Горелова Наталия Евгеньевна. Статья «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ»

Статья «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ»

Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих особенности психического или физического развития. Раньше таких детей называли отстающими в развитии, имеющими дефекты развития, инвалидами и т.п., что приводило к стигматизации детей и их родителей. Сейчас введена более корректная терминология – дети с особыми образовательными потребностями и дети с ограниченными возможностями здоровья. «Особенный» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним.

И такой подход в смене терминологии является правильным. Есть, конечно, условная норма развития, на которую ориентируются педагоги при составлении и реализации образовательных программ, при оценке уровня развития и способностей детей. Но, в отношении детей с особыми образовательными потребностями имеет смысл говорить в первую очередь об индивидуальной норме, о том, что нормально для каждого отдельно взятого ребенка, и, исходя из этого, выстраивать педагогическую работу с этим ребенком. Однако, терминологический аппарат специальной педагогики и психологии меняется медленно, поэтому наряду с современными корректными формулировками специалисты еще используют устаревшие в их контексте «дефекты развития», «патологию развития» и др. Это связано с тем, что основы отечественной специальной психологии и педагогики базируется именно этих «устаревших» терминах, которые были введены еще Л.С. Выготским, К.С. Лебединской, В.В. Лебединским, М.В. Певзнер и др.

Специальная педагогика опирается в первую очередь на индивидуальный подход, ведь каждый ребенок есть индивидуальность, а задача педагога – «научить» ребенка с учетом его индивидуальности, а не вопреки ей. «Особенный» ребенок имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую должен оказывать только специально подготовленный педагог. Профессиональная деятельность воспитателя взаимодействует и с разными видами социально-педагогической, реабилитационной, психотерапевтической, коррекционной и др. видами деятельности, и направленно только к одной цели – помощи ребенку в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

 

Если мы говорим о дошкольных образовательных учреждениях, то дети с ограниченными возможностями здоровья есть практически в каждом детском саду. Какие-то дети имеют уже четко диагностированную специализированными комиссиями «особенность» развития, какие-то дети вызывают у педагогов подозрения. Эти две категории детей в равной степени заслуживают внимания воспитателя как педагога и психолога. И только знание основ специальной психологии и педагогики позволит организовать для них грамотную квалифицированную психолого-педагогическую помощь.

Кому как ни педагогу не знать, что такие «особенные» дети, со своими желаниями, стремлениями, внутренним миром, желают достичь того же, что и их сверстники. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья в двойне не легкий труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма. Престиж воспитателя складывается из его культуры и профессиональной компетентности, который постоянно надо подпитывать и совершенствовать.

Так, например, в рамках своей должности я работаю в логопедической группе в детском саду. Все воспитанники в этой группе имеют направление от психолого-медико-педагогической комиссии на обучение в этой специализированной группе по адаптивным программам в соответствии с имеющимися у них и установленными отклонениями в речевом развитии от условной нормы. Без знаний основ дефектологии и специальной психологии я могу осуществлять по сути только присмотр за этими детьми.

Кончено, педагогическое воздействие на «особых» детей базируется и на основе общепедагогических и обще дидактических принципах работы. Но только лишь их использование в работе не обеспечивает коррекционной направленности обучения, которая столь необходима детям с речевыми дефектами. Знание же и умение использовать основы специальной педагогики и психологии, знание особенностей развития детей при том или ином нарушении развития, понимание соотношения первичного и вторичного дефекта, понимание того влияния, которое оказывает патология психического или физического развития на личностное развитие ребенка позволяет грамотно и компетентно организовывать образовательно-воспитательно-коррекционную работу с детьми с особыми образовательными потребностям, которая в итоге будет являться эффективной. Педагог должен понимать психологические особенности и проблемы «особенных» детей, стремление его, тревоги и психические закономерности, уметь направлять, поддерживать, помогать ребенку, помогать преодолеть его проблемы. Должен уметь разбираться в негативных проявлениях «особенного» ребенка, замечать признаки нервозности, агрессивности или наоборот утомляемости ребенка вялости. Если воспитатель правильно организует психолого-педагогическое воздействие это предупредит, появление нежелательных отклонений в поведении ребенка.

Аналогичная ситуация с детьми, в отношении которых педагог имеет подозрения, что у них есть какая-либо патология развития. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагога, ведь чем раньше выявлено отклонение, тем проще и быстрее его скорректировать, что является одним из принципов специального образования. Только знание возрастных особенностей детей, закономерностей психического развития в норме и патологии позволяет делать предположения о наличии или отсутствии каких-либо патологий и обращаться к родителям с рекомендацией пройти специализированное обследование для уточнения состояния ребенка.

Важным аспектом в работе педагога является взаимодействие с родителями воспитанников детских садов. Если у воспитателя возникают подозрения, что у ребенка может быть какое-либо отклонение в развитии от условной нормы – он должен поделиться ими с родителем и порекомендовать пройти специализированное обследование с целью уточнения состояния ребенка. И здесь может возникнуть большое количество конфликтов с родителями и вполне обоснованных.

Так, если воспитатель не знает основ специальной психологии и педагогики, не знает точных проявлений различных отклонений, не владеет терминологией, не понимает причинно-следственных связей и т.д., то но просто огорошивает родителя сообщением, например, «Ваш ребенок аутист, пройдите обследование, чтобы это подтвердить». Родитель в смятении, родитель в панике, родитель, в конце концов, оскорблён… И не без причины, ведь его ребенка просто, без причины, обозвали «аутистом».

Для проведения подобных бесед с родителями необходимо полностью владеть информацией, знать терминологию и уметь донести суть до родителя. То есть специалист должен пояснить родителю, что у ребенка имеются некоторые особенности поведения, особенности познавательной и игровой деятельности, которые резко отличают его от других детей и затрудняют его естественное развитие. Специалист должен именно выразить свои подозрения, обоснованные подозрения, а не говорить «У вашего ребенка …, обследуйтесь». Необходимо именно пояснить родителям для чего нужно обследование, и к чему может привести отказ от обследования. А грамотно и компетентно это можно сделать только при условии знания и понимания основ специальной дошкольной психологии и педагогики.

Таким образом, область применения знаний специальной психологии и педагогики не ограничивается только лишь системой специального образования. В идеале, этими знаниями, хотя бы их основами, должен обладать каждый педагог (воспитатель), работающий с детьми. Только тогда возможна организация полноценного инклюзивного образования, а дети с особенностями развития перестанут быть «отсталыми» и «инвалидами», а станут «особыми».

Просмотров: 596
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Великоборец Ольга Владимировна, Скворцова Любовь Николаевна. Презентация: 'Особенности развития тактильного восприятия у детей в домах ребенка'
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Кулешова Марина Александровна. Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
  • Филипова Елена Владимировна. Доклад «Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения»
  • Мария Мазурик. Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Силаева Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Русакова Татьяна Витальевна. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Демирова Эльмира Тажудиновна. Доклад на тему: «Психолого — педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь