Цель:
- Познакомить детей с природной достопримечательностью Прибайкалья – озером Байкал;
- развивать бережное отношение к экосистеме озера;
- развивать эстетические чувства при восприятии красоты озера, любовь к родному краю.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к обитателям озера
- формировать дифференцированные представления о байкальской воде как среде обитания растений и животных.
3)Воспитывать эстетические чувства при ознакомлении с озером Байкал
Материалы и оборудование:
кукла «старичок- Сибирячок», игрушка «нерпа», для эксперимента -два сосуда с водой, глина, воронка, губка. Картинки –омуль, виды Байкала. Пазл «нерпа».
Ход занятия:
В гости к ребятам пришел «старичок- Сибирячок» и принёс письмо:
«Вам пишут животные и обитатели озера Байкал, и просят нас о помощи. Туристы, приезжающие на отдых, загрязняют самое уникальное творение природы.»
Итак, отправляемся спасать озеро Байкал. Озеро Байкал – самое древнее озеро на Земле. А еще это самое глубокое озеро в мире и самое чистое.
Одна из особенностей озера – необычайное разнообразие животного и растительного мира окружающей природы.
Множество обитающих в озере животных и растений не встречается больше ни в одном водоеме мира.
В Байкале обитают 52 вида рыб, среди них омуль – небольшая рыбка, живущая только в Байкале. (показать картинку)
Есть на озере еще одно чудо. А, кто это- вам поможет узнать вот этот волшебный конверт (в конверте пазл «Нерпа»). Если вы правильно сложите картинку, то отгадаете загадку:
И не рыба, и не кит
Кто она- поди узнайка!
Рыбу ловит и молчит. (нерпа).
В Байкал впадает 336 рек. Они приносят грязь, мусор, но вода в озере всегда остается чистой и прозрачной. Хотите узнать почему? (ответы детей)
В Байкале живут множество животных и растений. Самые древние – пресноводные губки. Всю свою жизнь они проводят в одном месте: прикрепляются и растут. Через свои поры (дырочки) они пропускают воду. Бактерии и частицы водорослей приклеиваются к липким воротничкам, а чистая вода выходит через специальное отверстие. Вот так вода и становится чистая.
А чтобы проследить как вода очищается, давайте проведем опыт.
Опыт (ход): в воронку вставить губку и пропустить через нее воду, смешанную с глиной. Дети наблюдают, как проходя через отверстия губки, вода очищается.
Вопросы детям:
В какой воде рыбка захочет жить, в чистой или грязной? (ответы детей)
Что станет с рыбой, если она будет жить в грязной воде? (ответы детей)
А что нужно делать, для того, чтобы вода всегда была чистой? (ответы детей).
Физминутка:
В нашем краю горы высокие – подняться на носки, руки вверх
Реки глубокие – наклоны вперед
Леса большие – выпрямиться, руки в стороны
А мы — ребята, вот такие! – выставить большой палец.
А сейчас я хочу проверить, как хорошо вы знаете наш родной край, в котором вы живете.
Для этого мы проведем игру-викторину.
Викторина:
- Детеныш байкальской нерпы? (Белёк)
- Река, вытекающая из озера Байкал? (ангара)
- Птица, живущая на Байкале, ангаре? (Чайка)
- Одно из основных видов деревьев растущих на Байкале? (кедр)
- Единственное млекопитающее, живущее в открытых водах озера Байкал? (нерпа)
- Одна из самых знаменитых рыб Байкала? (омуль)
Литература:
- Л.А. Мишарина «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал»
- Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных» /Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
- Российский журнал «Сибирячек», 1992 г.
|