Подготовили: воспитатели подготовительной группы №4 «Радуга»
- Вавилина Н.А
- Алтухова В.Н.
В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встает извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать – проблема, требующая специального рассмотрения в современных условиях.
Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности, ориентацию на общечеловеческие ценности, что влечет за собой немалые изменения содержания, методов, средств и форм приобщения ребенка к действительности.
В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы.
К.Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!»
Устное народное творчество, писал А.Н. Толстой, — это «не только плод народного досуга. Оно было достоинством и умом народа. Ставило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой почитанием отцов и дедов».
Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в пространстве, а также предназначаются взрослым для выражения своей любви к ребенку, нежности, заботы, веры в его ум, силу, красоту "Сашенька хороший, Сашенька пригожий…», «Маша черноброва…», «Расти коса до пояса…»). В поэтических произведениях нет никаких назиданий, но между строк читается народная дидактика, школа материнства.
Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек, колыбельных.
Побасенки — поэтические миниатюры для назидания, поучения ( «Федул, что губы надул?»)
Небылицы основаны на неправдоподобии, вымысле, однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подменные взаимосвязи живой действительности, укрепляют в нем чувство реальности.
Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. В каждой дразнилке – заряд исключительно эмоциональной силы (например, «Архип – старый гриб», «Ябеда – беда, тараканья еда» и т.д.)
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в то же время остаются просто игрой. Этим они и привлекают детей.
Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них – богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка – полезное упражнение для ума, своеобразное испытание на сообразительность. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира.
В богатейшей сокровищнице народного творчества одно из значительных мест занимают пословицы и поговорки, которые представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословицы и поговорки обогащают и украшают язык, органично вплетаются в народную речь, они естественны и неотделимы от нее. Обращенные к детям, они могут открыть им некоторые нормы поведения, моральные нормы ( «Родной куст и зайцу дорог», «Добро творить – себя веселить» и др.) Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Сказанное, например, при виде брошенной одежды: «Делано наспех – и сделано на смех» крепко запомнится и пояснит малышу лучше скучных наставлений.
Заклички, игровые припевы, приговорки, которые некогда принадлежали «взрослому» фольклору, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это обращение к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, ветру и др. ( «Дождик, дождик, пуще! Дай хлеба гуще!»).
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительной отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, соответствуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Хороводы были издавна любимым развлечением молодежи. В хороводе слились воедино танец, игра и песня. Хороводы разнообразны и богаты как по драматургии, так и по хореографии. В хороводных песнях ярко раскрываются нравственные и эстетические идеалы наших предков.
Русская народная песня. Народные песни, составляющие обширную и разнообразную область фольклора, — это, прежде всего лирика «для взрослых». Эстетические потребности дошкольника полностью может удовлетворить детский песенный фольклор. Песня предлагает ребенку обширный круг поэтический ассоциаций. Белая береза, разлившаяся весенняя вода, белая лебедушка…Все эти образы становятся основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.
Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения Родине и народу.
Сказки…Трудно представить себе мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» — понятия неотделимые. Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Они издавна составляет элементы народной педагогики. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.
Дети легко запоминают сказки. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки открывают безграничный простор для фантазии, будят и развивают воображение ребенка. По праву сказку считают образцом национального искусства слова.
Духовность, по мнению педагога Г.П. Шевченко, – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, благотворительности, это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность.
Использование в работе с дошкольниками культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.
Основная установка при организации процесса приобщения ребенка к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным.
В своей работе мы используем метод интеллект-картирования. Этот метод оказался очень эффективным, интересным и не сложным в использовании.
Благодаря интеллект-картам дети лучше запоминают изученный материал.
Например: совсем недавно прошедшие новогодние праздники мы проговариваем, вспоминаем каждую мелочь по этой теме: традиции нашего народа, главные атрибуты праздника, какие праздники считаются новогодними и т.д. Затем берем ватмат или 12 часть ватмана, определяем главную картинку, которая ассоциируется с темой (сугробы, елочка и т.д.) помещаем эту картинку в середину. Затем рисуем от главной картинки (слева-направо) стрелки разных цветов. Под каждой стрелкой мы делаем рисунок (разбиваем главную тему на подтемы). А уже каждую подтему раскрываем рисуя дальше стрелочки того же цвета, с помощью рисунков, которые выполняют дети.
Таким образом интеллект – карту дети создают самостоятельно, при этом запоминая и закрепляя данную тему. За основу можно взять любую другую тему: весна, осень, насекомые, животные, путешествие и т.д.
Спустя некоторое время дети смогут вспомнить давно пройденную тему просто посмотрев на интеллект-карту:
В группе проводились мероприятия для родителей и детей.
В сентябре: была проведена консультация на тему: «Русские народные традиции»
В октябре был проведен мастер-класс для детей и родителей по теме «Народная игрушка из глины», а также была организована экскурсия в музей ДОУ о теме «Народное творчество»
В ноябре с детьми была сделана интеллект-карта на тему: «Мое село»,
«Народная игрушка», «Традиции и обычаи», «По следам сказок»,
В декабре совместно с детьми была сделан макет русской избы»
Также на протяжении всего года проводились Русские народные праздники, в которых дети принимали активное участие.
По мнению А.П. Усовой, маленьким детям еще не доступно сознательное усвоение понятия Родины, патриотическое воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него. Такой благоприятной почвой и является народное творчество во всем его многообразии. И не надо придумывать ничего нового, это уже есть в каждом из нас. Нужно только глубже заглянуть в себя и вспомнить мамину колыбельную, бабушкину сказку, лапту, в которую играли с друзьями во дворе.
Вводить элементы народной педагогики в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями. Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь только народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребенка ему в равной степени необходима и современная песня, и современная литература, игрушка и т.п.
Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого. Это и является основой глубокой гуманизации образования.
|