Усугубление экологической проблемы в нашей стране обостряет необходимость интенсивной, просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Я полностью разделяю мнение Э. Н. Николаевой – автором программы «Юный эколог», что дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной организации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим людям.
Так же я считаю, что основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанного – правильного отношения к природным явлениям и к объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человека выход из сложившейся ситуации.
Углубляясь в работу экологического мировоззрения у детей я столкнулась со следующими проблемами, что ни только, дети, но и родители неправильно понимают, что такое экология, недостаточно знают растительный и животный мир нашего края и что самое обидное – практически ничего не знают о таком уникальном озере, как Байкал.
Крупнейший байкаловед, член-корреспондент РАН, директор лимнологического института Г. И. Галазий писал: «Что нужно также воспитывать в людях любовь к нашему краю, ознакомить с красотами и богатствами сибирских просторов. Ведь здесь, на необъятных просторах, человек имеет большую возможность испытать себя, полнее проявить творческие возможности. Сибирь необычно многообразна. Здесь человек встретит прекрасные уголки горных территорий, сухие и каменистые степи, полупустыни и пустынные барханы, дремучие леса и бескрайние просторы завораживающих тундр, суровые морозы и летнюю жару. И почти все эти сочетания есть на Байкале!»
А еще, в своей книге «Байкал в вопросах и ответах» Г. И. Галазий писал «Байкал замечателен еще тем, что это крупнейшее хранилище и фабрика самой высококачественной и пока еще относительно чистой пресной воды. Редкая чистая вода обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира. Однако достаточно нарушить одно из звеньев очень сложной и строго сбалансированной системы пищевых и других взаимоотношений как вся экосистема будет распущена».
В журнале «Сибирячек» есть замечательное высказывание В. Жемчужного: «Когда живешь на Байкале – в этом храме, сотворенном из первобытных скал, чистейшей воды, таежного воздуха и тишины, — трудно поверить в то насилие, которое творит «цивилизованный» мир над природой. Путешественник, исследователь Жак Ив Кусто писал: «Человек должен научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за их обитателями».
Сегодня время переосознания своего места на земле и во вселенной для всего человечества, и думается, что Байкал, в новой шкале ценностей, займет подобающее ему место величественного памятника культуры природы, а, следовательно, и общечеловеческой культуры.
О Байкале создана обширная специальная литература. Однако для широкого круга читателей она мало доступна, а голод на познавательную литературу об озере по-прежнему велик. Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете. Мы с рождения впитываем в себя картины своей родины. Они влияют на наш характер и в немалой степени определяют нашу человеческую сущность. Мы живем подле Байкала, и не можем похвалиться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его невозможно. Исходя из этого, мы решили начать с детьми работу по воспитанию экологического мировоззрения на основе изучения природы родного края, одновременно проводить просветительную работу с родителями.
Такая работа важна тем, что сближает воспитателей, родителей и детей, способствует созданию дружеских отношений, взаимопонимания.
В своей работе по ознакомлению детей с природой родного края, озера Байкал, я столкнулась с такими трудностями:
- нет систематизации материала по данной проблеме
- отсутствие дидактического материала, адаптированного для детского сада
- мало художественной литературы
- к сожалению, приходится констатировать, что в современных условиях семейное воспитание несет значительные потери в связи с крайне неустойчивой социально-экономической ситуацией в стране, вынуждающей родителей переключать свои усилия на создание материального фона семьи как условия её выживания.
С. Н. Николаева в своей методике по экологическому воспитанию считает, что главная цель экологического воспитания – формирования начала экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Т. И. Попова в своей комплексной программе «Мир вокруг нас» пишет: «Что нас может окружать! Люди, предметы, сооружения, созданные людьми, природа и ее явления: воздух, вода, земля, огонь, растения, животные, звезды, планеты. Всё это проявляется, соотносится, развивается в определенном порядке».
Мудрецы древней Греции назвали порядок гармонией, а беспорядок — хаусом. Они же заметили закономерность: там, где наблюдается порядок – соотношение, которое выражается в соразмерености, соцветии, созвучии, согласии, — можно чувствовать, наблюдать красоту. Соразмереность, соцветие, созвучие создают образы предметов и явлений. Гармония и образность – главные признаки присутствия красоты, которая является созидательной структурирующей силой мира. Ее можно обнаружить в каждом листочке, в каждой травинке, в пении птиц, и журчании ручья.
Необходимость природной развивающей среды в условиях детского сада подчеркивал Фридрих Фребель (1780 – 1852 гг.). Особую популярность эта идея приобрела в начале 20 века среди теоретиков свободного воспитания о создании «идеального» детского сада, где ребенок мог бы развивать свои возможности в 20 годы говорил К. Н. Вентцель в своей книге «Свободное воспитание и идеальный детский сад», Москва, 1915г.
Роль окружающей обстановки и воспитания детей подчеркивал С. Г. Шацкий в своей книге «Среда – воспитатель и проблема детского сада», Москва, 1925г.
Образец развивающей среды был создан в 20 – е годы Е. И. Тихеевой и описан в её книге «Детский сад по мотиву Тихеевой», Москва, 1930г.
В своей работе я поставила цель: заложить в фундамент личностной культуры, гуманистические качества в детях, знать и любить природу родного края, бережно относиться к ней, охранять ее.
Добиться своей цели я решила через решение таких задач:
- выявить уровень экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сфере детской личности при взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценке себя
- дать не только конкретные знания о мире природы Байкала, но и о связях и закономерностях её явлений
- формировать у детей действенное отношение к природе, охранять, обогащать ее, закреплять практические навыки правильного взаимодействия с природой, развивать нравственные качества, эстетические чувства
- познакомить детей с природоохранной деятельностью Байкало-Ленского заповедника
Анализируя свою деятельность по формированию у детей экологического мировоззрения, я поняла, что моей экологической готовности не достаточно, поэтому я составила план повышения своей экологической готовности работы с детьми по формированию экологической культуры.
- проводить исследовательскую работу в районном методическом объединении по экологии
- провести экологолизацию предметно-развивающей среды в группе
- изучить и проанализировать энциклопедии, специальную и художественную литературу о нашем крае
- внедрять интегрированное обучение, разработать содержание по ознакомлению детей с природой родного края
- проводить просветительную работу среди родителей
- наладить тесное сотрудничество с Байкало-Ленским заповедником.
Начав работу по экологическому воспитанию, я провела анкетирование родителей. В анкету были включены вопросы экологического содержания, по природе родного края и озере Байкал. Я выяснила, что некоторые родители неправильно понимают значение слова «экология». Большинство родителей бывали вместе с детьми на Байкале, к сожалению, совсем немногие родители знакомы с животным и растительным миром уникального озера, очень скудные знания о самом Байкале, его экологических проблемах, природоохранных зонах.
Экологическое воспитание в системе непрерывного образования – это новое направление в дошкольном воспитании, поэтому идет поиск путей его осуществления, одним из которых является организация окружающей среды. Идея развивающей среды не нова.
Предметная среда окружает и влияет на ребенка уже с первых минут его жизни. Однако истинно развивающей средой является, та, в которой ребенок может самостоятельно действовать. Вот поэтому свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды.
Для ознакомления детей с природой родного края и озером Байкал, я оформила уголок «Край родной». Здесь я разместила: карту озера Байкал, альбомы: «Цветы Байкала», «Птицы Байкала», «Животный мир Байкала», сделала коллекцию байкальских камней, гербарий лекарственных трав; оформила панно «Лес и его значение», «Кому нужна вода», «Кому нужны деревья», «Цепи питания», «Этого не следует делать в природе»; поместила в уголок фотоальбом «Байкал. Баргузинский заповедник» Алексея Фрейдберга – этот альбом знакомит с неповторимыми пейзажами, животным и растительным миром Баргузинского заповедника, показывает жизнь природы во всех её сезонных проявлениях; приобрела детскую художественную и энциклопедическую литературу о родном крае; поместила в уголок подборку журналов «Сибирячек», «Сибирь – мой край родной»; подобрала аудиокассеты: «Голоса птиц», «Звуки природы» и видеокассеты: «Четыре строки о Байкале», «Растительный мир берегов Байкала».
Для реализации работы по ознакомлению с природой озера Байкал, я стала искать новые формы и методы, и поняла, что проводимая работа требует идти в ногу с наукой, используя новые технологии. Для этого я внедрила метод экологического проекта.
Позитивные стороны этого проекта: учет возрастных особенностей связан с личностно ориентированным обучением и может широко использоваться в любой группе детского сада. Позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применять их на практике.
Работа проводилась поэтапно. Первый этап – подготовительный. В этот период моей задачей было заинтересовать детей. Я подготовила для детей письмо, которое якобы пришло от Лесовичка. В этом письме Лесовичок сообщает о том, что на Байкале случилась беда: нерпа попала в рыбацкие сети, нерпёнок остался один, без мамы и ему грозит беда. Дети заинтересовались, кто такой нерпёнок, где живет, появилось желание помочь малышу. Они начали рассматривать альбомы, книги о Байкале, расспрашивать родителей, обращаться к ним с просьбой, свозить их на Байкал.
Второй этап я считаю основным.
Одной из форм организации детей при ознакомлении с природой родного края являются занятия. Так, например, на занятии «Первое знакомство с Байкалом» я познакомила детей с географической картой, расположением озера Байкал, рассказала об уникальном озере, о реках, о ветрах. Познакомились с самым крупным островом Ольхон.
На занятии «Животный мир Байкала» закрепили знания о природе Байкала, о рыбах и млекопитающих. Познакомились с цепью питания животных.
На занятии «В гостях у Лесовичка» познакомились с кедром, кедровыми орехами, их неоценимой пользой для человека и диких животных.
Такие занятия, как, например, «Какие разные птицы», «Кто живет в лесу», «Все нужны на земле» способствовали изучению не только растительного и животного мира, но и умению составлять рассказы о птицах и животных.
На занятии «Земля заповедная» дали понять о назначении заповедника и парка, о различии между ними, уточнили знания детей предназначении Красной книги. Большой интерес вызвали у детей нетрадиционные занятия такие, как «Путешествие в лес», «КВН», «Заседание клуба почемучек».
Очень часто я использовала игровые обучающие ситуации, которые строились по типу сюжетно-дидактической игры. В обучающих играх я использовала кукольных персонажей (Незнайку, Доктора Айболита, Карлсона). В рамках игры дети получали новые знания наблюдения за объектами.
Параллельно с занятиями знакомила детей с художественными произведениями, легендами и сказками о родном крае и об озере Байкал. Эти произведения дополняли и обогащали впечатления детей. Так, из стихов Михаила Трафимова, дети узнали, о жизни и повадках животных и птиц. Заучивание стихотворения «Кедровки» помогло детям узнать, что эти птицы прячут орешки в мох, а потом их забытых семян вырастают новые деревья. Детям очень нравились стихи, в которых воспевались красота Ангары, могущество Байкала. Считаю, что эти стихи помогли мне воспитать в детях чувство гордости за родной край, эстетический вкус.
Загадка служит увлекательным способом обучения. Поэтому в своей работе с детьми я включала загадки о Байкале, его животном и растительном мире.
Для активизации педагогического процесса, направленного на развитие детей активно использую связь с общественностью. Была организована встреча с сотрудником музея природы Бурятии Степановой Валентиной Дашинимаевной. Одевшись в бурятский национальный костюм, она в доступной форме рассказала детям о людях, живущих в Бурятии, их быте и традициях. Дети с интересом слушали рассказ о том, что уже 200 лет живет на Байкале человек. Древние охотники и рыболовы бережно и любовно относились к природе. Это и понятно – Байкал и окружающие его берега поили, кормили и лечили человека. Старый эвенк, прежде чем срубить дерево для тагана, просил у березы прошения за то, что рубит её по необходимости.
На одном методическом, объединении по экологии мне посчастливилось познакомиться с сотрудниками Байкало-Ленского заповедника, вспомнив об этой удивительной встречи, я решила с ними познакомить детей. Так в детском саду состоялась встреча. Софья Агеева и Ирина Шитикова рассказали ребятам о происхождении озера Байкал. Их увлекательный рассказ сопровождался показом иллюстраций, так дети узнали, что в древнее время на берегах Байкала водились мамонты и динозавры. На прощанье, с детьми была проведена викторина о Байкале. Каждому участнику викторины, писательница Софья Агеева подарила свою книгу «Заповедные тропинки». От этой встречи у детей остались яркие впечатления, они с удовольствием слушали рассказы из подаренной книги, рассматривали иллюстрации и расспрашивали, когда же еще приедут эти гости. Так, по просьбе детей была организована вторая встреча, на которую Софья и Ирина привезли экспонаты своего музея. Дети с большим интересом слушали рассказы сотрудниц о нерпе, рыбке голомянке, бычках, бокоплавах, промысловых рыбах. У детей была возможность не только послушать рассказы, но и посмотреть все в натуральном виде, потрогать. В конце была проведена дидактическая игра «Угадай кто я?», в которой дети закрепили все полученные знания о животном мире Байкала. На этой же встрече мы получили приглашение посетить музей Байкало-Ленского заповедника.
С помощью родителей организовала поездку в музей. Эта поездка оставила у детей незабываемые впечатления. Сотрудник музея Ирина Шитикова в доступной форме рассказала детям, что основная задача заповедника – сохранять в первозданном виде животный и растительный мир, изучать его в ненарушенном состоянии, проводить научно-исследовательские работы. Кроме этого, у детей была возможность пополнить знания о животном и растительном мире Байкала, прибайкальской зоны, полюбоваться ландшафтами. Спустя неделю, мы свозили детей в музей Байкал в поселок Листвянка. В этом музее познакомились с макетом озера, увидели интересную коллекцию байкальских камней, разнообразие животного мира.
Я считаю, что посещение музеев, это начало приобщения к ценностям культуры, общего развития личности ребенка, воспитание любви к малой родине.
В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале. Естественно, сухое познание природы ни к чему не приведет. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится. Поэтому, совместно с родителями совместно с родителями мы организовали поездку на это уникальное озеро.
Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером это огромная радость и огромное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы.
Нужно было видеть удивление и восторг, в глазах наших детей, когда все дружно высыпали на берег Байкала. Казалось, что другого берега даже не видно, так велико это озеро. Каждому не терпелось потрогать набегавшие волны. Отметили, что вода очень прозрачная и холодная. Ребята восторгались красивыми камушками и гладко отточенными стеклышками. Но, вскоре, восторг сменился разочарованием: весь берег был захламлен мусором, радует, что это заметили сами дети. Мы ждали решение ребят. Вдруг Алеша Добрычев предложил собрать мусор в пакеты. Так была проведена акция по очистке берега Байкала. Считаю, что эта встреча оставила в сердцах наших детей неизгладимый след.
После поездки на Байкал предложили детям нарисовать то, что их больше заинтересовало, понравилось им. Потом дали задание детям на дом: составить рассказ к своему рисунку. Дети с большим желанием выполняли работу. Все рисунки с рассказами собрали вместе, и вот получилась книга, созданная рукам детей. Осталось придумать название. После долгих споров пришли к единому мнению, что самое подходящее название «Все о Байкале». Дети с большим интересом выполняли аппликацию «Мой Байкал», лепили нерпу с нерпенком.
Одним из методов формирования экологической культуры, любви к родному краю является игра, поэтому в своей работе с детьми я использовала подвижные экологические игры. Так, например, игра «Пищевые цепочки» закрепляют знания детей о связях и закономерностях между явлениями и объектами природы, подводит к пониманию невозможности изменения отдельных элементов природы, без нарушения целостности экосистемы.
В игре «Загадочная тропинка» подвели детей к установлению взаимосвязи между особенностями внешнего вида, объектов природы и приспособлением к окружающей среде (защитная окраска и маскировка). Игра «Лиса и зайцы» помогла уточнить и закрепить представление об особенностях образа жизни и повадках животных, подвели к установлению взаимосвязей между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания.
Ознакомление с художественной литературой, просмотр фильмов, беседы по содержанию подвижных игр о животных, анализ структуры знакомых детям подвижных игр помогли мне по аналогии создать собственные игры. Так, в своей группе мы придумали подвижные игры «Олени и волки», «Охотники и нерпы», «Божьи коровки». Придумывание игр самими детьми способствует их творческому развитию, повышает интерес к движениям, развивает логическое мышление и речь.
В результате всей проделанной работе известная аксиома «игра – отражение жизни» нашла свое подтверждение. У детей появилось желание играть в такие творческие игры, как «Путешествие по Ангаре», «Байкало-Ленский заповедник», «Поездка на Байкал», «Экспедиция в Баргузинский заповедник» и др. Игры с такой тематикой захватывали детей, они длились в течение нескольких дней и даже переносились в условия семьи.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребенка, не может не оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства.
Важнейшим аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Я постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков мир, который он создает вокруг себя.
Нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое – экологически неграмотное поведение взрослых. Более адекватным становится педагогическое сопровождение (ненавязчивый совет, аргументация доводов), которое позволяет с детьми усваивать новые формы взаимоотношений с природой и социумом, направленные на постепенное вытеснение потребительского отношения пониманием того, что окружающий мир – объект постоянной заботы людей и что за его благополучие каждый несет персональную ответственность.
Вся работа с детьми проводилась в тесном сотрудничестве с семьей. Совместно с родителями организовали поездки, викторины, развлечения, досуги, оформили книгу «Все о Байкале»
В результате был систематизировала материал по ознакомлению детей с растительным и животным миром Байкала. Разработала цикл занятий, викторин, развлечений, досугов о Байкале;
- Результаты диагностики уровня знаний детей по природе Байкала за 3 месяца стал выше в среднем на 40 %
- Родители стали более компетентны в экологических вопросах, у них появился интерес и желание знакомиться с природой нашего края, им стали близки экологические проблемы озера
- Данный опыт заинтересовал коллег, многие решили обязательно использовать его в своей работе.
- У детей сформировались первоначальные представления об экосистеме озера Байкал, пищевых зависимостях, которые существуют в нем, а также детям стало более понятно многообразие живой природы.
- Благодаря систематической работы по ознакомлению с природой родного края дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, делать простейшие умозаключения. Дошкольники стали обнаруживать сочувствие ко всему живому, проявлять чувство радости, удовлетворения, хорошее настроение, активное доброжелательное поведение.
Анализируя свою работу по теме» Воспитание любви к родному краю на примере озера Байкал» я поняла, что экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Байкал создан как венец таинств, природы, не для производственных потребностей, а для того чтобы мы могли пить из него чистую воду, главное и бесценное богатство, любоваться его красотой, дышать чистым воздухом.
Как хорошо, что у нас есть Байкал – могучий, богатый, величественный, неповторимый! Как хорошо, что он у нас есть!
Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свою малую родину и беречь ее.
Перспективы:
- включить в воспитательный процесс туристско — кроеведческую работу, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом, насыщение совместной деятельности общением, игрой и творчеством для придания ей большей привлекательности
- создать дома и в детском саду особую психологическую среду, сориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру взаимоотношений, эмоциональную отзывчивость)
- обеспечить преемственность содержания экологического образования с начальной школой.
Список литературы:
- Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – 384 с., ил.
- Горбунова В. А., Мишарина Л. А. Ориентировачная оригинальная программа занятий о растениях: Учебн. Пособие. – Иркутск: Изд – во Иркут. Гос. Пед. Ун –та, 1999 – 124 стр.
- Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое обществоРоссии, 2000. – 63стр.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений/ Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001 – 224 стр.
- Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст. Пособие для родителей, педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2000. 128 с.: (развитие и воспитание дошкольника).
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и стар. групп дет. Сада: Книга для воспитателей детского сада – 2-е издание М. Просвещение, 2000. -208 с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 184 стр.
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М.: ООО Фирма Издательство АСТ 1998 г. 320 стр. (Страна чудес).
- Павлюченкова Элита. Байкал вблизи. Путешествие без приключений. Иркутск: Издательство Иркут. 1997г. 127 ст.
- Попова Т. И. Мир вокруг нас. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 г 202ст.
- Кондратьева Н. Н. и др. – «Мы» 2-е издание испр. и допол. – СПб: «Детств-пресс», 2000. – 240 стр.
|