь.
Задачи:
- обобщить знания детей о Байкале.
- закрепить знания о быте, культуре и традициях русских, бурят и эвенков.
- воспитывать уважение к людям других национальностей, бережное заботливое отношение к природе родного края.
Материал к занятию:
- проектор со слайдами по теме: «Байкал»
- мольберт или доска
- макет озера Байкала
- музыкальная запись: русская народная мелодия, эвенкийская народная музыка, мелодия к игре «Животные Прибайкалья»; бурятская народная музыка и музыка танца «Ёхор»
- модели избы, чума, юрты; фигурки коровы, оленя, коня; фигурки мужчин и женщин в национальных костюмах народов Сибири
- берестяной туесок, бурятский сундучок
- карточки для игры «Четвёртый лишний»
- глиняный кувшин, меховая шапка, тканый половик
Предварительная работа:
- Занятия-беседы, рассматривание иллюстраций по теме: «Жизнь на Байкале».
- Использование интернет-ресурсов, просмотр фильмов: «Эвенки – коренные жители Прибайкалья», «Как живут русские в Прибайкалье», «Жизнь бурят».
- Составление описательных рассказов о народных костюмах
- Чтение художественной литературы: «Белая нерпа», «Лисица и россомаха», «Омулёвая бочка», «Ангарские бусы», фольклор эвенков, русских и бурят.
- Выставка рисунков к эвенкийской сказке «Белая нерпа».
- Лепка «Эвенкийский чум».
- Конструирование из бумаги «Русский сервиз».
- Рисование с отражением национальных костюмов эвенков, русских и бурят.
- Коллективные работы «Стойбище эвенков», «Русская деревня», «Бурятский улус»
- Разучивание физминутки «Животные Прибайкалья»
- создание мини-музея Байкал
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети заходят в группу, их встречает Сибирячок.
Сибирячок: Здравствуйте, ребята, я Сибирячок – лесовичок. Живу в лесах Прибайкалья и занимаюсь краеведением – про край ведаю. А вы много знаете о своём крае? Как он называется?
Дети: Сибирь, Прибайкалье, Иркутская область.
Сибирячок: Правильно. А возле какого славного озера мы живём?
Дети: Возле озера Байкал.
Сибирячок: Всё верно, ребята. А хотите посмотреть видеофильм о нашем Сибирском крае?
Дети: Да.
Сибирячок: Только есть одна проблема — мой фильм без звука.
Ребята, вы сможете мне помочь и озвучить фильм.
Дети: Мы постараемся.
1. Вводная часть.
Сибирячок приглашает детей на стульчики и включает проектор.
1 слайд: изображение Байкала.
Сибирячок: Кто может рассказать об этом слайде?
Ребёнок: Это Байкал – самое глубокое и пресное озеро мира.
2 слайд: водный мир Байкала.
Ребёнок: В чистой воде Байкала живут разные рыбы – омуль, хариус, сиг.
3 слайд: нерпа лежит на камне.
Ребёнок: Это байкальская нерпа – эндемик и символ озера Байкал.
4 слайд: картинка таёжного леса.
Ребёнок: В лесах Байкала обитает много зверей: медведь, соболь, белка, бурундук, кабарга.
5 слайд: изображение русских, бурят, эвенков.
Сибирячок: ребята, а почему эта картинка попала в наш фильм?
Ребёнок: Потому что берега Байкала населяют разные народы: русские, буряты, эвенки.
Сибирячок: Ребята, какие вы молодцы! Так много знаете о своём родном крае. Спасибо вам за озвучивание фильма. А теперь я вас приглашаю посмотреть на озеро Байкал.
2. Основная часть.
Дети подходят к столу. Сибирячок накрывает стол тканью с изображением Байкала.
Сибирячок: Ребята, отгадайте загадку:
Есть у меня окна, двери и труба.
Ну, а сделана я вся без гвоздя.
Потому что, я русская… (изба)
Сибирячок берёт в руки модель русской избы: Правильно. Вот она изба, сделанная из брёвен. Ребята, изба- это жилище какого народа?
Дети: Русского.
Сибирячок: Всё верно русские издавна жили в избах. Раньше русского народа не было возле Байкала, они пришли 400 лет назад с запада (Сибирячок показывает путь на макете) и принесли свою культуру, обычаи и традиции.
Сибирячок просит ребёнка поставить избу с западной стороны Байкала. А в это время дети садятся на стулья.
Звучит русская народная музыка и входит девочка в русском национальном костюме с туесок в руках.
Девочка: Здравствуйте, меня зовут Елена, я пришла к вам с берегов Байкала.
Сибирячок: Елена, какой у тебя красивый наряд!
Елена: Да красивый – это мой национальный костюм
Сибирячок: Елена, а ребята знают, как называется твоя одежд.
Ответы детей: Рубаха, сарафан, кокошник, украшенный бисером и кожаные сапожки.
Елена: А как вы думаете, что у меня в руках? (ответы детей)
У меня в руках берестяной туесок. У нашего народа есть традиционные промыслы. В моём туеске изделия разных промыслов. Давайте поиграем: я буду выставлять предметы на стол, а вы называть промысел.
Елена достаёт кувшин, меховую шапку, половик и показывает сам туесок. Дети отвечают: гончарный промысел, пушной, ткачество и берестяной промысел.
Елена: Всё верно, молодцы, вы справились с игрой.
Сибирячок: Елена, мы приглашаем тебя погостить у нас в саду (предлагает сесть на стульчик).
Сибирячок: А я хочу вам загадать ещё загадку:
Шкуры, жерди, строим дом, помогают все кругом.
Применив смекалку, ум, в тундре возвели мы… (чум).
Сибирячок: Чум – это жилище какого народа? (ответы детей).
Сибирячок: Ребята, посмотрите (показывает на макет озера) с севера тысячу лет назад пришли эвенки.
Сибирячокберёт в руки модель чума и просит ребёнка поставить чум с северной стороны Байкала.
Под эвенкийскую музыку входит девочка в одежде северного народа.
Девочка: Здравстуйте, ребята, меня зовут Гарпанча, что означает солнечный луч. Я пришла к вам в гости с северных берегов Байкала и хочу вам немного рассказать о жизни нашего народа. Мы живём там, где почти круглый год стоит зима. Поэтому наша одежда очень тёплая (показывает на себе одежду): парка, капор и унты. Олень у нас самый верный помощник. В оленьих упряжках мы можем передвигаться по глубокому снегу. Эвенки очень радуются приходу весны, устраивают праздники с танцами. Наши народные танцы отражают движения животных. Ребята, а вы хотели бы научиться такому танцу? Тогда вставайте в круг.
Звучит музыка, под её мелодию проходит физминутка: «Животные Прибайкалья»
Дети идут по кругу, имитируя движения животных.
Здесь по речной долине медведица идёт, За нею медвежата торопятся вперёд. Останавливаются, постукиванием греют ноги и руки. Ну, а мы туки-туки, мы погреем ноги руки,
Вот и ты, вот и я, вот и все мои друзья. Трещит мороз жестокий (руками обнимают себя), Повсюду снег и лёд (повороты из стороны в сторону), По полынье Байкальской нерпёнок здесь плывёт.
Плавательные движения руками. Останавливаются, постукиванием греют ноги и руки. Ну, а мы туки-туки, мы погреем ноги руки, Вот и ты, вот и я, вот и все мои друзья.
Бегут, спешат олени. Им виден путь едва. Бег на месте, с подниманием колен. Над ними тихо кружит ушастая сова. Поворот вокруг себя с поднятыми руками.
Останавливаются, постукиванием греют ноги и руки. Ну, а мы туки-туки, мы погреем ноги руки, Вот и ты, вот и я, вот и все мои друзья. Мы с вами поиграем и песенку споём,
Ну а потом на стулья тихонечко пойдём. Дети садятся на стулья.
Сибирячок: Гарпанча, ты нам показала такой замечательный танец, мы – русские, гостеприимный народ, приглашаем тебя погостить у нас в саду (предлагает сесть на стульчик).
Сибирячок: Ребята, у меня осталась последняя загадка:
Посреди степи, как большая юбка,
Домиком стоит красочная… (юрта)
Сибирячок: Юрта – а это жилище какого народа? (ответы детей).
Сибирячок: Ребята, посмотрите (снова показывает на макет озера) Восточную часть Байкала населяют буряты.
Сибирячокберёт в руки модель юрты и просит ребёнка поставить юрту с восточной стороны Байкала.
Под бурятскую музыку входит девочка в бурятском национальном костюме с сундучком в руках.
Девочка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Янжина. Я живу со своей семьёй на берегу Байкала. Наш народ имеет свои обычаи и традиции. Посмотрите на мой традиционный национальный костюм (кружится). Что на мне надето? Дети: Длинный халат, украшенный узорами, остроконечная шапка – малахай, сапоги из тонкой кожи.
Сибирячок: Ребята, бурятский народ не только украшает орнаментом свою одежду, но и своё жилище, войлочные ковры, изделия из дерева и кожи. Орнамент народных узоров напоминает о природе Прибайкалья.
Янжина, а что у тебя в руках?
Янжина: Я принесла с собой сундучок, украшенный узором «Ласточка». А в сундучке у меня для вас игра: «Четвёртый лишний». Поиграем? Правила знаете?
Дети отвечают: Да.
Янжина размещает карточки – картинки на доске по четыре штуке.
1. Стрельба из лука, борьба, конный спорт, плаванье.
Дети: Лишнее плаванье. Так как любимые виды спорта бурят: стрельба из лука, борьба, конный спорт.
2. 3 скатерти с бурятскими узорами, 1 скатерть вышитая крестиком.
Дети: Лишняя скатерть, вышитая крестиком, она украшена русским узором, а на остальных скатертях бурятский орнамент.
3. Роллы, позы, бузы, мясо.
Дети: Роллы лишни, потому что это не национальная бурятская пища.
Янжина: Ребята, вы отлично знаете культуру бурятского народа, а теперь я приглашаю вас на наш национальный танец – Ёхор.
Янжина объясняет несложные движения танца.
Дети и гости: Сибирячок, Елена, Гарпанча, Янжина танцуют Ёхор. После танца садятся на стульчики.
3. Заключительная часть.
Сибирячок: Друзья, посмотрите (обращает внимание на макет), осталось заселить наши домики.
Сибирячок детям предлагает фигурки мужчин и женщин, коня, коровы, оленя расставить на макете.
1ребёнок берёт фигурки мужчины и женщины в русском национальном костюме и фигурку коровы, ставит возле избы: русские живут в избах, у них любимое животное корова.
2ребёнок берёт фигурки мужчины и женщины в эвенкийском национальном костюме и фигурку оленя, ставит возле чума: эвенки живут в чумах, у них любимое животное олень.
3 ребёнок берёт фигурки мужчины и женщины в бурятском национальном костюме и фигурку коня, ставит возле юрты: буряты живут в юртах, у них любимое животное конь.
Сибирячок: ребята, посмотрите, какой у нас получился интересный макет. Что можно о нём сказать?
Ответы детей: Берега Байкала населяют разные народы — буряты, эвенки, русские. У них у всех разная культура и традиции.
Сибирячк: Да, ребята, народы Сибири разные, но все они приветливые, дружные и гостеприимные люди.
|