Технологическая карта педагогического мероприятия (по технологии «Ситуация» Л.Г. Петерсон)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад № 173
Воспитатель первой квалификационной технологии Мушникова Ольга Михайловна
Возрастная группа Подготовительная к школе группа, 6 – 7 лет
Форма организации,
Скачать конспект
количество обучающихся Подгрупповое занятие, 15 человек.
Тема занятия «Путешествие на озеро Байкал» (с использованием Квест-технологии)
Культурная практика Игровая деятельность (И), коммуникативная деятельность (К), познавательно-исследовательская деятельность (П-И), восприятие художественной литературы (ХЛ), двигательная деятельность (Д)
Используемые технологии и методики Информационно-коммуникационные технологии
Игровые технологии (квест-технология), здоровье сберегающие (технология В.Ф. Базарного «режим динамических поз»)
Цель занятия Создание условий для развития экологической культуры детей через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья.
Задачи
|
Образовательные
|
Развивающие
|
Воспитательные
|
Закрепить навыки ориентировки в пространстве, по карте-схеме, по словесной инструкции, умение определять направление маршрута. Обеспечить усвоение знаний детей о родном крае.
|
Способствовать развитию социально-коммуникативных качеств путем
коллективного решения общих задач. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
|
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чувство взаимопомощи.
|
Развивающая предметно-пространственная среда
|
Интерактивная доска SMART, презентация по теме, карта Иркутской области, иллюстрации с изображением нашего края, макет о. Байкал, посылка Сибирячка (камешек, песочные часы), «препятствия» (мягкие модули).
|
|
Ход занятия.
|
Этап
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Планируемый результат
|
- Вводный
(организационный момент)
|
Приветствие:
Доброе утро, детям говорю,
Доброе утро, я вас всех люблю,
Желаю вам хорошо заниматься,
Смелыми быть и ума набираться.
|
Дети, желают друг другу доброго утра иулыбаются, здороваются друг с другом.
|
Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой.
|
Актуализация знаний.
|
-На почту детского сада пришла посылка для детей нашей группы. Обратного адреса не указанно.
-Кто интересно нам отправил посылку?
-Правильно, мы не сможем ответить на вопрос, если не узнаем, что в посылке.
|
Ответы детей
Высказывают личное желание участвовать
Открывают. В посылке байкальский камешек, карта и песочные часы.
|
Самостоятельное обобщение.
Дети смогут делать предположения.
|
II Основной этап.
Открытие детьми нового знания.
Слайд 1 (Сибирячок)
|
Вы догадались от кого посылка?
-Правильно, посылка от нашего друга Сибирячка. Письмо: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я давно живу на берегу озера Байкал. Я знаю, что вы очень любознательные, добрые и отзывчивые ребята. Поэтому я обратился к вам за помощью. Помогите мне навести порядок на берегу Байкала, чтобы все животные, рыбы, птицы были рады. С уважением Сибирячок - Поможем Сибирячку? - Как вы думаете, зачем в посылку Сибирячок положил карту и песочные часы? - Правильно по карте определим, куда нам идти, а часы помогут определить время, отведенное для выполнения заданий. - Чтобы помочь Сибирячку, надо отправиться в путешествие на Байкал и будем мы волонтерами-экологами. - Как вы думаете, кого так называют? - Правильно это люди, которые помогают всем, кто в этом нуждаются.
|
Слушают, формулируют ответ
Ответы и рассуждения детей
Высказывают личное желание участвовать
Отвечают, скандируют все вместе: Кто природе помогает - не тратит время зря, Прекрасными делами наполнится земля!
|
Совместная деятельность, обмен мнениями.
Положительный эмоциональный настрой.
Самостоятельное применение полученных знаний на практике.
|
Режим динамических поз
|
- Отправляясь в путешествие, мы разделимся на группы: по цветам - зеленые и синие.
-Что, по-вашему нам необходимо взять с собой?
|
Дети делятся на группы
Рассуждения и ответы детей
|
Самостоятельное применение полученных знаний на практике.
|
Подвижная игра Слайд 2 (Рюкзак)
|
«Собери рюкзак»
|
Дети собирают рюкзаки по группам, кто быстрее.
|
Положительный эмоциональный настрой, физическая активность.
|
Проблемно ориентировочный
Решение проблемных ситуаций
Слайд 3 (Карта)
|
-Отправляемся в путешествие, вы готовы?
- Вперёд, глядя на карту, по стрелка, на помощь Сибирячку!
-А вот и полянка. Ребята, посмотрите... Да, на этой лесной полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему?
-Правильно, здесь ничего нет, потому что вся она завалена мусором, а животные и растения не могут жить, и расти там, где все загрязнено.
-Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать?
- Конечно же убрать весь мусор.
|
-Ответы детей
-Дети поднимают руки вверх с возгласом «Эхе-хей!».
-Дети становятся друг за другом, берутся за руки, смотрят на карту, ищут первое задание и передвигаются по карте.
-Все вместе (двигаясь по стрелкам по маршруту, преодолевая препятствия):
-Друг за другом становитесь,
крепко за руки беритесь,
по дорожкам, по тропинкам,
не спешим, не отстаем,
в путешествие пойдем!
- Рассуждения и ответы детей:
1. Кто-то тут купался, загорал,
Жег костер, цветы срывал,
Веселились, как могли,
Пили квас, консервы ели.
2. Хороводы, песни пели
И остались на поляне
У потухшего костра,
Две разбитые стекляшки,
Банки, бублики, бумажки
Словом, мусора гора.
|
Активность,
желание высказаться,
умение сформулировать свой ответ, самостоятельное применение полученных знаний на практике.
|
Подвижная игра
|
«Береги природу - кто больше соберет мусора»
|
Дети собирают мусор с полянки, в специальные пакеты, сортируя его.
|
Положительный эмоциональный настрой, физическая активность.
Самостоятельное применение полученных знаний на практике.
|
Информационный
Слайд 3 (животные о. Байкал)
|
-Увидев полянку чистой, все жители леса скажут вам:
Продолжим наше виртуальное путешествие, как вы думаете, какие животные Прибайкалья здесь будут жить?
|
Все вместе: «Спасибо!»
Отвечают, рассуждают
|
Расширение знаний детей о животном мире Прибайкалья
|
Аналитико - практический
Фито пауза
Дыхательная гимнастика
Слайд 4 (Лекарственные растения о. Байкал)
|
-Озеро Байкал своей целительной силой наполняет всё вокруг, и растения, которые растут на его берегах. Кто может их назвать, глядя на слайд?
- А теперь рассмотрите их в сушёном виде, понюхайте.
|
Рассматривают, теребят, нюхают мешочки – саше с лекарственными байкальскими травами (чабрец, ромашка, полынь и др.).
|
Расширение знаний детей о растительном мире Прибайкалья
|
Игра на развитие слухового внимания
Слайд 5 (Виды о. Байкал)
|
-Ребята, существуют правила поведения в лесу, а вы их знаете?
-Давайте поиграем в игру «Если я приду в лесок». Если вы согласны отвечаете «да» и хлопаете руками, если не согласны, то «нет», топаете ногами.
|
Дети выполняют:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
|
Положительный эмоциональный настрой,
физическая активность,
развитие произвольности поведения,
слухового внимания.
|
Слайд 6 (Болото)
|
- Ребята, посмотрите, дальше на карте изображено болото, как нам его перейти?
|
Рассуждают, высказывают предложения, как перейти болото.
|
Опыт поиска приемлемого выхода из сложной ситуации
|
Слайд 7 (звуки, виды о. Байкал)
Слайд 8 (Странник)
Слайд 9 (Вид о. Байкал сверху)
|
- Куда же мы пришли? - Да, это берег озера Байкала.
- Кто знает, почему озеро называется Байкалом? – Есть легенда:
- «Давным-давно тоже жили люди. Им не хватало пищи и воды, стали они искать новое место для жизни. Встретили странника, поделились своим горем. Он рассказал о
месте на земле, где воды вдоволь, леса полны орехов, грибов, ягод, дичи. И пошли все за странником. Идут по горам, идут по лесам, а пути конца и края нет. Стали старика бранить. Вывел странник людей к впадине, окруженной горами, вырвал из груди сердце и бросил его на землю. И обрадовалось озеро, от леса до самых гор. И услышали люди последний звук, который сказал странник «Байкал». Так и назвали люди образовавшееся озеро - Байкал, что означает богатое озеро.
- Вот такая история… Что вы сейчас чувствуете? Что хотите сказать?
|
Высказывают предположения
Отвечают
Слушают легенду, глядя на слайды, представляя картинки в воображении, сопереживая услышанному.
Делятся своими эмоциями, чувствами
|
Опыт активного слушания, сопереживания
Новое знание
Опыт обмена чувствами, желание и умение понять, услышать другого
|
Развивающие игры малой подвижности с байкальским камешком, с макетом о. Байкал:
1 - «Богатства Байкала»
2 – «Заселим о. Байкал»
|
- Камешек в посылке Сибирячка с берега Байкала. Поиграем с ним:
1) Вспомним «жителей» Байкала.
2) Вернём «жителей» Байкалу.
Рассматривание готового макета, обмен мнениями.
|
1) Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу.
2) Дети выбирают по группам, какую часть Байкала будут заселять жителями: дно, берега, леса. Располагают вокруг макета фигурки, картинки, прир. материал (подготовлены заранее, из пластилина, солёного теста, принесены из дома) Высказывают личное желание участвовать
|
Активизация в речи слов, связанных с темой о. Байкал (Омуль, медведь, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, Енисей, шаман-камень, куница)
Расширение пространственных представлений об образе озера, его «жителей»
|
III. Заключительный этап.
Элементы рефлексии.
Слайд 10 (Сибирячек с шишками, камешками и просьбой их украсить)
|
Подведение итогов деятельности.
Подарки от Сибирячка (природный материал с о. Байкал).
Организует оценивание детьми собственной деятельности:
– Чем занимались?
– Кому помогли?
– Почему вам это удалось?
Актуализирует: какие способы, действия, знания привели к результату: сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха: "Вам удалось, потому что вы узнали новое об о. Байкал, научились слышать, внимательно слушать, сочувствовать, договариваться, выручать, помогать друг другу.
|
-Дети делятся своими впечатлениями.
-Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным, делятся мнениями о проделанной работе (как и с кем).
-Отвечают на вопросы.
-Высказывают личное желание участвовать в играх – путешествиях, «разрисовать», украсить подарки Сибирячка.
|
Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.
Дети смогут рассказать, что помогло достичь поставленной цели.
|
Список используемой литературы:
Мишарина Л.А. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал»: Учеб, пособие. Иркутск, 2006 г.
Мишарина Л.А. «Байкал - жемчужина Сибири» Учебно-методическое пособие. - Иркутск ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011 г.
Николаева С.И. Парциальная программа «Юный эколог» Для работы с детьми 3-7 лет - М: Мозайка - Синтез 2016 г.
|