муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35»
Подготовила: воспитатель Тазалова Н.А. г. Арзамас, 2016 г.
Программное содержание: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.
Средства: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон (или ноутбук с колонками); аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки.
Способы: включение аудиозаписи песни о Родине, художественное слово (чтение стихотворения Е. Аксельрода «Наш дом»), рассматривание карты России, словесная игра «я начну, а вы продолжите», рассказ воспитателя, вопросы – ответы, рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, физкультминутка (Башкирская народная игра «Юрта»), рассматривание книг со сказками разных народов России, изделий народных промыслов.
Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Звучит в аудиозаписи песня о Родине.
- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
- Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
Рассматривание карты России.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
- Наша страна называется … (Россия).
- Наша страна очень … (большая, огромная).
- В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
- Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
- Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)
- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха, Осенины, праздник жаворонков и др.)
- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Физкультминутка. Башкирская народная игра «Юрта».
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Ребёнок читает стихотворение.
В день солнечный июльский –
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык наш русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Рассматривание книг со сказками разных народов России.
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
Рассматривание изделий народных промыслов.
- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)
- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.
- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)
- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.
- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!
Дети исполняют песню о Родине.
- Люди могут отличаться друг от друга цветом кожи: у одних она белая, у других — смуглая, а у третьих — совсем темная. Кроме того, они могут отличаться и формой глаз: у одних они пошире, у других — поуже. У каждого народа свои обычаи. Но все народы похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно и никогда не ссориться друг с другом.
Кабардинец и чуваш,
В хоровод вставайте наш!
Адыгеец и хакас,
Вместе пустимся мы в пляс!
И татарин, и башкир
- Все за счастье, все за мир!
Или «Нас много на шаре земном»
окончание
- Итак, в России живут не только русские люди, но и, например, узбеки, грузины, азербайджанцы, белорусы. Взрослые работают, дети ходят в школы и детские сады. Большинство этих людей живет в мире друг с другом, и это прекрасно.
- Мы с вами знаем, что люди бывают плохими и хорошими. Важно понимать, что человеческие качества никак не связаны с цветом кожи или разрезом глаз. Нельзя формировать своё отношение к человеку на основе его национальной принадлежности. Относиться плохо нужно к человеку злому, жадному, лживому. А к людям добрым и честным естественно испытывать симпатию, независимо от их национальности.
- Ребята, давайте с вами нарисуем человека какой – либо национальности с протянутыми для хоровода руками. А затем из рисунков составим хоровод дружбы.
Литература:
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
- Л.Л. Мосалова «Я и мир» Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с.
|